МЭР КАЗАНИ ВПЕРВЫЕ РАССКАЗАЛ, КАКИМИ РЫЧАГАМИ БУДУТ НАДЕЛЕН НОВЫЙ ОРГАН, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ПОРЯДОК В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

На прошедшей накануне сессии Казгордумы в ратуше депутаты приняли пакет громких решений по судьбе исторического центра. Главное - теперь у бизнеса в этой части города появится новый контрагент: префектура «Искэ Шехер - Старый город», а разгулявшихся застройщиков «закуют» в цепи 17-томных зон охраны. Уважение к обеим решениям должны внушить шестизначные штрафы.

17 ТОМОВ НЕ ДАДУТ АРХИТЕКТОРАМ ПРОГИБАТЬСЯ

Тон заседанию задал беспрецедентно жесткий доклад главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой, которая прошлась по вопиющим градостроительным «болячкам». Среди них - «зеленый дом» на Гоголя, который резко превысил возможную в этом месте этажность, многоэтажка на ул. Муштари, чьи балконы нависают прямо над пешеходным тротуаром.

Архитектор возмущенно заметила, что на месте снесенной исторической застройки по улицам К.Маркса, Б.Красная, Подлужная, Бехтерева, Федосеевская, Нагорная в непосредственной близости к Кремлю продолжает идти строительство элитного жилья, никак не соразмерного исторической застройке.

Лекарство от всех этих безобразий, по мысли Прокофьевой, новые проекты зон охраны объектов культурного наследия, о которых мы рассказывали.

По словам докладчика, их основной принцип в том, что историческая застройка должна доминировать на охраняемой территории. В документе определены 36 городских доминант, которые должны свободно просматриваться с основных точек обзора. Среди них – Кремль, Петропавловский собор, Зилантов монастырь и т.д. Также разработаны зоны охраны для 381 объекта – как отдельных памятников, так и архитектурных ансамблей. Для каждой зоны жестко расписаны режимы использования земель, высотность, отступы от границ участков, площадь застройки, цветовая гамма, условия размещения наружной рекламы и прочее.

gorduma_23 (2).jpg

Главная претензия экспертов к этому серьезному и крайне объемному документу (17 томов, порядка 6 тысяч страниц) в том, что в Казани его мало кто видел (экспертное заключение дали москвичи).

- Надеюсь, вы не считаете общественным обсуждением ту встречу, которая прошла на прошлой неделе в управлении архитектуры, - с ехидцей спросил на сессии архитектор Сергей Саначин.

В итоге было решено провести дополнительные общественные слушания. Тем более что проекту еще предстоит пройти согласование в Минкульте России и Татарстана, и поправки вполне допустимы.

Кроме того, Прокофьева рассказала, что исполком составил перечень из 422 исторически ценных градоформирующих объектов. Сейчас они не имеют охранного статуса, и соответственно, защиты от посягательств. «Эти здания не являются памятниками, но формируют индивидуальность нашего города, - сказала Прокофьева. - Режим охраны по ним будет максимально либеральным, однако обяжет собственников сохранить исторические фасады». Список, одобренный депутатами, также перешлют в Кабмин РТ для окончательного принятия.

ХРАНИТЕЛЬ РУЖЬЯ

Вторым шагом Думы по спасению исторического центра стало создание префектуры «Иске Шэхэр - Старый город». Напомним, эту инициативу Метшин впервые анонсировал на проведенной им в начале месяца экскурсии для инвесторов. Тогда он вспомнил, что и сам был когда-то префектом, и признал, что «кроме печати и бланков» ничем не распоряжался. На сессии, наконец, стало известно, чем же новая «управа благочиния» будет отличаться от старой.

Функция префектуры – и помогать бизнесу в преодолении административных барьеров, и если надо, понукать предпринимателей, чтобы они резвее наводили порядок на своей территории. По своему статусу префект, по словам мэра, будет приравнен к главе района. Тем не менее, о создании обособленной единицы территориального деления речь все же не идет. Вопросы, не связанные с благоустройством и приведением в порядок зданий, так и останутся у районных администраций.

Судя по всему, на первых порах главным бронебойным орудием нового руководителя станут заседания комиссии по сохранению и развитию исторического центра, учрежденной Метшиным в эту среду. Используя «ресурс убеждения» градоначальника, комиссия должна собрать со всех собственников внятные обязательства. За их выполнением и будет следить «око государево».

Помимо «вхожести» к главе города, у префекта появится и силовой рычаг: ему в подчинение дадут инспекторов, которые смогут налагать на нерадивых собственников крупные штрафы за мусор, неисполнение муниципальных актов и разрушение памятников (или просто нарушение режимов использования тех самых охранных зон).

Кстати, на этой же сессии депутаты обратились в Госсовет РТ с предложением увеличить размер санкций за эти прегрешения. Суммы впечатляют – 200-500 тысяч рублей при первом нарушении и от 500 тысяч до 1 млн - при повторном (для юрлиц). Сейчас же наказание, например, за нарушение требований по сохранению муниципальных памятников не превышает 5 тысяч рублей.

- Очень хочу, чтобы это ружье висело на стене и как можно реже стреляло. Но все должны его видеть, - примирительно заметил Метшин и добавил. - Главным хранителем ружья станет префект.

Отметим, что согласно КоАП РФ, 1 млн рублей – это максимальный штраф, который может быть наложен за административное правонарушение. Дальше повышать штрафы практически некуда.

Как подчеркнул руководитель аппарата исполкома Денис Калинкин, создание префектуры не повлечет увеличения штатной численности исполкома и затрат на оплату труда.

Но, как стало из слов мэра, денег префекту все же отсыплют. Хотя непосредственно в бюджете на это средств нет, Метшин предложил другой источник.

- В распоряжение префекта нужно передать все доходы от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества. В том числе той недвижимости, которое мы приняли решение вернуть в муниципальную казну из уставного капитала акционерных обществ.

При этом расходование этих средств должно быть максимально прозрачным, - заявил Метшин, дав исполкому задание проработать юридический механизм.

Депутаты идею восприняли положительно. Разве что известный предприниматель Ильдус Янышев призвал власти завязывать с «карательной риторикой» и уделять больше внимания «сервисной» функции префектуры.

Было видно, что на новую форму возлагаются большие надежды. Мэр даже не исключил, что, если опыт окажется удачным, в дальнейшем появятся и другие префектуры, например в Кировском районе.

gorduma_23.jpg
Тон заседанию задал беспрецедентно жесткий доклад главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой, которая прошлась по вопиющим градостроительным «болячкам»

ГЛАВА МИНСТРОЯ: «ПОДОЖДИТЕ, ЗАСТРОЙЩИКИ!»

Следующую громкую новость депутатам сообщил Ирек Файзуллин, глава минстроя РТ. По его словам, сегодня на территории Казани по поручению президента РТ приостановлены работы на 121 объекте.

«Эта мера временная, неординарная и принята потому, что необходимо остановиться и осмыслить процесс застройки в исторической среде, проверить законность ведущего строительства», - сказал глава минстроя.

По его данным, проверка уже выявила несколько объектов, работы на которых абсолютно ни с кем не согласовывались. Это жилой дом по Лесгафта, 1 и на Айвазовского, 11.

Файзуллин заявил, что работы на приостановленных объектах ведутся по ночам, поэтому он был вынужден обратиться в прокуратуру и МВД.

«Подождите, застройщики, строить! Задача вас ограничить не стоит!» – обратился он куда-то в зал, добавим, что вскоре будет сформирован архитектурно-градостроительный совет, который, «став реальным инструментом», проанализирует все стройки.

«Когда еще такую власть архитекторам давали где-либо…», - заключил он.

Впрочем, завершить все разборки и дать, наконец, работать добропорядочным застройщикам (если такие есть) Минстрой планирует уже к 1 октября.

МЕТШИН ОТКАЗАЛСЯ ОТ АДВОКАТА

Выступил перед депутатами и прокурор Казани Ильдус Нафиков, который говорил о коррупции – земля в 90-х раздавалась своим, а свои не всегда хорошие и добропорядочные хозяйственники. Нафиков рассказывал о бюрократии минкульта – КАИ еще 24 ноября прошлого года направил заявление с просьбой оформить охранное обязательство на несколько зданий – документы не рассмотрены до сих пор! О бесхозяйственности – один из объектов культурного наследия на Маломосковской улице, поменяв адрес, попросту «потерялся». Пришлось проводить «оперативно-розыскные мероприятия», то ли в шутку, то ли в серьез сказал Нафиков.

Выступавший следом за ним замглавы исполкома Рустам Нигматуллин, грустно заметил, что после такого предисловия говорить о привлечении инвесторов и продаже памятников тяжело.

Тем не менее, он напомнил, что из 36 приватизированных памятников 21 все-таки восстановлен. В их числе - «Дом Кекина» по ул. Горького (ОАО «Таиф»), «Торговый дом Е.С.Смоленцева и Н.П.Шмелева» (в настоящее время отель «Шаляпин»), дома по ул.Пушкина, 28 и ул.Петербургская, 53 (ООО «Белый медведь») и т.д. В сентябре, доложил Нигматуллин, на торги в два этапа выставлено 12 исторических зданий. А до конца февраля инвесторам предложат еще 40.

Однако самым эмоциональным получилось выступление депутата Госсовета РТ Николая Рыбушкина, который неожиданно для многих заступился за городские власти.

Он заявил, что на территории Казани распложено более пятисот памятников, но лишь 64 объекта относятся к ведению городских властей. Остальные находятся под наблюдением республиканских и федеральных властей. Кивнул в сторону Рустама Минниханова и вспомнил мэра Москвы Юрия Лужкова, который «тоже кое-что обещал сделать» для улицы Московская, но сегодня она «стыд и позор Казани».

Рыбушкин подсчитал, что вопрос о сохранении исторических памятников администрацией города поднимался шесть раз, начиная с далекого 1988 года. Ключевой момент, по мнению Рыбушкина, настал во время реализации программы ликвидации ветхого жилья. «Ветхий фонд мы ликвидировали, горожане получили благоустроенные квартиры, а вот на реконструкцию домов, относящихся к культурному наследию, средств не хватило», - вспомнил депутат.

В ответ Метшин разразился яростной отповедью:

- Нам не нужны адвокаты! Говорите, но не заговаривайтесь. Ответственность за то, что происходит в городе, в конечном счете несем мы, городские власти! Остальные органы мы можем только просить о содействии. Что же касается программы ликвидации ветхости – то это великая программа. В понедельник мы были в Нижнем Новгороде, где в этом ветхом фонде продолжают жить люди, и именно благодаря им исторические памятники сохранились, может быть, лучше, чем у нас. Не благодаря городским властям или министерству культуры. Но жильцы через дорогу ходят в туалет и за три остановки ездят в душ! Мы этот этап уже в основном прошли.

С не меньшим жаром глава города предостерег и от завышенных ожиданий интеллигенции, ратующей за возрождение центра.

- У нас нет волшебной палочки, способной превратить тыкву в золотую карету. У нас нет миллиардов (на восстановление только объектов, находящихся в ведении города, нужно 4 млрд. рублей). Их нет и у республики, да и у инвесторов. Но есть желание сдвинуть проблему с мертвой точки. И мы будем кропотливо делать это как муравьи пять-семь лет – сколько потребуется, - подвел итог мэр.

gorduma_23 (1).jpg

Архитектор Сергей Саначин добился того, чтобы были проведены дополнительные общественные слушания по проекту зон культурного наследия