ДВА ПРЕЗИДЕНТА О ПЕРЕПЛЕТЕНИИ КУЛЬТУР И ЭКОНОМИК, КОНКУРЕНЦИИ С НЕКИМИ «СЕРЬЕЗНЫМИ СИЛАМИ» И БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНОМ САМОЛЕТЕ МЕЖДУ УФОЙ И КАЗАНЬЮ

Вчера президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел свой первый визит в Татарстан. Ключевым моментом поездки стали его переговоры с президентом Рустамом Миннихановым в Казанском Кремле. Там же оба президента ответили на вопросы журналистов об экономическом сотрудничестве двух республик. Газета «БИЗНЕС Online» приводит интервью с незначительными сокращениями.

О РЕЗУЛЬТАТАХ 9 МЕСЯЦЕВ «ПЕРЕЗАГРУЗКИ»

Рустам Минниханов:

- Ближе чем Татарстан и Башкортостан субъектов нет: по своей ментальности, образу жизни, традициям, религии. Переплетаются экономики, наши министерства работают.

Кроме этого, сегодня мы обсуждаем более глобальные вопросы. Татарстан и Башкортостан – это нефтехимические центры России и нам важно, чтобы они развивались. Но дальнейшее развитие центров будет зависеть от обеспечения сырьем. По воле обстоятельств продуктопровода Татарстан-Башкортостан не стало. Восстановить продуктопровод и на базе двух республик создать мощный мирового уровня кластер – такая наша задача.

Кроме того, очень успешно продвигаются проекты КАМАЗа и ряда предприятий Башкортостана – есть полное взаимопонимание и поддержка.

Сегодня мы серьезно обратили внимание ИТ-оборудованию к нашим башкирским коллегам. Они поставляют и предлагают свои самые современные разработки.

Работа в части «Электронной карты», эта работа в масштабах России. Татарстан и Башкортостан являются пилотными регионами, мы подписали соглашение.

Культура, образование – направлений очень много, и они будут развиваться.

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО НЕФТЕПЕРЕРАБОТКЕ

Рустэм Хамитов:

- Обсуждая сегодня, как будем сотрудничать в дальнейшем, обговаривали – Башкортостан заинтересован в том, чтобы перенять опыт функционирования малых нефтяных компаний на территории Татарстана. На территории Башкортостана действует одна гигантская корпорация Башнефть. В то же время у нас значительное число небольших месторождений сегодня не разрабатывается. Нам чрезвычайно важен опыт РТ в развитии таких небольших структур, которые сегодня в РТ добывают почти 30% нефти. Это первое.

Второе. Сырье. Рустам Нургалиевич сказал о том, что мы обсуждали тему продуктопровода. Но реально мы понимаем, что без совместной поддержки и совместных усилий в одиночку такой проект вытащить и оживить ни одной республике не удастся. Только действовать вместе, упорно.

Говоря о нефтепереработке, мы видим сегодня опыт строительства ТАНЕКО. Глубина переработки нефти будет достигать 97%. Кстати говоря, в создании этого мощнейшего комплекса принимают участие ученые из Башкортостана, пусть суммарно в денежном выражении цифры невелики, но принципиальные решения, предложенные учеными Башкортостана, сегодня используются.

Минниханов:

- Главная задача продуктопровода – это этилен. Мы имеем дефицит этилена. Поэтому решение вопроса продуктопровода даст возможность решить вопрос этилена. Мы решение у себя приняли и этилен-миллионник (завод по производству этилена – ред.) - мы в ближайшее время приступаем к строительству. Часть этилена, который будет производиться здесь, будет использоваться в Татарстане, а часть по трубопроводу будет доставляться предприятиям Башкортостана.

Есть еще огромное количество поставок нефтехимического сырья. И мы эти направления будем расширять.

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРОДУКТОПРОВОДА

- Мы знаем, что вы направили письмо председателю правительства со своими предложениями по продуктопроводу. Есть ли какой-то ответ?

Минниханов:

- Ответ какой - кроме нас есть и другие предложения. Это достаточно серьезные силы, которые тоже заинтересованы. Сырье – это основа для развития новых производств. Но если объективно оценить, то наши шансы – двух республик – намного выше. Это не только слова двух руководителей регионов, это оценка специалистов. Мы будем отстаивать свои интересы, к этой работе мы привлекли лучших специалистов, они дадут объективную информацию. Руководители страны ведь должны взять всю информацию… Другое дело, наша активность очень важна. Если наши действия будут слабенькие, а наш голос не слышен, может произойти то, что не должно. Но наш проект очень серьезно обсуждается. Я надеюсь, мы его доведем до логического завершения.

Хамитов:

- Хочу сказать, что мы запустили дискуссию. Это очень важно. И Рустам Нургалиевич сказал, что есть другие интересанты, есть варианты прямого экспорта сырья за границу с частично переработкой на территории России. Это тоже возможный вариант. Он тоже дает дивиденды определенным структурам. Но в данном случае наш регион – я имею в виду Поволжский – понесет потери. Это очевидно. Мы не имеем право, возглавляя республики, легковесно подходить к этой теме. Может быть, в результате дискуссии родится третий-четвертый вариант

rb.jpg
Ключевым моментом визита делегации Башкортостана в Татарстан стала встреча в Казанском Кремле

Минниханов:

- Компромиссный. Уже обсуждается

Хамитов:

- Но дискуссия началась. Мы убеждаем другу друга с графиками на руках, с числами, с доводами геологов, которые работают на Севере и в Ямало-ненецком автономном округе. Мы знаем, что там большие месторождения газа. Знаем, что жирных газов – газов, которые содержат пропан, бутан – много. Их надо будет реально связывать с нашей химической промышленностью.

Минниханов:

- Сегодня они вообще не используются.

Хамитов:

- Горят в факелах.

Минниханов:

- И никакой выгоды нашей стране не приносят.

Хамитов:

- Началась дискуссия. Это главное.

О ТРАНСПОРТНОМ СООБЩЕНИИ МЕЖДУ КАЗАНЬЮ И УФОЙ

Минниханов:

- За 9 месяцев железную дорогу построить не возможно. Хотя мы сейчас с коллегами из Свердловской области обсуждали вопрос высокоскоростного поезда, который соединит Екатеринбург с Москвой. Эта трасса все равно появится – другого пути нет.

Второе решение – по авиаперевозкам. Сегодня есть компания «Ак Барс Лайн», которая сейчас приобретает ближнемагистральные самолеты на 50 пассажиров. Надеюсь, что парк этих самолетов позволит сблизить Татарстан и Башкортостан. Нужен нормальный самолет.

Третье и здесь тоже поддержка Рустэма Закиевича. Мы начали реализовать проект «Европа – Китай». Эта трасса идет через Татарстан, заходит в Башкортостан и дальше уходит через Казахстан в Китай.

Вот три решения нас сблизят.

Хамитов:

- Могу добавить, что мы не стоим в стороне от вопросов реконструкции трассы М7. И будем делать все, чтобы работы на этом направлении продвигались быстро. Но вы тоже должны понять порядок цифр: 450 километров… Если километр реконструируемой трансы стоит 100 миллионов рублей километр, то уже 45 миллиардов рублей получается. Большие цифры, объемы... Но это не снимает с нас ответственности. Будем «пробивать» эти объекты.

Транспортная разобщенность является краеугольным камнем в вопросах еще большего сближения наших экономик.