По мнению руководства «Татнефти», экологическое мышление важно воспитывать со школьной скамьи. И лучшим помощником в этом должны стать уроки биологии в новом формате По мнению руководства «Татнефти», экологическое мышление важно воспитывать со школьной скамьи. И лучшим помощником в этом должны стать уроки биологии в новом формате

«ДЕТИ, КОТОРЫЕ САМИ ВЫРАЩИВАЮТ ДЕРЕВЬЯ, НИКОГДА НЕ СТАНУТ ИХ ЛОМАТЬ»

Курс на оздоровление окружающей среды, принятый сегодня во многих развитых странах мира, позволяет с уверенностью говорить, что экология и биология в ближайшие десятилетия выйдут на передний план. Поэтому экологическое мышление должно стать необходимым навыком для каждого человека, чем бы он ни занимался. 

«Татнефть» всеми возможными способами культивирует бережное отношение к природе на территориях своего присутствия и уже несколько десятилетий ведет последовательную экологическую политику, реализуя программы по озеленению, очистке водоемов, благоустройству родников.

По мнению руководства «Татнефти», экологическое мышление важно воспитывать со школьной скамьи. И лучшим помощником в этом должны стать уроки биологии в новом формате, значительно расширяющие рамки школьной программы и образовательных стандартов. Поэтому и было принято решение оборудовать в школах нефтяного региона кабинеты биологии с лабораториями, где ученики могли бы заниматься исследовательской и практической деятельностью, а именно —  выращиванием лесных саженцев путем вегетативного размножения in vitro*.

Наиль Маганов: «Для нас развитие биологии, как и всех естественных наук, вовлечение в это детей, представляется очень перспективным» Наиль Маганов: «Для нас развитие биологии, как и всех естественных наук, вовлечение в это детей представляется очень перспективным»

Сейчас такие кабинеты открыты в лицее №2 и гимназии №1 в Альметьевске, в школе № 2 пгт Актюбинский и в школе села Мальбагушево (Азнакаевский район). Но со временем их станет больше: положительный опыт создания таких лабораторий «Татнефть» планирует тиражировать по всему нефтяному региону.

«С образовательной точки зрения это нам очень интересно! Для нас развитие биологии, как и всех естественных наук, вовлечение в это детей, представляется очень перспективным», — пояснил в беседе с корреспондентом газеты «Нефтяные вести» генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов. Он добавил, что такие классы нужно открывать не только в городских, но и в сельских школах, поскольку там дети более близки к природе и осознанно будут заниматься этой работой. 

«Для детей из деревенских школ это мостик в будущее, окошко, в которое они могут заглянуть, — подчеркнул Наиль Маганов. — Мы хотим, чтобы у них будущее было такое же чистое, аккуратное, светлое, чтобы в нем была некая осмысленность».   

Кроме того, уверен генеральный директор «Татнефти», дети, которые будут сами выращивать деревья, никогда не будут их ломать.

В лаборатории можно заниматься и внеурочной проектной и исследовательской деятельностью. Главное — пробудить в детях интерес к биологии, научить их работать самостоятельно, исследовать, анализировать, делать выводы В лаборатории можно заниматься и внеурочной проектной и исследовательской деятельностью. Главное — пробудить в детях интерес к биологии, научить их работать самостоятельно, исследовать, анализировать, делать выводы

ТАКОГО БОЛЬШЕ НЕТ НИГДЕ: ПО УРОВНЮ ОСНАЩЕНИЯ ШКОЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ НЕ УСТУПАЕТ  АНАЛОГИЧНЫМ В НИИ

Биокласс — это большой образовательный комплекс, включающий в себя учебный кабинет с интерактивными досками и прочим необходимым оборудованием и две лаборатории, одна из которых предназначена для практических занятий учащихся с 5-го по 11-й класс. На лабораторных столах, рассчитанных на двух учеников, стоят световой и электронный микроскопы, ноутбуки, а в тумбочке под столом хранятся реактивы, инструменты, лабораторная посуда, средства измерения и самое интересное — набор микропрепаратов — 100 тоненьких лабораторных стеклышек с образцами растительных и животных биологических материалов. Тут и лист фунарии, и хвост крысы, и сердечная мышца. Надо ли говорить, с каким интересом дети усаживаются к микроскопам?

Можно проводить и самые распространенные опыты, например изучить клеточное строение листа или научиться определять кислотный состав почвы. Также в этой лаборатории можно заниматься и внеурочной проектной и исследовательской деятельностью. Главное — пробудить в детях интерес к биологии, научить их работать самостоятельно, исследовать, анализировать, делать выводы.

В рабочем боксе юные биологи под руководством педагога готовят контейнеры с питательной средой для высаживания черенков будущих растений. Какого только оборудования здесь нет! В рабочем боксе юные биологи под руководством педагога готовят контейнеры с питательной средой для высаживания черенков будущих растений. Какого только оборудования здесь нет!

Но наибольший интерес вызывает вторая лаборатория, где ученики занимаются выращиванием растений из предоставленного биоматериала. Она представляет собой модульный пристрой к основному зданию школы, разделенный на несколько боксов. В рабочем боксе юные биологи под руководством педагога готовят контейнеры с питательной средой для высаживания черенков будущих растений. Какого только оборудования здесь нет! Парогенератор, стерилизаторы, сушильный шкаф, дистиллятор, холодильник, электронные весы, нагреватели, центрифуга. А еще инструментарий, колбы, мензурки, пробирки, чашки Петри, реактивы. По уровню оснащения лаборатория не уступает аналогичным в НИИ.

«Такие лаборатории трудно найти не только в республике, но и в стране! — подчеркнул директор благотворительного фонда „Татнефть“ Ренат Мамин. — Компания в рамках содействия национальному проекту „Образование“ вкладывает значительные средства в развитие образования в республике, ежегодно финансируя строительство, реконструкцию, ремонт и оснащение материально-технической базы дошкольных учреждений, общеобразовательных, художественных и музыкальных школ, средних специальных и высших учебных заведений республики. И новая лаборатория — один из примеров такой поддержки».

Святая святых лаборатории — ламинарный бокс. Это своего рода операционная, где и производится микроклонирование. Здесь с тоненьких ниточек биоматериала делаются срезы и помещаются в питательную среду: контейнеры с желеобразной массой на основе водоросли агар-агар с добавлением микро- и макросолей, витаминов, гормонов. 

Все это делается на специальном столе со стеклянным экраном, под вытяжкой и обязательно в стерильных условиях, ведь даже микроскопическая вредоносная спора или пылинка способна погубить будущее растение. Вода используется только дистиллированная.

Еще один бокс — «инкубатор» по выращиванию клонированных культур. Сюда помещаются контейнеры с питательной средой, в которой будут прорастать будущие саженцы. Определенный уровень влажности в помещении постоянно поддерживает увлажнитель, температуру — сплит-система, освещение — специальные лампы на каждой полке стеллажей. То есть созданы идеальные условия для роста растений.  

Для удобства работы в лабораториях разработано IT-решение, которое позволяет отказаться от ведения и заполнения бумаг. Ученики в тетрадях ничего не пишут — все результаты практических работ заносятся в компьютерную программу

НЕ ПРОСТО ДОРОГОСТОЯЩАЯ ИГРУШКА: ВЫРАЩЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ САЖЕНЦЫ УЖЕ  ГОТОВЫ ПОКУПАТЬ

В школьных лабораториях сегодня пробиваются росточки осины, сирени, березы, ежевики и многих других деревьев, кустарников, трав. Подросшие в питательной среде растения пересадят в теплицу, где они будут адаптироваться к почве. А потом окрепшие саженцы передадут в питомники, где их будут доращивать уже перед окончательной высадкой в скверы, парки, лесопосадки.

«Этот проект интересен тем, что мы вместе с детьми будем участвовать в озеленении окружающей среды именно экологически чистыми и полезными породами деревьев, которые выделяют большое количество кислорода и концентрируют на себе огромное количество пыли, вредных веществ, очищая воздух», — поделилась учитель биологии и химии школы № 2 пгт Актюбинский Ляля Гаязова.        

Для удобства работы в лабораториях разработано IT-решение, которое позволяет отказаться от ведения и заполнения  бумаг. Ученики в тетрадях ничего не пишут — все результаты практических работ заносятся в компьютерную программу. Там же ведется учет реагентов, количество выращенных растений по каждой школе. Автоматически формируется рейтинг школ.

Вся эта затея — не просто дорогостоящая игрушка. Она имеет  практическую цель — школьники должны вырастить посадочный материал, саженцы, которые потом будут высажены и в их родном городе, и в других городах республики, и на пустующих землях. Поэтому к работе привлекают только тех учеников старших классов, которым это действительно интересно, которые в будущем планируют выбрать биологию своей специальностью и готовы кропотливо заниматься исследовательской деятельностью, нацелены на результат.

«Современное образование требует практико-ориентированного подхода, — отметила руководитель программы „Одаренные дети“ БФ „Татнефть“ Леокадия Садчикова, — и то, что появился такой замечательный кабинет, а главное — возможность заниматься общественно-полезной деятельностью, очень важно для школы и ребят».

Со временем, когда плоды труда первых кружковцев можно будет увидеть и потрогать руками где-нибудь в скверике возле дома, детей, готовых приобщиться к данной работе, станет больше. Тем более что углубленное изучение биологии дает широкие возможности в выборе профессии.

«Лаборатория стала одним из моих любимейших мест в школе, — поделилась ученица лицея №2 Миляуша Хуббатуллина. — Занимаясь здесь, я задумалась над тем, сколько сил и стараний необходимо для того, чтобы из маленькой клетки сформировалось полноценное взрослое растение или живое существо. Теперь точно знаю, что новые приобретенные знания помогут мне в профессии ветеринара, которую я выбрала».

Школьники внесут свой вклад в восстановление природного биоразнообразия, которое тоже сегодня является одной из точек приложения сил «Татнефти»

Школам создание лабораторий микроклонирования дает возможность заработать. Саженцы готова покупать «Татнефть». Компании это тоже выгодно — она сможет приобретать деревца для своих программ по озеленению по более низкой цене. 

Есть и еще один привлекательный момент. В школьных лабораториях можно будет выращивать не только деревца и кустарники, но и грибы, редкие или лекарственные травы, и растения, занесенные в Красную книгу. Они потом будут рассаживаться, например, на зеленых площадках общественных пространств вместо газонной травы. Школьники внесут свой вклад в восстановление природного биоразнообразия, которое тоже сегодня является одной из точек приложения сил «Татнефти».

«Слово „биоразнообразие“ нам не чуждо, оно часто встречается в тех проектах, которые мы у себя сейчас развиваем, — подчеркивает Наиль Маганов. — Мы не хотели бы остановиться только на применении этого слова. Мы хотели бы, чтобы оно было наполнено реальным содержанием».