Минземимущество РТ и китайская Great Wall Motor Company ltd поставили крест на проекте по сборке джипов в особой экономической зоне "Алабуга". Стороны приняли решение ликвидировать совместное предприятие ОАО "Великая стена Алабуга авто", созданное в начале 2007 года для реализации проекта строительства сборочного производства. Китайская компания при этом сослалась на макроэкономическую ситуацию в мире и невозможность получить статус резидента ОЭЗ "Алабуга".

Елабуге в очередной раз не повезло с джипами. Ситуация с китайскими инвесторами выглядит как настоящее дежавю. В конце 90-х в Елабуге провалился проект по сборке Chevrolet Blaizer. После дефолта 1998 года на площадке скопились сотни непроданных машин, от которых совместному предприятию GM и ЕлАЗа с трудом удалось избавиться на фоне роста долларовых цен на автомобили в три-четыре раза за два-три месяца.

И вот история повторяется. Если, конечно, не считать того, что до сборки машин на этот раз дело не дошло. Планы китайцев в Елабуге были грандиозными. В СП, в котором Great Wall принадлежало 74,76%, а Татарстану – 25,24%, они планировали инвестировать $100 млн. и выпускать 50 тыс. автомобилей ежегодно. Предполагалось, что это будут четыре модели – внедорожник Hover и четыре модели седанов.

В Елабуге эти планы воспринимали с крайней степенью энтузиазма. Еще бы: еще вчера заштатный городишко на глазах превращался в Детройт российского масштаба (напомним, SOLLERS ведет здесь сборку нескольких моделей Fiat). Но надеждам не суждено было сбыться.

Похоже, что китайская экспансия в Елабугу не состоялась не только из-за мирового кризиса. Во всяком случае, проволочки с оформлением необходимых документов со стороны федеральных чиновников начались еще до кризиса. Руководство Great Wall весной высказала предположение, что ему не дают статус резидента ОЭЗ в Татарстане из-за того, что этому воспротивились российские автопроизводители, напуганные тем, что китайские компании начали стремительно проникать на российский рынок с крайне дешевыми автомобилями.

Ринат Билалов