Ильдус Янышев - председатель совета директоров ГПБ «Контр»:

- При существующих технических возможностях сотовых операторов, провайдеров и специальных служб (например, система «СОРМ») абсолютно защитить конфиденциальность передаваемых сообщений невозможно. Можно только вести речь о построении эффективной защиты информации от конкурентов, при условии, что не используются нелегальные каналы тех же операторов или правоохранительных органов. Гораздо важнее заботиться об утечке информации от собственного персонала. Для меня лично естественнее говорить и делать то, за что потом не было бы стыдно отвечать или быть объектом шантажа или преследования правоохранительных органов. Это лучший способ быть защищенным на 100 процентов.

Евгений Крылов - генеральный директор «Татинком-Компьютерс»:

- Я всегда при разговоре по телефону стараюсь лишнего не говорить. Это началось еще со времен проводной связи, когда кто-то мог неожиданно включиться в чужой разговор. Все вопросы надо решать лично. Иначе информацию люди могут узнать и использовать против тебя, восприняв ее как угодно. И это касается не только бизнес информации, но и личной. Мало ли какие семейные тайны могут быть потом использованы против тебя. Конечно, все вопросы лично решить невозможно, но надо стараться это делать. С утечкой информации мы сталкивались, ведь она утекает не только через телефон, но и через выброшенные черновики, бумаги. Слава богу, пока никто грамотно не воспользовался той информацией, которая от нас утекла.

Альберт Бикбов - генеральный директор ООО «НэоТрейд»:

- Любой прогресс имеет оборотные стороны. Бизнес у нас не такой уж и большой, поэтому прятаться не от кого и незачем. Чистота и прозрачность – первый уровень защиты. Он должен быть у любого бизнеса, тогда никакого «колпака» он бояться не будет. А зачем тогда эти программы, если для налоговой и рейдеров у нас в бизнесе все прозрачно?

Второй уровень защиты – специальные программы, которые следят за утечкой информации. У нас стоит программа «Спектр-360», которая контролирует все, вплоть до того, какая информация копируется на флешки. По поводу утечки, кстати, к сотрудникам у меня нареканий нет. Но есть по поводу того, как они используют интернет. Некоторые сотрудники слишком уж часто сидят в социальных сетях, кто-то пытается музыку скачать…

Что касается системы Android, то ее знает огромное количество людей, и она свободна, поэтому вирусы под эту систему сделать очень легко. Есть вирусы, которые с точностью до сантиметра отражают месторасположение человека, есть вирусы, которые записывают даже, когда телефон выключен. Но если есть вирусы, будут и антивирусы. Есть программы, которые от взлома защищают даже почту. Но техника безопасности здесь одна: при серьезных переговорах выключать телефон и даже вынимать аккумулятор. Или оставлять на выходе. И не важно, какой он марки, такие программы уже есть под все телефоны. Чем больше компания, тем дороже информация, тем серьезней должна быть система безопасности, тем больше на нее надо тратить денег.

Евгений Степанов - заместитель генерального директора ОАО «ICL-КПО ВС»:

- Я никогда не сомневался, что операторы связи могут отследить, где находится телефон в конкретную минуту. Само собой, что на серверах операторов хранятся все SMS, которые вы отправляете и получаете. Наверняка они могут и слушать ваши разговоры. И чем «навороченнее» телефон, тем больше вероятность его отслеживания. Другое дело, что отслеживать все это - достаточно трудоемко, и требует большого количества ресурсов.

Отследить все и всех практически невозможно. Поэтому нужно просто оценивать, интересны ли вы лично для кого-то и есть ли у вас такие враги или конкуренты, которые готовы платить немалые деньги за такую слежку. Ну, а то, что какие то бизнес-вопросы нельзя доверять телефону, это, по-моему, всем понятно.

Фарит Мухамедьяров – генеральный директор ГКО «Сабантуй»:

- Утечка информации у нас иногда случается, не по телефону, конечно. Программ–шпионов бояться бессмысленно, надо просто контролировать свои разговоры, что мы и делаем. А сами «продукты творчества» воруются, к сожалению. Причем, предотвратить и доказать это практически невозможно.

Михаил Скоблионок - владелец сети элитных казанских гостиниц «Регина»:

- Знаю, но чего мне бояться? Я всегда говорю то, что могу сказать прилюдно и в любом месте. Утечка в бизнесе неизбежна. Есть вещи, которые знают все, и мелочи, которые не знает никто. И не должен знать. И эти мелочи – главное. Это как рецепт блюда. Он вроде одинаковый, а у всех получается по-разному, у кого-то вообще не получается. Так вот эти мелочи говорить не надо.

Валерий Абсалямов - директор ЦДН «Валери»:

- Неприятно, конечно, осознавать, что разговор могут подслушивать. Но с другой стороны, неужели разговоры которые ведут казанские бизнесмены, могут кого-то интересовать? Скорее всего, для тех, кто запустил эти программы-шпионы, будут интересны более серьезные и влиятельные люди…

Булат Абдулкин - главный инженер ЗАО «Кулонстрой»:

- Это всем известный факт. Я вообще всегда разговоры веду из расчета того, что они могут быть не просто прослушаны, а опубликованы. Особенно аккуратно веду личные разговоры. Утечка, она неподконтрольна, тут даже советовать «опасаться» бессмысленно.

Рустем Камалов - председатель совета директоров ОАО «Татбенто»:

- Знаю, но ущерба мне это, слава богу, никогда не приносило. Бояться шпионских программ не стоит, они все равно неизбежно будут внедряться в нашу жизнь. Советую всем аккуратнее вести диалоги, вот и все.

Раис Гумеров – генеральный директор ОАО «Мелита»:

- Да, но страха особого нет. Никто у нас криминальных разговоров не ведет. Сам факт существования программ известен, но неприятен. С утечкой информации мы сталкиваемся, к сожалению, постоянно. Не через телефон, конечно. С утечкой невозможно бороться. Главное для нас - предпринимать меры, чтобы не утекали уникальные технологии. Но все равно наши новые модели через какое-то время появляются у наших конкурентов. Так что мы стараемся беречь ключевые моменты, сохранить полностью тоже можно, но цель при таком раскладе не оправдывает средства.

Марат Бикмуллин - председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- Когда, я разговариваю по телефону, то отдаю себе отчет в том, что его могут прослушивать. В наше время утечка информации не является чем-то удивительным. Хотя в моих разговорах и нет ничего секретного, что могло бы заинтересовать кого-то.

Айрат Хабибуллин - директор АН «Домус»:

- Конечно, меня очень волнует утечка информации! Нужно обязательно наложить штрафные санкции на тех, кто допустил подобное. Сейчас в свободном доступе интернет, так что неизвестно, где и какая информация потом может появиться. В нашем деле многие разговоры носят статус секретности, ведь речь идет о серьезных сделках, о больших суммах. Но не всегда возможно обсуждать информацию по защищенным каналам связи, поэтому все же приходится доверять сотовым телефонам.

Дилюс Шавалиев - генеральный директор инвестиционной компании «Капитал Менеджмент»:

- Это неприятная ситуация, но дело в том, что мы живем во времена активно развивающихся информационных технологий, так что некоторая утечка информации всегда возможна. Тем, чей бизнес связан с какими то секретными технологиями, наверное, следует нанять штат сотрудников, которые будут следить за безопасностью компьютеров и мобильных телефонов. В любом случае, нужно быть внимательными, и понимать, что такие ситуации возможны. А еще надежнее - купить дешевый мобильный телефон без доступа в интернет, и особо «секретные» разговоры вести по нему.