1. День нефтяника в Альметьевске традиционно выдался насыщенным. Кроме целой серии концертов, автопробега, уличных перформансов и активностей, накануне в нефтеграде торжественно открылся ряд знаковых объектов — от скверов до уникальных образовательных учреждений. Первым делом большая правительственная делегация во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым и рядом министров и крупных руководителей приехала в школу анимации, которую «Татнефть» создала совместно с «Союзмультфильмом». Как рассказал «БИЗНЕС Online» замдиректора школы Алексей Покровский, который раньше сам работал на старейшей мультипликационной студии, эта площадка — первая в России, а идея ее создания принадлежала гендиректору «Татнефти» Наилю Маганову, который как-то на встрече с предправления «Союзмультфильма» Юлианой Слащевой рассказал, что ребята в Альметьевске очень творческие и им просто не хватает места, где можно развивать эти навыки. И предложил выделить помещение и помочь с закупкой оборудования.

  2. В результате было создано два креативных пространства, включающих в себя компьютерные классы для обучения техникам анимации в стиле 2D и 3D, мокап-студию (захват движения), зоны комиксов, мини-библиотеку, студию звукозаписи, мини-кинозал, фотостудию и др. В рамках школы будет организовано две учебные группы: для дошкольников, младших школьников (от 5 до 12 лет, самые маленькие смогут заниматься вместе с родителями) и более старших детей. Всего в школе смогут обучаться около 120 ребят. Ценовая политика определяется как средняя и ниже средней: минимальный ценник за месяц (8 занятий) — 1,5 тыс. рублей для начинающих. Для ребят постарше месячные курсы компьютерной графики обойдутся в 4 тыс. рублей. Кстати, учебные программы — самые разные: есть долгосрочные, двухлетние, можно выбрать готовую программу, или, например, курсы по сценарному мастерству, рассчитанные на 2–3 месяца, или вообще интенсивы по режиссуре и блогингу на две недели — в каникулы. По словам Покровского, сейчас идет набор групп — желающих много. Сами занятия начнутся приблизительно с середины сентября.

  3. «Я сам потрясен, — признается директор „Союзмультфильма“ Борис Машковцев. — Когда смотришь проект — одно, а когда получается так, как было задумано, — подобное редко бывает. Я надеюсь, что это в том числе и кадровый резерв, потому что для „Союзмультфильма“, как и для всей российской анимации, очень важно действительно стать индустрией. Подобное нельзя делать в рамках одного города — только в масштабах страны. А в Татарстане сочетается и наука, и культура, и большое желание, и развитая экономика. Мы нашли здесь партнера, обладающего ресурсами, которых нет у нас».

    «Нужно понимать, что анимационная студия — это не только мультфильмы, а большой рынок. Основная идеология проекта — в том, чтобы научить и дать возможность реализовать на практике полученные знания и компетенции. Посмотрите, есть геймификация, реклама, различные видеоинструкции, которые нужно визуализировать. Здесь будет не только игра и визуализация, но очень мощная образовательная программа», — оценивает происходящее по просьбе «БИЗНЕС Online» министр культуры РТ Ирада Аюпова.

  4. Следующая образовательная площадка — еще круче. Это долгожданный инженерный лицей, который строился на средства «Татнефти» (1,2 млрд рублей!), но процесс сдачи забуксовал — мол, подрядчики превысили смету. Так или иначе 1 сентября супершкола, рассчитанная на 858 учеников, распахнула двери — здесь есть 25-метровый бассейн, кабинеты для кружков и воркаут-площадка, а актовый зал — общественное пространство с подушками и огромным экраном — открыт для детей постоянно. Потолок амфитеатра украшает 10-метровый макет махолета Леонардо да Винчи. В лицее планируется создать профессиональные мастерские и лаборатории, в которых будут использованы как традиционные технологии (деревообработка, металлообработка, покраска и пр.), так и новые (3D-печать, лазерная резка и т. д.). В лицее запланированы лаборатории робототехники, керамики, студия звукозаписи, видеостудия, оркестровая, класс 3D-физкультуры.

  5. Лицей работает по системе «Образовательная карта», которая дает возможность лицеистам при помощи единой карты пройти в школу, открыть личный шкафчик, вести учет выданных в библиотеке книг и учебников, оплатить школьное питание и проезд в общественном транспорте. Президент инспектировал его довольно придирчиво. Он заметил, что интерактивные панели в классах могли быть более совершенными, и напомнил, что, например, в Международной школе Казани на панелях можно писать мелом. Нагуманов объяснил, что они стоят в 3 раза дороже. Стены коридоров, выложенные декоративным кирпичом, Минниханова тоже не впечатлили: «Сюда бы рисунки». А еще один недочет нашел сам Маганов — по его мнению, в кабинетах нижнюю часть раковины стоило бы вмонтировать в стену.

  6. «Очень красивая, хорошая школа, — тем не менее резюмировал президент, обращаясь к собравшимся в учительской преподавателям. — Начал я рассказывать, нельзя ли поярче стены сделать для детей, а мне говорят: „Это скандинавский стиль“. Сейчас будем везде продвигать скандинавский стиль». Учителя рассмеялись шутке президента и поблагодарили его на татарском языке за красивую республику. Благодарный отклик работников образования был обращен и к Маганову. «Наиль Ульфатович, мы вас благодарим за такой уникальный подарок нашему городу и всей нашей Республике Татарстан, которой мы можем гордиться. Мы хотим, чтобы в этой школе…» — не успела закончить фразу педагог, потому что ее прервал адресат. «Ребят, пока президентом является Рустам Нургалиевич, у нас такие объекты будут!» — заключил под общие аплодисменты Маганов.

  7. Еще одной точкой маршрута стал новый общественно-культурный центр «Альмет», в который «Татнефть» превращает бывший универсам. Здание в итоге приросло на три этажа, увеличило свои объемы в 2 раза и обзавелось изумительной кружевной вуалью, которая на самом деле стилизована под последовательность нефтеносных пластов Альметьевского выступа. Общественный центр сам пока не работает — здание еще не получило заключение о соответствии, поэтому всем гостям выдали каски. Впрочем, два объекта в нем — выставочный центр и научный центр «Альметрика» — уже готово, в будущем, как ожидается, здесь появится еще лингвистический центр, который займет весь третий этаж, и многофункциональный зрительный зал с телескопической трибуной, рассчитанный на 270 мест и позволяющий проводить концерты, спектакли и кинопоказы. Кроме того, на первом этаже будет кафе с выходом на парковую площадь, а на четвертом — ресторан с сезонной верандой на эксплуатируемой кровле.

  8. На первом этаже в выставочном центре готовится к открытию выставка музыкальных инструментов народов мира. Для нее Маганов выкупил коллекцию инструментов председателя союза композиторов РФ и РТ Рашида Калимуллина — она является одной из крупнейших частных коллекций подобного содержания в России и крупнейшей в республике. Она состоит из 624 музыкальных инструментов народов мира, в том числе 116 тюркской группы. Центральный элемент — рояль, принадлежавший Дмитрию Шостаковичу. Интересно, что после прекращении работы экспозиции инструменты будут переданы музыкальным учреждениям, чтобы они могли звучать.

  9. Там же организована интерактивная экспозиция музея одной картины. Полотно достойное — «Мадонна с младенцем» итальянского художника эпохи Возрождения Франческо Убертини, известного как Баккьякка. Картину, написанную в 1535 году, передал в дар городу банк «Зенит», которому она досталась в 2006-м. Минниханову ее презентовал советник правления банка Дмитрий Жуков. Он рассказал, что автор жил и творил вместе с Рафаэлем. Картина была написана на дереве, а в дальнейшем — в конце XIX века — ее реставраторы перенесли на холст, потому что в российском климате дерево трескается. «Это новодел, получается?» — уточнил Минниханов. «Нет, ее ювелирно аккуратно срезали и переложили на холст, а потом закрепили. Приезжал флорентийский мастер, который подтвердил ее подлинность», — объяснил Жуков. «БИЗНЕС Online» он рассказал, что банк искал полотну более достойное применение, чем бы оно просто висело в кабинете у председателя правления. «Мы надеемся, что после окончания выставки картина переедет в альметьевскую картинную галерею, где ей будет оказан достойный прием», — заключил он.

  10. В интерактивном научно-техническом центре «Альметрика» на 850 «квадратах» разместилось порядка 55 сложных интерактивных экспонатов, наглядно и понятно объясняющих основные законы физики. Главная концептуальная идея — создание интерактивной экспозиции, посвященной метрологии и международной системе единиц (СИ), так что центр разделен на 8 тематических кластеров: «Килограмм», «Метр», «Секунда», «Моль», «Кельвин», «Ампер», «Кандела» и «Джоуль». Экспонаты устроены так, что любой желающий, экспериментируя с ними, может изучить принцип работы гироскопа, особенности маятникового движения, преобразование энергии или, например, собственный вес на разных планетах. Оптимальный возраст для посещения, как шутит директор «Альметрики» Александр Савинич, — от 2 до 99 лет. Ожидается, что «Альметрика» станет центром притяжения научного школьного сообщества со всего мира.

  11. Изучил Минниханов и ход строительства нового научно-исследовательского и учебного центра для будущей Высшей школы нефти. Работы ведутся на улице Советской, на месте пустыря, рядом с акваторией реки Зай, на площади более 15 гектаров. Первая очередь строительства включает в себя общежитие для студентов и аспирантов общей жилой площадью 14,5 тыс. кв. метров. Также на территории возведут лабораторно-исследовательский корпус на площади более 13 тыс. кв. м, в котором будут работать 428 сотрудников «ТатНИПИнефти». Последующие этапы работ включают в себя возведение учебно-лабораторного комплекса для студентов и преподавателей АГНИ. Также на обширной территории запланировано строительство жилых кварталов на 1,1 тыс. квартир. Кроме того, здесь будет возведен отдельный жилой квартал для преподавателей на 226 квартир и еще один детский сад.

  12. Дальше Минниханов ознакомился с преобразованным прогулочным проспектом, в который за последние два года превратилась центральная улица Ленина. Помимо гранитных тротуаров, здесь появились новые общественные площадки. Одна из них — сквер «Студенческий». Делегация приехала к скверу по-студенчески — на троллейбусе.

  13. На открытии сквера было шумно и весело: подростки изучали хип-хоп под соответствующие музыкальные ритмы на TikTok-фестивале, рядом исполняли озорное ска, на следующей сцене пели и танцевали. Сквер был заполнен активной молодежью. Это в своей речи отметил и президент.

    «Альметьевск — молодежный город. 70 тысяч молодежи проживают в этом прекрасном городе. С каждым годом он становится красивее. Мы видим, как много делается в рамках парков, скверов, благоустройств, и, самое главное, все это делается благодаря нефтяникам, поддержке компании „Татнефть“. Не только в вашем городе. Многие республиканские программы реализуются за счет нефтяной промышленности. Конечно, нефтяная промышленность — это и малые компании. Но основа — компания „Татнефть“. Главное, чтобы не имелось ограничений, чтобы цена на нефть была хорошая, а все, что мы заработаем, пошло на благосостояние жителей республики», — сказал Минниханов.

  14. Прогулка по улице Ленина продолжилась в Чайном сквере на Ленина, 8. В обновленном общественном пространстве можно было выбрать книгу и записаться в местную библиотеку, принять участие в мастер-классах. Стихи татарских поэтов читали актеры Альметьевского драмтеатра. Здесь же расположился торговый ряд «Сенного базара». Торговцы и мастера предлагали приобрести продукцию с национальной символикой: от калфаков и украшений до изделий из кожи.

  15. Если все утренние и дневные концерты в Альметьевске отменили из-за особой санитарно-эпидемиологической ситуации, то вечернее торжество состоялось. С 17:30 до 22:00 толпу, которая под конец насчитывала несколько тысяч человек, развлекали «Мураками», «Машина времени», «Ленинград» и другие, а в промежутках награждали лучших работников «Татнефти», причем не только добытчиков, но и медиков, и даже поваров. «Это не только нефтяники, но и учителя, и полицейские, и продавцы, и дорожники — все те, для кого мы делаем мир лучше. Нефть здесь не самоцель. Мы добываем нефть для всех нас. Для того, чтобы строить школы, больницы, жилье, детские сады и дороги. Мы все вместе можем сделать наш мир, город, регион лучше», — сказал Маганов, вручив награды. И обратил внимание толпы на соблюдение мер предосторожности: «Я вижу, что многие в масках, но есть те, кто их снял, — стоит надеть. Болезнь не отступила. Берегите себя», — по-отечески попросил он. К слову, на входе на концертную площадку очередей не было. При этом входящим измеряли температуру и раздавали маски.

  16. «Вряд ли кто-то помнит, но мы были в этом городе лет 37–38 назад. И с тех пор он круто изменился в лучшую сторону», — констатировал очевидное Андрей Макаревич. «Машина времени» выступила с проверенными хитами вроде «Новый поворот», «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». В промежутке собравшихся разогревали ведущие с Radio Energy Саймон и Катя Калинина, приглашая гостей на вокально-танцевальные баттлы. Один из них закончился печально: молодой человек не рассчитал расстояние и сорвался со сцены — его увезла скорая помощь.

  17. Но главной звездой вечера был, конечно, Сергей Шнуров с группировкой «Ленинград». «Это такая неординарная личность.  Предприниматель, который создал свой проект, и реально этот проект воплотился, он продается. Он своего рода гениальный человек», — восхитился его политический сотоварищ Олег Коробченко, который пришел на концерт с супругой.

    Сам лидер «Ленинграда» пытался эпатировать как мог: вышел в тюбетейке, одел партнершу в джерси «Нефтяника» с надписью «Шнур» над цифрой 1 на спине, заставлял всех прыгать, махать руками и обещал, что у тех, кто зажжет фонарики на телефоне, ночью случится лучший секс в их жизни. Если первую половину концерта он отчаянно держался и неистово призывал зрителей пропевать зацензурированные слова так, как они звучат в оригинале, то под конец после эффектной паузы демонстративно наплевал на запрет нецензурной лексики. Зато удачно интегрировал красивейший салют в финальную песню. «Спасибо, что обеспечиваете всю страну, включая Москву. Если бы не вы, нефтяники, мы бы жили совсем по-другому», — заявил он со сцены.