Все владельцы продают свои кафе и бары либо в связи со сменой деятельности, либо из-за загруженности по времени. Причина «Кризис» не указана ни в одном опубликованном объявлении

ОТ КАФЕТЕРИЕВ ДО РЕСТОКЛУБОВ

Челнинский общепит несет потери. На сайте бесплатных объявлений растет число продаваемых кафе и ресторанов, а те, что выставлялись раньше, скинули до половины от прежней цены. Всего в базе общепита 27 объявлений, среди которых бары, кафетерии, павильоны с шаурмой. Мелкие точки можно приобрести за 300–400 тыс. рублей. Но мелькают и известные в автограде объекты. Самый дорогой — рестоклуб на улице Усманова. Два этажа площадью 550 кв. м продают за 3,5 млн рублей. Дизайн оформлен в уютном, современном стиле. Посуда, оборудование, инвентарь в наличии. Возможна продажа всего здания, в этом случае ценник будет выглядеть внушительнее — бизнес отдадут за 30 млн рублей.

В 11-м комплексе за 3 млн рублей выставлено кафе «Детройт» известного в Челнах шоумена Максима Веденеева. Впрочем, можно торговаться. В стоимость входит все необходимое оборудование, включая страницы в соцсетях и контакты поставщиков. Кафе полностью оснащено мебелью, кухней, вентиляционным оборудованием, системой безопасности, видеонаблюдения. Штат укомплектован и не требует дополнительных вложений. Общая площадь кафе — 350 кв. м, 120 посадочных мест. Владелец обещает хороший трафик и постоянных посетителей, что в принципе странно при нынешних пандемических обстоятельствах. Помещение находится в аренде. От бизнеса автор объявления избавляется в связи со сменой сферы деятельности.

Рестобар Gastrocost в 6-м комплексе был выставлен на продажу еще в январе. Но тогда собственник заведения просил за свое детище 5,7 млн рублей.

Сейчас ценник упал до 2 миллионов. Составитель объявления тоже указывает на хороший трафик посетителей, кафе полностью укомплектовано, имеется все необходимое оборудование в исправном состоянии, пожарно-охранная сигнализация, видеонаблюдение с удаленным доступом.

Продававшееся в начале года за 3,3 млн стейк-хаус кафе «Чикаго» в поселке ЗЯБ теперь выставляется за 1,5 млн рублей. Заведение имеет летнюю веранду, концептуальный интерьер и полный штат обученного персонала. Площадь — 286 кв. м, до 100 посадочных мест, имеется два зала: один — лаундж, второй — с караоке. Ведется финансовый менеджмент для возможности удаленного управления бизнесом. Новому собственнику передается все имеющееся оборудование и оформленное помещение, право администрирования действующим сайтом, аккаунтами в соцсетях. Собственник готов оказать помощь в ведении бизнеса на первоначальном этапе, передать контакты и договоры с действующими поставщиками.

В миллион рублей оценил свой «Банкетный зал» Руслан Шакиров, владелец Столовой № 67. Продает Шакиров и второй свой бизнес — сеть фастфуда «САМСАмыч» В миллион рублей оценил свой «Банкетный зал» Руслан Шакиров, владелец «Столовой №67». Продает он и второй свой бизнес — сеть фастфуда «САМСАмыч»

За миллион планируют продать кафе «Черника» в 5-м комплексе Нового города. В сумму также входит оборудование и мебель. В такую же стоимость оценил свой «Банкетный зал» Руслан Шакиров, владелец «Столовой №67». Площадь кафе составляет 200 кв. м и может вместить до 50 гостей. Зал оформлен в стиле лофта, с профессиональной аппаратурой, имеется централизованный офис со всеми технологическими и калькуляционными картами, горячий, холодный, кондитерский цех, дебаркадер. Продает он и второй свой бизнес — сеть фастфуда «САМСАмыч». Три автономных передвижных павильона площадью от 14 до 20 кв. м. хозяин готов отдать за 3 млн рублей. Однако рассматривается и продажа по отдельности. Киоски работают автономно и имеют свою ликвидность, заверяет продавец.

Без указанной суммы выставили на Avito и кинокафе в 3/01 с поминутной арендой залов, большим перечнем услуг и раскрученной поддержкой в соцсетях. Кафе, работающее уже 6 лет, необычного формата и имеет 9 специально оборудованных кинокабинок разной вместительности (от 2 до 20 гостей) и зону на 30 посадок с HD-проекторами и музыкальными системами 5.1, во всех кабинках есть караоке, игровые приставки PS3 и доступ в скоростной интернет. Общее же количество посадочных мест в залах и зоне кафе рассчитано на 110 посетителей. В кафе можно побаловать себя итальянской и европейской кухнями. Площадь помещения составляет 306 кв. м, аренда, как уверяет продавец, низкая. Концепция кафе не строгая, по желанию можно переделать под что угодно.

За 1 рубль выставил свое заведение владелец кафе Lounge Main Street в 11-м комплексе. Точка общепита с полноценной кухней, баром и кальянами располагается на цокольном этаже. Площадь 300 кв. м разделена на два зала на 80–100 посадочных мест. Помещения находятся в аренде. Дополнительных вложений в лаундж-кафе не требуется, уверяет хозяин.

Любопытно, что все владельцы продают свои кафе и бары либо в связи со сменой деятельности, либо из-за загруженности по времени. Причина «Кризис» не указана ни в одном опубликованном объявлении.

В случае с кафе причины продажи понятны. Трафик упал до нуля, перейти в сегмент доставки удается не каждому — для этого ею надо было заняться хотя бы за пару месяцев до начала кризиса, чтобы наработать клиентуру. Однако продаются не только кафе, но и популярные пекарни. Так, в 1-м комплексе Нового города выставлена на продажу халяльная пекарня с полным оборудованием, адресами оптовых баз и поставщиков и пекарем в штате. «Трудолюбивый, исполнительный, профессионально печет любую выпечку», — нахваливают в объявлении продавцы. Клиенты у пекарни прикормлены за два года — все, кто имеется в километровом радиусе: работники офисов, студенты и преподаватели НЧИ КФУ, жители общежития, работники гостиницы «КАМАЗ», мусульмане из «Ак мечети», «Джамиг».

В целом же в Челнах на Avito выставлено пять пекарен.

В случае с кафе причины продажи понятны. Трафик упал до нуля, перейти в сегмент доставки удается не каждому. Однако продаются не только кафе, но и популярные пекарни

«Мы как бабушки, торгующие семечками»

Впрочем, перечисленные заведения лишь верхушка айсберга, утверждают в неформальных беседах участники рынка. И кафе, которые продавались раньше и сейчас выставляются на продажу, только со спущенными ценниками. К примеру, ресторан Most можно купить за 10–15 млн, кафе «Облака» — за 10 млн рублей. Продаются все, главное — предложить хорошую сумму, утверждают игроки на рынке общепита. «Предложите „Икре“ 150 миллионов, вам с удовольствием ее продадут, — уверяет Веденеев. — А то все начинают кричать: „Ой, боже мой! Все продается!“ Да. Все кальянные, например. Но это рынок. Здесь продается и покупается все. И подобное не плохо и не хорошо. Ровно столько же кафешек сейчас выставлено на продажу, сколько и раньше. Это нормальная ситуация. Вот приходит ко мне „Макдоналдс“ и говорит: „Мы хотим зайти на твою точку“. И почему бы мне им за 10 миллионов не продаться? Да легко! Но ведь, чтобы продать, надо раньше заявить, что именно реализуется. Смысл в этом».

По его словам, весь бизнес сейчас пережидает ситуацию. Но, скорее всего, половина после кризиса не откроется, а может, и больше. «Точнее так: откроются, поработают, поймут, что дальше трудиться — дохлый номер. Станут договариваться с арендодателями. Кому-то пойдут навстречу. Кому-то — нет. Вот мы сейчас тоже пересидим. Потом откроемся. Если не пойдет, то тоже закроемся. Да, мы сдохнем. Но не сейчас. Чуть попозже. Малый бизнес такой — он быстро сворачивается и разворачивается. Мы как бабушки, торгующие семечками: „О, менты! Бежим!“ А потом снова встали торговать. В том и прелесть мелкого бизнеса. Это большим сетям тяжело, заводам», — считает собеседник издания.

Относительно переориентации на доставку у владельца кафе настроения скептичные. Тем, кто не развивал эту услугу, приходится тяжко. «Вот кафе „Компот“ переориентировалось. Ну тяжело оно выгребает. То пусто, то густо. Надо понимать, что первые, кто будет у тебя заказывать, — это твои друзья. Дай бог, чтобы ты 3 тысячи рублей в день сделал и доставил 10 бизнес-ланчей. Из них ты должен заплатить доставщику, повару, у которого зарплата в день — 2,5 тысячи, посудомойке, за воду и электроэнергию. Так что иногда проще пересидеть и переждать», — подбил он калькуляцию.

Светлана Зайцева: «Апрель мы все выживем. Если затянется на май, будет тяжело. Я думаю, это всем дан такой период для осмысления»

Владелица ресторана «Океан», ресторатор со стажем Светлана Зайцева считает, что причины продажи заведений общепита известны и их несколько: аренда и завышенный уровень зарплаты, который нагнали из-за большой конкуренции и который теперь не соответствует обороту. В целом же ее прогноз таков: в серьезные кризисы выживают те, кто является профессионалом на рынке общепита, у кого имеются собственные здания и нет кредитов. Такие в нашем городе есть, уверяет собеседница, но пока прогнозировать ситуацию не берется, так как непонятно, насколько эта ситуация затянется.

«Апрель мы все выживем. Если затянется на май, будет тяжело. Я думаю, это всем дан такой период для осмысления. У каждого заведения имеется несколько точек. Из них есть хорошо работающие и те, где необходима реконструкция или смена концепции. Вот такие точки и будут сейчас уходить», — считает Зайцева.

Помимо этого, изменится и клиентура. «Если мы рассуждаем, что кризис богатые не особо чувствуют, то, думаю, и будут востребованы такие рестораны, которые обслуживают категорию с большими запросами. Этот процент в городе маленький. Потому, наверное, больше всех пострадает средний класс. Помните, был период, когда в городе одни столовые открывались. Потом — одни пекарни. Сегодня выплывает новая ниша. Какая — не буду пока говорить. Но она окажется больше ориентирована на клиента, который может каждый день тратить сумму на еду в ресторане. К тому же подрастает поколение, которое не любит готовить. Не потому, что не нравится сам процесс, просто времени не хватает на это. И молодые люди часто пользуются заведениями общепита», — предположила ресторатор.