ИЗВЕСТНЫЙ ЭКОНОМИСТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ – ЭТО ТЕ, КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ ПОСЛЕ КРИЗИСА. ЧАСТЬ 1-Я.

Разгорается новая волна мирового экономического кризиса. Как действовать бизнесу в этих сложных? Предусмотреть ситуацию и вовремя скорректировать свой курс? Попытаться приспособиться к изменениям? Вступить в ряды «гениев финансовых проделок»? И вообще, что такое - кризис? Обо всем этом рассуждает в своем интервью «БИЗНЕС Online» известный казанский экономист Рустам Курчаков.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ – ЭТО ТЕ, КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ ПОСЛЕ КРИЗИСА

- Рустам Султанович, давайте вначале определимся с понятиями: что это такое - кризис?

- Согласен, это единственно верное – определиться в начале разговора. В общем случае кризис – закономерный этап в развитии экономики, когда накопились внутренние противоречия, и она нуждается в обновлении. Нужно отказаться от старого (например, от устаревших методов управления, мотивации и оплаты труда, от старых технологий и т.п.) и выстроить новые экономические отношения, которые выдвинут новых хозяев экономики. Тех, кто способен толково управлять и реализовать инновации - не на словах, а на деле. И главное – не за счет других и не во вред… Иначе получается, как в старой байке – «граждане воруют – страна богатеет, в драке не выручат – в войне победят». Если бы теория и практика управления в СССР признавали кризисы, то Союз не развалился бы. Хотя сейчас стране, скорее всего, приходилось бы решать более серьезные задачи, чем в современном Китае. Кто-то подумает: «нам бы ваши проблемы…» Но для тогдашней элиты это было невозможно – она сама проморгала кризис собственной идеологии.

Нынешний кризис, однако, не укладывается в привычные рамки. И многие серьезные и неангажированные экономисты считают, что накатывающиеся кризисные волны – это начало сложного процесса неизбежной смены господствующей экономической модели, которая сложилась в последние три десятилетия или даже столетия. Эту модель называют кредитной экономикой, долговой экономикой, «экономикой казино» и т.п. На Западе в серьезных научных исследованиях эту болезнь называют «финансиализация».

- Эта болезнь затронула и российскую экономику?

- Да, это же обязательная прививка. Как только страна, после 70-летнего перерыва, включилась в мировой оборот капитала, мы получили все характерные вирусы. Более того, эти вирусы приобретены весьма ослабленным организмом. Ведь, если корректно и непредвзято оценить качественные показатели экономики (производительность труда, структура и сбалансированность производства и т.п.) сегодняшней России с показателями 70-80 годов, то сравнение получится не в пользу настоящего. Тут, как всегда, важно различать три вещи – суть, муть и внешнюю видимость. Да, конечно, автомобилей, мобильных телефонов и еще много чего сейчас даже в избытке… Но качество так не сравнивают. И тут возникает вопрос – а как быть с понятиями? Это что – кризис или неспособность к позитивному развитию? Может быть, кризис, который продолжается два десятилетия, уже пора обозначить каким-то другим понятием?

Нельзя забывать, что экономика – это прежде всего деятельность людей и качество их отношений. И когда говорят про «объективные требования экономики» и «законы рынка», то по сути чаще всего просто хотят уйти от личной, корпоративной или ведомственной ответственности. И любой настоящий кризис, как правило, делит все общество – и элиту, и средних, и нижних – на тех, кто «не может и не хочет», и тех, кто «хочет, знает и может». Ну, бывают еще промежуточные группы. То есть решающим становится вопрос ответственного осознания кризиса и выработки практических антикризисных действий. Это же не только правительства касается. А если кризис не осознан, то он превращается в катастрофу.

Поэтому мало определиться с понятиями. Надо еще определиться с выбранной кочкой зрения – она может быть своя или чужая, это не важно, - важно самокритично оценить, насколько она близка или далека от правды жизни. А для того, чтобы это более-менее «честно-объективно» оценить, одной только информированности, эрудиции и ловкости ума недостаточно. Надо, как говорится, эту правду-матку прочувствовать, ощутить, проявить интуицию, т.е. сделать внутренне усилие над собой. Чтобы, как говорят, адекватно ответить на вызов. Значит, и с понятиями надо определяться не по книжкам, а по жизни.

Кризис – это «принуждение к поступку». Когда обстоятельства заставляют действовать, что-то менять и вылезать из привычной колеи, есть два типа поведения – активное и реактивное. Активным действием человек предвосхищает, предусматривает ситуацию и вовремя корректирует свой курс, потому что знает – куда идет. Ну, хотя бы «соломку подстилает». Таких кризис закаляет и освобождает от лишнего, вредного и устаревшего. Ну, и настроение соответствующее – бодрое и рабочее. Реактивное поведение – это когда просто приспосабливаются к изменениям и реагируют «задним умом и числом». И настроение такое, о котором сказал Сергей Есенин – «с того и мучаюсь, что не пойму, куда влечет нас рок событий».

- А как реагируют на это «кризисное принуждение» наши предприниматели?

- Об этом, наверное, еще рано говорить, потому что предприниматели – это те, которые останутся после кризиса. Если все-таки придерживаться смысла понятий, то предприниматель – он что-то такое предпринимает – рекомбинирует свои бизнесы, рынки, систему управления и т.д. – постоянно развивается. И это помогает ему не утонуть, а, наоборот, в идеале – держаться на волне кризиса, правильно использовать ветер перемен. Возникло даже такое модное направление – сёрф-менеджмент. Правда, на мой взгляд, тут часто пиар бежит впереди дела, т.е. проявляется общий принцип – «понты дороже денег». Настоящие «сёрфингисты» не пиарятся, а тихо работают, обгоняя других.

СИММЕТРИЧНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОЛНУ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»

- Ну а как реагируют эти другие?

- Другие – это не предприниматели в строгом смысле слова, а «бизнесмены», они просто развивают свой бизнес в привычной колее. И тут, действительно, много самых разных и интересных форм поведения. Дело в том, что психология бизнеса и поведение бизнесменов сильно влияет на все наше общество – независимо от того, принимается оно или отторгается. Поэтому пусть лучше они сами об этом расскажут. И, кстати, на страницах вашей газеты об этом несколько раз хорошо рассказал http://www.business-gazeta.ru/article/47119/13/ Александр Сергеев («Александр Лтд»). Не обязательно с ним соглашаться, но важно другое – у человека есть некое ощущение миссии. И если бы это ощущение посетило хотя бы 20 процентов бизнесменов, то появилась бы перспектива формирования класса более-менее ответственных собственников. А так – пока мы видим кризис «Правого дела», и не только у нас, он и в других странах. Но у нас в особо веселой форме. Можно (и нужно!) проводить исторические аналогии на тему дееспособности российской буржуазии в принципе, но иногда полезно просто сравнить очередь желающих попиариться и тех, кто хоть как-то осознает ответственность – поверх своего бизнеса.

- Вот так мы с вами и перешли от экономики к политике…

- Есть такая, довольно затасканная, формула – про политику, которая концентрированно выражает экономику. Правда, иногда думаешь – неужели и такая политика тоже… Но формула живет и работает, просто каждый раз она наполняется новым содержанием.

Посмотрим, как это «принуждение кризисом» сработало на «первой волне. Три года назад, накануне финансового обвала (а в США, заметьте, он начался еще в 2007 году), «Грузия и Компания», напав на Цхинвали, принудили Россию к поступку. А Россия в ответ «принудила к миру» Саакашвили, но не всю Компанию. То есть ответила хорошо, как смогла, но не вполне симметрично. Сейчас хорошо видно, что ответила не всей Компании, потому что – только один пример, не главный, но простой и наглядный – теперь приходится принуждать Украину к «согласию по газу». Не только по «газпрому», а именно «по гхазу» - произносится с мягким малоросским ГХ. Или другой пример: потеряв небольшой «бизнес» в Ливии, можно потерять гораздо больше в Сирии, а в итоге – потерять позиции на рынках того же газа, а главное – доверие партнеров и вес среди конкурентов. Если несимметрично отвечать на волну «цветных революций» в арабских странах.

В международных делах больше правды, потому что там все же реальные интересы и соперничество, и часто проявляется то, что не договаривается внутри. И если раньше с помощью лекций о международном положении отвлекали публику от внутренних дел, то сейчас, скорее, наоборот.

ГАЗПРОМ И ЕГО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

- Так вы считаете, что эти события тоже связаны с кризисом?

- Уверен, что для нас, для страны это более серьезное и близкое к злобе дня проявление кризиса, чем биржевые шатания и колебания валют. Например, рост тарифов для населения – одно из прямых следствий глобальной политики Газпрома и его международных приключений. Неверно думать, что экономика сама по себе, а жизнь сама по себе, включая сегодняшние события. А где она у нас сама по себе? Смотрите, какай парадокс: ведь, если что-то происходит в экономике, то кого нужно спросить для ясности? – мол, ребята, что там у вас с экономикой, уж не кризис ли или какая другая заминка? А спросить-то некого, потому что нет главной фигуры экономики – хозяина. А кто на виду и на слуху? Есть финансисты, есть политики, есть даже собственники и инвесторы, но хозяина нет. Кто же съел эту Красную Шапочку? Получается, что, грубо говоря, эти волки и съели.

- Получается, виновники - это все главные действующие лица в современной экономике?

Помните первый «круглый стол» в «БИЗНЕС Online» по теме кризиса? Там покойный Александр Никитич Таркаев отвечал на вопрос – кто виноват в кризисе? Он назвал три фигуры – инвестбанкир, рейтинговые агентства и корпоративный менеджер, нацеленный на капитализацию стоимости компании. Но это же еще не волки, а волчата. По законам волчьей стаи первая волна кризиса – это слияния и поглощения компаний. Когда прибыли, маржи, объемов рынка и прочих удовольствий на всех уже не хватает, и начинается драка за место вожака и право первой добычи. Эта первая волна называется – «волки от испуга скушали друг друга». Не помню, в каких цифрах оценили слияния и поглощения в 2008-2009 годах. Но на днях прошло в общем потоке сообщение, что в текущем году, если не ошибаюсь, динамика поглощений вновь выросла на 20 с лишним процентов, а объем составил около полутора-двух триллионов долларов перераспределенных активов. Кому нужна точность, пусть это проверят и сравнят, и пронумеруют «волны». Речь о другом.

Во-первых, когда волки кушают друг друга, при этом разлетаются крики, визги и брызги. И пасущееся рядом мирное население само должно решать – как на этот шум реагировать. Брать ли этот процесс под общественный контроль - тогда это принцип социализма, но не того, который проходили, а очищенного от исторически проверенного негатива. Или поручить этот контроль государству – тогда его придется перезагрузить под новые серьезные задачи. Или усилить роль наднациональных институтов регулирования, как это сейчас пытаются делать в Европе. Или оставить как есть… но сыграть в азартную игру – кому достанется весь банк, все что есть на кону мировой экономики…

В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ И ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?

- То есть опять начнется этот жуткий процесс перераспределения собственности…

- Само по себе перераспределение собственности – не хорошо и не плохо. Как всегда, остается только дежурный вопрос – в чьих интересах и за чей счет? Но этот вопрос кто-то должен внятно задать и добиться такого же внятного ответа… А так - подразумевается, что в условиях честной конкуренции активы достаются более толковому собственнику. Ясно, что не обязательно по принципу детской дворовой игры «на драку - собакам», как в российской приватизации… Но, спрашивается, кто эту честную конкуренцию видел в последний раз? Никто не помнит, но зато вспоминается дело «Enron», вспоминается герой Ричарда Гира из фильма «Красотка», он же не только про любовь… Там этот герой занимался «легальным» рейдерством с последующим расчленением и перепродажей компаний. Он вполне себе герой нашего времени, как у нас в свое время такими героями были «секретные физики» - вспомним старый фильм «Еще раз про любовь» - это советский антипод американской «Красотки». И после «первой волны» кризиса в европейской прессе было немало историй про таких вот национальных героев – «гениев финансовых проделок». В каждой стране нашелся такой, вроде нашего Березовского… И обнаружился свой «Enron», то есть предельный образец коррупции в корпоративном менеджменте.

Во-вторых, актуальная фраза Владимира Путина – «Товарищ волк знает, кого скушать…»

Ну, и в-третьих, вся известная нам история, и не только капитализма, показывает, что в результате этого «естественного отбора» остаются только крупные фигуры «финансиста-олигарха» и «политика-плутократа». А соединение этих фигур, к сожалению, слишком часто рождает диктатуры и военно-политические конфликты. И мы видим, что чем дальше, тем больше экономические проблемы проявляются в военно-политической плоскости.

Это может показаться слишком грубым и упрощенным взглядом. Согласен, так и есть. Но в этом есть свой резон. Потому что сегодняшняя экономика стала слишком искусственной, перенасыщенной разного рода избыточными и по сути паразитическими транзакциями и посредниками. И если основные участники спектакля (он называется «ярмарка тщеславия») сами этого не осознают, то волны кризиса так и будут биться о берег. И на этом берегу будут сидеть все те же персонажи, ожидающие от моря хорошей погоды…

Но, как известно, у природы нет плохой погоды. И когда люди этого не хотят признать, она начинает воспитывать своих детей – сначала мягко, потом все настойчивее и жестче. А если природу не пускают в дверь, она входит через окно и другими способами…

ГОСТЬ УЖЕ СТОИТ НА ПОРОГЕ ДОМА И ЗВОНИТ В ДВЕРЬ

- Рустам Султанович, так значит ждем вторую волну кризиса, да? Не обойдет стороной?

- Точнее – встречаем очередную. Воспользуюсь тем методом различения, о котором сказал вначале. Суть происходящего в том, что назрела кардинальная смена образа экономической жизни, или, по крайней мере, капремонт действующей модели. В реальной внешней видимости это проявляется в кризисе корпоративного управления, отсутствии мотиваций для инноваций, в кризисе всех финансовых институтов, в тотальном кризисе доверия… И во многих других процессах и проблемах, которые надо вскрывать, разбираться и преодолевать.

А иллюзия видимости, или муть, состоит в том, что образ «второй волны» родился с кочки зрения финансистов олигархического калибра. Они вначале сами зачерпнули убытки, дефолты и банкротства, но смогли убедить политиков - мол, мы в одной лодке. В результате удалось переложить свои убытки и долги на государственные бюджеты и прочие общественные заначки. Корпоративные дефолты перекантовались на другой борт, и теперь уже дефолты черпают целые страны. Лодка так и будет качаться на искусственно поднятых волнах, пока кто-то не выбросит виновников за борт. Или пока лодка не утонет.

Но это только шум на верхушке пирамиды. Проблема только в том, что пока этот шум отвлекает от реальных дел, которые накопились в самом основании пирамиды, в ее фундаменте. Но на этот счет не должны обманываться те, кто в основании.

И сейчас, вглядываясь и вслушиваясь в информационный шум о «второй волне кризиса», люди чувствуют, что какой-то гость стоит на пороге дома и звонит в дверь. И надо идти открывать. Какие мысли при этом проносятся в голове? Кто там – знакомый или незнакомый? Почтальон, сетевой торговец, мошенник или судебный пристав? Волк или Красная Шапочка? И хочется сначала посмотреть в дверной глазок…

Так вот, мы что хотим – посмотреть в глазок или разобраться с этим гостем? Мне кажется, чтобы правильно настроиться на наш разговор, давайте сверимся – подходит этот образ или нет, то есть мы должны понять, в какой ситуации находится общественное сознание, хотя бы настроение людей уловить. Иначе это будет еще одна кочка зрения в потоке мнений – еще один раздражающий звонок в дверь – и мы не туда попали…

- Надо сказать, вы часто используете это обидное выражение - «кочка зрения». Чтобы подразнить оппонентов, да?

- Ну, в качестве стимула для более откровенного разговора, для вскрытия проблемы иногда полезно и подразнить. Это лучше, чем просто расклеивать ярлычки понятий. Но это не главное. Гораздо важнее то, что большинство людей, к сожалению, сами себя лишили точки зрения. Они ее на что-то променяли. И это имеет прямое отношение к теме кризиса.

Итак, нам звонят в дверь. Мы можем спрятаться, сделать вид, что нас нет дома. Или ответить по домофону – мол, у нас все дома, тут «тихая гавань», просим не беспокоить. Или все же сделать усилие – и открыть дверь. Как вы считаете, по вашим ощущениям, ведь вы ежедневно находитесь в потоке и чувствуете настроения людей, - какое настроение сейчас преобладает?

- Ну, судя по тому, как россияне скупают валюту…

- Уже много раз уважаемые и авторитетные специалисты объясняли, что лучше сбережения держать в российской валюте, а еще лучше не держать, а использовать по назначению. Ну, если запасов так много, то разложить на корзину валют и наблюдать колебания. Это такой вид спорта для некоторых.

Адекватным ответом на кризис, - есть он или нет, и насколько серьезный – является внутреннее усилие. То есть, побегав по горизонтали всего информационного поля, надо, хотя бы на ступеньку, приподняться по вертикали достоверного и конкретного знания. Это реальное знание, не теоретическое. Вот мы знаем из истории, что некоторые народы, после того, как побегали по своей ограниченной территории, потом сели на коней. И в результате приобрели новое знание, как конкурентное преимущество, которое им позволило на время покорить оседлые народы. Кентавры, по-тюркски «ир-ат», человек-конь. Потом они сели в автомобили, а этот способ освоения действительности сокращает расстояния, уплотняет контакты, но специфически ограничивает видимость. К тому же подчиняется произволу ПДД, то есть вольный кочевой дух окончательно выветривается. Но люди на это «покупаются» из-за комфорта. Поэтому, как правило, человек, если и делает усилие над собой, то в самую последнюю очередь, когда другие – хитрые способы, сохраняющие внутренний комфорт, уже испробованы. Ну, или попробовать вытрясти ответ из других, что мы иногда наблюдаем.

Продолжение следует