Юлия Русинова: «С введением обязательной маркировки товаров ситуация изменится, что хорошо для конечного потребителя, который будет уверен, что приобретает качественный и оригинальный продукт» Юлия Русинова: «С введением обязательной маркировки товаров ситуация изменится, что хорошо для конечного потребителя, который будет уверен, что приобретает качественный и оригинальный продукт»

«БИЗНЕСУ ПРИДЕТСЯ ПОДСТРАИВАТЬСЯ, ПРИЧЕМ УЖЕ ОЧЕНЬ БЫСТРО»

— Юлия, что ждет бизнес в сфере торговли с наступлением лета?

— С 1 июля этого года вступит в силу запрет на оборот в России немаркированной обуви. Уже утверждены сроки и правила работы с продукцией по таким направлениям, как одежда, шины и автопокрышки, духи, туалетная вода, фотоаппараты и лампы-вспышки, альтернативная табачная продукция, затем появятся требования по другой продукции — молочной, велосипедам и так далее. Конечно, это делается с благой целью. Дело в том, что в России очень много нелегальной контрафактной продукции. С введением обязательной маркировки товаров ситуация изменится, что хорошо для конечного потребителя, который будет уверен, что приобретает качественный и оригинальный продукт. А вот для бизнеса такие нововведения в первую очередь означают трансформацию привычных рабочих процессов.

— Что вы имеете в виду?

— Во-первых, для работы с поставщиками придется использовать электронный документооборот (ЭДО). Даже если вам удобнее работать с бумажными документами. Вся информация о движении товаров с маркировкой будет передаваться строго в электронном виде. Во-вторых, изменится сам процесс приемки. В момент приемки есть две опции: проверить товар по номенклатуре и количеству, не сверяя коды с теми, что указаны в универсальном передаточном документе (УПД), или просканировать и сами коды, чтобы перепроверить данные, которые поступили в вашу систему через ЭДО. Второй вариант позволяет избежать ситуации, при которой магазин принял документы с одними кодами маркировки, а при выбытии в систему маркировки попадут другие, которые ему не принадлежат. Сколько штрихкодов придется отсканировать, зависит от упаковки, в которой прибыл товар. Маркировка наносится как на каждую единицу товара, например пару обуви, так и на транспортные упаковки: паллеты, коробы. Думаю, чем меньше компания и количество персонала, тем чувствительнее окажутся перемены для ее сотрудников. Но, так как требования о маркировке разных товарных групп вводятся законодательно, обойти и проигнорировать их нельзя, иначе компании рискуют получить штрафы или вовсе закрыть бизнес. Придется подстраиваться, причем очень быстро.

— Есть способ сделать это как можно более легко и безболезненно для предпринимателей?

— Компания «АТОЛ» разработала облачное решение «АТОЛ МаркОфис» для малого и среднего бизнеса, участвующего в обороте маркированных товаров. Система работает по принципу одного окна и предназначена для организации учета маркированной продукции: от маркировки, ввода в оборот, отгрузки и приемки с проверкой и без кодов маркировки. В первую очередь наше программное обеспечение заинтересует компании, которые еще не используют электронный документооборот, так как с «АТОЛ МаркОфис» они получают всю необходимую для работы в системе маркировки функциональность ЭДО бесплатно. При этом решают и все остальные задачи, включая маркировку остатков, которая необходима для ряда отраслей. Такие IT-решения, как «АТОЛ МаркОфис», помогают небольшим и средним компаниям не только соответствовать закону, но и оптимизировать работу с маркированной продукцией. Производителям, оптовым компаниям и импортерам маркированных товаров новый сервис позволит получать уникальный идентификатор GTIN с описанием товара, заказывать и печатать коды маркировки, вводить в оборот маркированные товары, работать со списком контрагентов, формировать для них УПД.

— Но наверняка ретейлеры пока продолжают получать товары, которые производитель не успел промаркировать?

— Несмотря на то что большое количество поставщиков и импортеров уже маркирует свою продукцию, на складах остаются и появляются товары и без маркировки. Как раз «АТОЛ МаркОфис» для ретейла предоставляет возможность магазинам описать товар на остатках, заказать коды маркировки, отправить их на печать, ввести в оборот и легально реализовать товары, которые не были промаркированы при производстве или импорте, а с наступлением срока обязательной маркировки — продолжать принимать поставки маркированного товара. Розничным продавцам доступны те же опции, что и производителям, плюс разработанные специально для ретейла, например проверка статуса заказов и информирование поставщика о расхождениях и отклонениях.

«В комплексе «АТОЛ Sigma» работа с маркировкой ведется из личного кабинета онлайн-касс, при этом решение позволяет осуществлять наиболее частые операции»

ВСЕ В КОМПЛЕКСЕ: РЕШЕНИЕ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ РЕГУЛЯТОРА И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БИЗНЕСА

— Что еще вы можете предложить бизнесу, чтобы облегчить работу в новых условиях?

— Здесь все зависит от оснащения предприятия. Ведь если на точке нет 2D-сканера или нужен принтер штрихкодов для печати кодов маркировки, наша компания предлагает широкий модельный ряд, при этом мы ориентируемся на потребности разных сегментов бизнеса и предлагаем решения с разным бюджетом.

В случае, если на точке нет онлайн-кассы или используемая не подходит для работы с маркированной продукцией, например не позволяет подключить к ней 2D-сканер ШК, «АТОЛ» может предложить современное решение на базе смарт-терминала «АТОЛ Sigma». Данный продукт поддерживает работу с маркированным товаром за счет использования дополнительного программного модуля «Маркировка». В настоящее время он поддерживает товарные группы «Табак» и «Обувь» (первые в очереди на маркировку), идет работа над добавлением поддержки других. В комплексе «АТОЛ Sigma» работа с маркировкой ведется из личного кабинета онлайн-касс, при этом решение позволяет осуществлять наиболее частые операции — прием маркированного товара по электронным накладным и сверку кодов — непосредственно на кассе, что крайне удобно для точек с одним рабочим местом — кассир и товаровед. Принятые товары сразу отображаются на остатках, облегчая задачу учета и контроля.

Решение также создавалось по принципу одного окна, в нем продуманы возможности перехода к регистрации в системе «Честный знак», автоматической регистрации в «АТОЛ ЭДО», дальнейшего оборота маркированной продукции. Мы также ввели дополнительные функции, такие как добавление проверенных поставщиков, с которыми компания может осуществлять электронный документооборот по маркировке. Для табачной продукции в модуле реализован автоматический контроль исполнения законодательства в части использования максимальной розничной цены (МРЦ) с тем, чтобы кассиру не требовалось сверять цену самостоятельно и нужная стоимость подставлялась бы автоматически. Это и контроль, и гарантия, позволяющие обезопасить бизнес от штрафов. А благодаря возможности установить в системе запрет на повторную продажу уже использованной марки, персонал избежит нарушений, которые приравниваются к торговле контрафактом. Добавлю, что полный цикл товарного учета маркированной продукции не требует ручного ввода данных.

— Насколько быстро можно обучить работе с модулем сотрудников?

— Настройку работы модуля «Маркировка» пользователь совершает самостоятельно без поддержки IT-специалиста благодаря простому интерфейсу и пошаговому переходу между страницами меню. При этом модуль применим для всех моделей касс «АТОЛ Sigma», удобство которых оценили уже многие наши клиенты из сферы ретейла, услуг, HoReCa. Кроме функциональности для работы с различными способами оплаты, маркированным товаром, наше решение позволяет вести товароучет, анализировать продажи по таким параметрам, как выручка, средний чек, рейтинг товаров, способы оплаты, управлять лояльностью покупателя и многое другое. Таким образом, мы предоставляем предпринимателям комплексное решение для соблюдений требования регулятора и аналитический инструмент для бизнеса.