В этом году состоится уже шестой фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Открытие фестиваля, которое состоится 13 февраля, будет посвящено 110-летию со дня рождения Жиганова В этом году состоится уже шестой фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Открытие фестиваля, которое состоится 13 февраля, будет посвящено 110-летию со дня рождения Жиганова Фото: tatar-congress.org

СИМФОНИЯ ЖИГАНОВА, КОТОРАЯ НЕ ИСПОЛНЯЛАСЬ 40 ЛЕТ

В этом году состоится уже шестой фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Как обычно, его программа ориентируется на знаменательные юбилейные даты, которых в 2021 году оказалось довольно много. Открытие фестиваля, которое состоится 13 февраля, будет посвящено 110-летию со дня рождения Жиганова, потому мы остановили выбор на его произведениях 1960–1970 годов (этот период творчества нашего главного композитора-симфониста можно назвать неоромантическим). В программе концерта прозвучит Восьмая симфония, которая не исполнялась уже более 40 лет! Это будет, конечно, такой музыкальный «деликатес». В наследии большинства композиторов мира есть подобные редко исполняемые произведения, и их возвращение на сцену всегда не только художественное, но и историческое событие.

Рядом с забытой симфонией прозвучат и жигановские хиты: знаменитые «Симфонические новеллы», созданные на основе музыки к неоконченному балету «Желтый аист» по мотивам китайской притчи, и ставшая в последние годы популярной сюита из балета «Нжери» по мотивам африканской легенды (эта сюита обрела новое дыхание в концертной редакции Анатолия Луппова).

Конечно, хотелось бы, чтобы прозвучал и главный симфонический хит Жиганова — Вторая симфония «Сабантуй», но двум симфониям в одной программе будет тесно. К счастью, есть праздничная увертюра «Сабантуй» — своеобразный музыкальный дайджест знаменитой симфонии, который в свое время сделал Фуат Мансуров. Она и откроет фестиваль.

Сладковский — один из сильнейших современных российских дирижеров, который сыграл всего Шостаковича, Рахманинова, Чайковского, Малера и, безусловно, открыл новый путь в музыкальный мир ЖигановаФото: ГСО РТ

Сладковский открыл новый путь в музыкальный мир Жиганова

Как показали исполнения в предыдущих фестивальных программах Пятой и Девятой симфоний под руководством Александра Сладковского, музыка Жиганова сейчас воспринимается по-новому, более объемно. Сладковский — один из сильнейших современных российских дирижеров, который сыграл всего Шостаковича, Рахманинова, Чайковского, Малера и, безусловно, открыл новый путь в музыкальный мир Жиганова. Многие коллеги-музыканты, у которых, как мне известно, разные музыкальные вкусы, после исполнения Пятой и Девятой говорили одно и то же: «У меня гордость за татарскую симфоническую музыку!» Сейчас у меня нет никаких сомнений в формулировке «Жиганов — симфонист мирового уровня». Я смогу это доказать на любой международной конференции.

Звучание в исполнении разных дирижеров всегда помогает симфониям раскрыться в полной мере. В этом году за дирижерским пультом на первом концерте фестиваля по приглашению маэстро Сладковского будет стоять Рустем Абязов — один из самых ярких музыкантов Татарстана, обладающий своим тонким слышанием татарской музыки.

ЯХИН — КРУПНЕЙШИЙ В ТАТАРСКОЙ МУЗЫКЕ МАСТЕР КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Второй концерт «Мираса» состоится 17 февраля. Мы посвящаем его еще одной знаменательной дате — 100-летию со дня рождения Рустема Яхина. У композитора лишь одно симфоническое произведение крупной формы. Но зато какое! Первый в татарской музыке Концерт для фортепиано с оркестром — абсолютно не стареющая музыка из «золотой коллекции» татарских симфонических хитов. Он прозвучит в первом отделении. Главная интрига здесь — кто его сыграет. А сделает это (дальше три слова по-татарски, чтобы сохранить интригу) яшь пианист, композитор, жырчы. Это имя в последнее время набирает популярность в разных областях музыкального творчества, но еще не появлялось на афише ГСО РТ — Миляуша Хайруллина.

А во втором отделении будет роскошный букет из песен и романсов. Яхин — крупнейший в татарской музыке мастер камерно-вокальных жанров, так что в посвященном ему концерте они необходимы. Чтобы показать его огромную роль в продвижении данного жанра в татарской музыке, в программу включены произведения не только Яхина, но и других татарских композиторов разных поколений, ведь он повлиял на всех тех, кто его слышал. Будут исполнены «Где ты?» и «Мои глаза ищут тебя» Яхина, «Ветка сирени» Жиганова, «Жду тебя» Сары Садыковой, «Ты говорила мне» Энвера Бакирова, «Сююмбике» и «Буду помнить тебя» Резеды Ахияровой, «Светлая надежда» и «Еще не поздно» Эльмира Низамова, «Ты позабудь…» и «Я — Татарин» Рашида Калимуллина. Некоторые в симфонической аранжировке гости услышат впервые.

Песни исполнят молодые звезды, уже ставшие признанными мастерами татарского академического и эстрадного пения: Илюса Хузина, Филюс Кагиров, Ильнар Миранов, Ильгиз Мухутдинов. За дирижерским пультом — молодой маэстро, ставший как интерпретатор татарской музыки настоящим открытием предыдущего нашего фестиваля, дирижер Большого театра России Айрат Кашаев.

ГИТАРА БЫЛА ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СРЕДИ ПЕРВЫХ ТАТАРСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОРКЕСТРОВ

Заключительный концерт фестиваля состоится 20 февраля. Для себя я трактую его как сопоставление истории и современности, как платформу для творческих экспериментов, стартовую площадку для новых или хорошо забытых старых композиторских имен. Поэтому особенность заключительного концерта — динамичная программа из произведений малых форм, богатая на музыкальные события. Кстати, здесь часто можно говорить слово «впервые» — в программе много премьер. Например, к 130-летию со дня рождения Султана Габаши впервые с симфоническим оркестром прозвучит его, пожалуй, самая известная песня «Кукушка» в транскрипции Ильяса Камала, которая была сделана по моей просьбе специально для фестиваля (солистка — Алина Каримова).

Также впервые на фестивале прозвучит музыка композиторов Зульфии Рауповой (танцы из оперы «Белый волк»), Рената Хакимова («Тофаларские напевы» — сюита на фольклорном материале самого малочисленного тюркского народа России) и Альберта Шарафутдинова (фантазия на татарские темы в транскрипции для курая и симфонического оркестра Камала).

Мы будем продолжать и поиск новых форм, стилей и тембров татарской академической музыки за счет обращения к традиционным инструментам, к приемам традиционного музицирования. В прошлом году на просьбу о создании произведения для кыл-кубыза с оркестром откликнулась талантливая Эльмира Галимова, а скрипачка Дина Закирова взяла на себя смелость впервые сыграть на нем с симфоническим оркестром. В этом году Галимова специально для фестиваля написала Концерт для гитары с оркестром. Как известно, в начале ХХ века гитара являлась одним из самых популярных инструментов среди шакирдов и музыкантов первых татарских национальных оркестров. Это будет мировая премьера! Первое исполнение произведения, интерес к которому усиливается благодаря солисту — гитаристу Айнуру Бегутову, чей сольный альбом недавно набрал миллион прослушиваний на французском музыкальном портале.

ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ ФЕСТИВАЛЬ ТАТАРСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ должен быть художественным событием

Еще мировые премьеры фестиваля «Мирас»: симфоническая картина «Зилант» Ильгама Байтиряка, который в последнее время плодотворно работает в области симфонической музыки, и «Казанские истории» Калимуллина — самого яркого мастера симфонического оркестра среди современных татарских композиторов.

Кроме того, в программе прозвучит музыка композиторов-классиков: Хуснуллы Валиуллина, Мирсаида Яруллина, Рената Еникеева и старейшего композитора Татарстана Луппова. Солисты — очень интересные музыканты, мастера исполнительского искусства: Гульнар Ярмиева (курай), Рустем Рахматуллин (гармоника). Дирижер — яркий и опытный исполнитель татарской музыки, профессор Ринат Халитов.

Каждая программа фестиваля «Мирас» является результатом архивных поисков, большой подготовительной работы с нотным материалом, деятельности по восстановлению партитур. И в этом историко-мемориальная функция мероприятия. Но мы стремимся к тому, чтобы единственный в мире фестиваль татарской симфонической музыки был в первую очередь художественным событием. Потому работы по сохранению национального классического музыкального наследия и творческие поиски нового звучания татарской симфонической музыки продолжатся.

Вадим Дулат-Алеев