Трафик в ТЦ Казани все еще на 15–20% ниже доковидного. Закрытые торговые точки бросаются в глаза, развлекательные мощности простаивают, а некоторые покупатели засомневались в том, нужны ли вообще торговые центры. Но есть и немногочисленные открытия, а изголодавшиеся шопоголики местами выстроились в очереди за «халявой». Такими постковидные ТЦ столицы Татарстана увидели корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Мы решили своими глазами увидеть, с какими потерями торговые центры Казани вышли из коронавирусной самоизоляции
«как Минниханов решит, потому что Путин всю власть регионам передал»
Мы решили своими глазами увидеть, с какими потерями торговые центры Казани вышли из коронавирусной самоизоляции. Для этого корреспондент «БИЗНЕС Online» отправилась в шоп-тур, обойдя пять крупнейших ТРК столицы РТ.
«Девушка, а где у вас тут был магазин роботов-пылесосов?» — спрашивает на стойке информации ТРК «Тандем» взволнованный покупатель. «Они съехали», — отвечает администратор. И мужчина, явно расстроенный закрытием магазина, уходит бродить по другим точкам электроники. Казалось бы, ничто не мешает заказать антипылевый гаджет в сети, однако пощупать его руками до заказа можно только офлайн. Осмотревшись по сторонам, корреспондент «БИЗНЕС Online» замечает и закрытые двери магазина домашней техники Polaris.
Коронавирус не пощадил с десяток арендаторов «Тандема». Так и не открылись после снятия ограничительных мер Indiana Jeans с брендовой одеждой от Wrangler, Levi’s и Lee
После прогулки по торговым галереям картина проясняется: коронавирус не пощадил с десяток арендаторов «Тандема». Так и не открылись после снятия ограничительных мер Indiana Jeans с брендовой одеждой от Wrangler, Levi’s и Lee; за стеклом лежат поломанные манекены магазина Freestyle; закрыты финский Finn Flare, магазин российской сети обуви и аксессуаров Carlo Pazolini, отдел для беременных «Буду мамой»…
С третьего этажа доносятся ароматы фуд-корта. Поднимаемся. Здесь красуется яркий плакат с рэпером Тимати на обложке и его бургерной Black Star Burger. Даты открытия пока нет
С третьего этажа доносятся ароматы фуд-корта. Поднимаемся. Здесь, пожалуй, картина более оптимистичная. Закрыта только одна точка, Hotdogger, а по соседству красуется яркий плакат с рэпером Тимати на обложке и его бургерной Black Star Burger. Даты открытия пока нет — как мы сообщали ранее, в планах было запустить первые два ресторана в Казани к лету этого года. Очевидно, коронавирус сдвинул открытие бургерных франшиз — кстати, цена каждой составляет 8 млн рублей, а в Казани успели оплатить две.
Сюда нога казанца после открытия ТЦ еще не ступала: детские паровозики обтянуты красной лентой, свет приглушен, кассы кинотеатра «Киномакс» давно покрылись слоем пыли
Двигаемся дальше по коридору. Сюда нога казанца после открытия ТЦ еще не ступала: детские паровозики обтянуты красной лентой, свет приглушен, кассы кинотеатра «Киномакс» давно покрылись слоем пыли. Женщина за ограждением, представившаяся дежурной по территории, ходит из угла в угол когда-то работавшего зала. Спрашиваем, когда же откроют кинотеатр. «Устали уже ждать! В Москве открыт, а здесь уж — как Минниханов решит, потому что Путин всю власть регионам передал», — отвечает со знанием дела дежурная.
Напомним, накануне заместитель главы республиканского Роспотребнадзора Любовь Авдонина на брифинге анонсировала переход на третий этап снятия ограничений, введенных в связи с коронавирусом, который предполагает и открытие кинотеатров. Ходатайство уже отправлено в Москву.
Следующая точка нашего тура — ТРЦ «Парк Хаус». Тут тоже закрыт кинотеатр «Синема 5». Как и все кинотеатры в Татарстане, он приостановил работу с 27 марта. По соседству опустело помещение батутного центра. Оборудование вывезли, а на стенах красуется свежая штукатурка. Возможно, сюда заедет новый, несломленный арендатор. Прогулявшись по торговому центру, мы насчитали 10 закрытых точек. Среди них — обувные «Эконика» и Palatin, магазин казанского бренда «Святая» и молодежный Black Star Wear, одежда Glem.
Следующая точка нашего тура — ТРЦ «Парк Хаус». Мы насчитали 10 закрытых точек. Среди них — обувные «Эконика» и Palatin, магазин казанского бренда «Святая» и молодежный Black Star Wear, одежда Glem
Сегмент фешен в ретейле вообще один из самых «потерпевших» от COVID-19. По прогнозам директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, продажи одежды и обуви по итогам 2020 года могут упасть от 25% до 40%, пишет ТАСС. А ведь объем указанных сегментов рынка в 2019-м достиг почти 2,3 трлн рублей. Для моды, по словам эксперта, важны именно третий и четвертый кварталы, когда публика приходит за обновлениями осенне-зимнего гардероба — на август – декабрь приходится две трети оборота. Таким образом, результаты будут зависеть в том числе и от ожиданий второй волны коронавируса.
Исчез «островок» с суши и роллами «Японский городовой»
Кроме того, в «Парк Хаусе» исчез «островок» с суши и роллами «Японский городовой», зато к открытию готовятся кафе «Мамина Pizza» и грузинское «Гамарджоба».
Несмотря на чуть опустевшие галереи, желающих отправиться за покупками или просто погулять было много. И это в разгар рабочего дня!
Несмотря на чуть опустевшие галереи, желающих отправиться за покупками или просто погулять было много. И это в разгар рабочего дня! В некоторых магазинах, на кассах и в примерочных, даже образовались очереди. «В школу надо собираться, вот и пришли. А так мы в шоурумах одевались», — рассказала нам Динара, мама второклассницы. Динара говорит, что острой необходимости в ТЦ, когда они не работали, не испытывала. В разговор вступает молодая пара. Артем и Аделя впервые пришли пошопиться после открытия «Парк Хауса». «Вот в „Меге“ вообще не протолкнуться, а здесь спокойно», — говорит девушка. «Кинотеатры бы быстрее открыли, туда бы хотелось», — добавляет молодой человек.
В СТЦ «Мега» вежливый охранник магазина H&M пересчитывает заходящих девушек и просит их подождать в холле из-за ограничения числа посетителей: более 50 одновременно собираться нельзя
Держим путь в СТЦ «Мега», дабы проверить слова очевидцев о переполненных магазинах. На входе и на протяжении всего маршрута нас сопровождают позитивные надписи «Улыбаемся глазами» и «Будь в тренде», чтобы скрасить время покупок в масках и перчатках. Очереди даже в будний день. Вежливый охранник магазина H&M пересчитывает заходящих девушек и просит их подождать в холле из-за ограничения числа посетителей: более 50 одновременно собираться нельзя. «Также ходят, также гуляют, покупают, у кого деньги есть. От зарплаты ведь зависит», — делится с нами продавец. По сравнению с другими ТЦ изменения по составу арендаторов минимальны: здесь мы насчитали всего два-три закрывшихся магазина. Весьма возможно, что сыграло свою роль решение руководства «Меги» освободить торговые точки от аренды и сервисного сбора на время простоя. На фуд-корте мы заметили только одно недействующее маленькое кафе, а из магазинов одежды — закрытый Reserved. В ближайшее время начнут работу магазины Benetton и Paolo Conte, а из кафе — Al Reze и «Грузинские каникулы». Уже принимает клиентов новый Fish&Steak.
В ТРЦ «Южный» группа LPP открыла также Cropp, Sinsay и House
В «Меге» Reserved закрыт, но в ТРЦ «Южный» одноименную точку мы обнаружили работающей. Кроме того, группа LPP открыла также Cropp, Sinsay и House. Надо заметить, что последний бренд прекратил работу еще до карантина, а возобновил деятельность уже в более просторном помещении, взяв в аренду бо́льшие площади. Просторные магазины фешен-группы представлены в левом крыле на первом и втором этажах в обновленном формате: более 4,8 тыс. кв. м модной одежды, обуви, аксессуаров для всех возрастных групп, уточнили в пресс-службе «Южного». Приятный бонус покупателю — скидки до 70%. В левом крыле пока простаивает новый эскалатор — на момент нашего визита он не работал. В целом же магазины казались полупустыми, разве что трудившийся все это время «Ашан» продолжает бить рекорды посещаемости. На смену закрывшейся точке с конструкторами Lego в «Южный» пришел и новый бренд детской одежды Oldos Kids. Вместо одежды Brusnika скоро появится косметика из Южной Кореи. Территория питания в «Южном», похоже, обошлась без изменений: видимо, фуд-корт потерь не понес.
ТРК «Кольцо» покинул бессменный несколько лет арендатор — ресторан с африканским антуражем Sahara, закрылась и точка «Ташир пицца»
Тем временем ТРК «Кольцо» покинул бессменный несколько лет арендатор — ресторан с африканским антуражем Sahara, закрылась и точка «Ташир пицца». Из магазинов мы не увидели «Буду мамой», Vivaldi, и Westfalika и салон часов. Исчез магазин брендовой посуды Gipfel и точки «Другие подарки». Но и тут не без открытий. На месте закрывшегося еще до карантина магазина «5 КармаNов» расположилась торговая точка федеральной сети косметики и парфюмерии «Подружка», которую изначально планировали открыть еще 28 марта. Данный бренд известен с 2005 года, в январе одна из крупнейших парфюмерных торговых сетей России, «Л’Этуаль», приобрела 90% доли в «Подружке».
Из магазинов мы не увидели Mario Mikke, «Буду мамой», Love Republic, Vivaldi, обувные Bravelli и Westfalika, салон часов и оптику
оценка в 8,4% потерь в розничной торговле от татарстанстата занижена?
С открытием торговых центров обороты розничной торговли в Татарстане постепенно начали восстанавливаться — об этом свидетельствуют данные Татарстанстата. В июне объемы продаж подскочили на 11,5% по сравнению с маем (как раз в первом месяце лета разрешили открыть малоформатные ТЦ в 31 районе республики и ослабили меры самоизоляции). Впрочем, если сравнить цифру с июнем прошлого года, очевидно, что оборот розницы упал на 14%. В среднем за полгода через розничные кассы прошло товаров на сумму почти 420 млрд рублей — это на 8,4% меньше, чем за январь – июнь прошлого года. Таким образом, в Татарстане потребители купили товаров на 28,7 млрд рублей меньше, чем год назад. COVID-19 «отъел» у розницы около $400 миллионов.
Учитывая, что ТЦ стояли закрытыми почти пять месяцев, а население в период пандемии закупалось в основном продуктами питания и прочими товарами первой необходимости, оценка официальной статистикой потерь в рознице за полгода в 8–9% явно занижена, полагает генеральный директор компании «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров. Небольшой же рост в июне по сравнению с маем наш эксперт считает всего лишь отложенным спросом. «Нужно смотреть на показатель маржинальности, а не только на оборот. Пока говорить о том, что люди сметают все с полок, нельзя. Я видел, что некоторые магазины предлагали скидки в 50 процентов. Конечно, им проще сделать скидку с целью поскорее реализовать товар, чтобы оборотные средства появились. Поэтому, я думаю, не все так радужно, как считает Татарстанстат», — рассказал Ахмеров в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
В целом урон, нанесенный розничной торговле, смертельным не кажется. А ведь, помнится, владельцы ТРЦ били тревогу! Но выделить, сколько именно потеряли торговые центры на фоне коронавируса, из данной статистики невозможно. Одно дело — оборот розницы, 45% которого — продукты питания, торговля которыми офлайн не прекращалась и в период самоизоляции. Другое дело — поступление арендной платы. Обратимся к оценкам самих представителей владельцев ТРК. На встрече в Торгово-промышленной палате РТ с владельцами ТЦ незадолго до открытия торговых центров, 15 июля, говорилось, что, даже несмотря на предоставление скидок арендаторам, каждый пятый договор аренды разорван! Арендаторы мечтали об обнулении арендной платы за время простоя, жалобы уходили даже президенту РТ Рустаму Минниханову, но положительного ответа так и не последовало.Везде договаривались индивидуально.
Из-за почти пятимесячного простоя арендные потоки за первое полугодие просели на 38,8%. Масштаб бедствия огромен — как заявляла полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елена Стрюкова, за апрель доходы ТРК упали вплоть до 50%, в мае – июне — уже от 65% до 90%. Всего в республике насчитывается 447 торговых центров. Это только те, что попали в статистику минземимущества РТ: объекты с площадью более 3 тыс. кв. м в городах с населением более 150 тыс. человек, в основном это ТЦ в Казани, Челнах, Альметьевске и Нижнекамске.
Если же говорить о коммерческой недвижимости, то, по прогнозам Ахмерова, рынок будет восстанавливать потери не меньше года, хотя спрос на покупку и аренду сейчас есть. «Если судить по количеству обращений в нашу компанию, то в июле мы вернулись к докризисному уровню по количеству заявок, закрываем крупные сделки, — говорит наш собеседник. — Спрос есть и на коммерческую недвижимость, и на офисную. Не сказать что он повальный. Наверное, до конца года мы поймем, кто выжил, а кто — нет. Многие сейчас ждут чего-то такого банкротного, дешевого, кто начнет продавать лакомые активы. Есть, конечно, сделки, где цены ниже рынка на 30 процентов, но они были и до коронавируса. Поэтому говорить о резком появлении предложений залоговых активов пока не приходится».
Если сравнить цифру с июнем прошлого года, очевидно, что оборот розницы упал на 14%. В среднем за полгода через розничные кассы прошло товаров на сумму почти 420 млрд рублей — это на 8,4% меньше, чем за январь – июнь прошлого года
покупательский поток снизился на 10–15%
Как торговые центры пережили коронавирусное полугодие? В ТРК «Кольцо» нашему изданию сообщили, что покупательский трафик снизился в среднем на 20% по сравнению с предыдущим годом. Но конверсия, сиречь отдача от каждого посетителя, по заверениям менеджмента «Кольца», увеличилась. «Клиенты идут за покупками, а не гуляют, как раньше!» — рассказали в отделе маркетинга. Для привлечения былого потока в августе проводят более широкую рекламную кампанию на ТВ и радио, ведь наступил сезон скидок на одежду и товары к новому учебному году! После открытия ТЦ арендаторам предоставили скидку по оплате, а в период простоя базовая аренда не начислялась, заверили в «Кольце».
В пресс-службе СТЦ «Мега» «БИЗНЕС Online» прокомментировали, что с момента открытия всех магазинов трафик находился на уровне 88% относительно аналогичного периода прошлого года. В рамках программы Mega Friends в ближайшее время планируется запустить в Казани стимулирующую онлайн-акцию для покупателей.
В ТРК «Кольцо» нашему изданию сообщили, что покупательский трафик снизился в среднем на 20% по сравнению с предыдущим годом. «Клиенты идут за покупками, а не гуляют, как раньше!» — рассказали в отделе маркетинга
В ТРК «Тандем» отвечать на вопрос о предоставлении скидок и трафике отказались. «БИЗНЕС Online» направил также запрос в «Сити Центр» и «Парк Хаус», но на момент публикации ответа не поступило. Арендатор ТРЦ «Южный» Денис Ильин рассказал нашему корреспонденту, что договориться об условиях аренды после открытия удалось каждому в индивидуальном порядке: «Выбивали себе скидку кто как мог».
Предприниматель, «прописанная» в ТК «Савиново», на условиях анонимности рассказала «БИЗНЕС Online», что закрыла там свой мебельный бизнес после 10 лет сотрудничества. По словам нашей собеседницы, скидки предложили не всем арендаторам, как было обещано руководством комплекса. «Разным этажам предоставили разные условия аренды после открытия. Мы не нашли понимания, и я решила расторгнуть договор аренды», — говорит женщина. Предприниматель считает, что тенденция ведет к вымиранию ТЦ и вскоре все перейдет в онлайн, если ТЦ изначально не клиентоориентирован — нет грамотной внутренней навигации, мест для мам с детьми, парковки и т. д. «Пандемия просто это ускорила. Розничные точки сокращаются. Объем продаж в онлайне сейчас превышает розницу, а затраты в рознице намного выше. Если собственник неадекватный и выстраивает непартнерские отношения, то это тупик», — резюмировала наша собеседница.
«Тандем» сложно себя повел, с арендаторами не разговаривали. Люди напрягались сильно из-за неопределенности. Когда непонятны правила игры, сложно прогнозировать ситуацию»
Непростые отношения у предпринимателей выстроились с «Тандемом». Договориться напрямую с арендодателем им не удалось, и инициативная группа решила привлечь к ситуации внимание госорганов. «Скидки предоставили, но не те, которые хотелось, — говорит предприниматель Александр Сердобольский. — „Тандем“ сложно себя повел, с арендаторами не разговаривали. Люди напрягались сильно из-за неопределенности. Когда непонятны правила игры, сложно прогнозировать ситуацию». У бизнесмена свои точки с галантереей в 8 торговых центрах в Казани, Челнах и Ульяновске. По его наблюдениям, покупательский поток везде снизился в среднем на 10–15%. «Люди тоже пострадали, денег не прибавилось», — констатировал Сердобольский. По его прогнозам, восстановится спрос не раньше следующего года — если не будет второй волны коронавируса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 138
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.