ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» СЧИТАЮТ, ЧТО КИНОФЕСТИВАЛЮ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО В КАЗАНИ НУЖНО УВЕЛИЧИВАТЬ БЮДЖЕТ И ПРИВЛЕКАТЬ БОЛЬШЕ ЗНАКОВЫХ РЕЖИССЕРОВ И ФИЛЬМОВ

Вчера стало известно об окончательной потере казанским фестивалем брэнда «Золотой минбар». Тем не менее в конкурсную программу кинофестиваля вошли 40 фильмов из 20 стран мира. Еще 25 кинолент планируется продемонстрировать в рамках внеконкурсной программы. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online» по сравнению с прошлым годом наблюдается «есть определенный отток мозгов». Тот же Ханс-Иохим Шлегель, бывший председателем жюри в прошлом году, авторитетный берлинский киновед, в этом году не участвует. А во внеконкурсной программе в этом году упор сделан на узбекское кино и кино из бывших союзных республик.

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО ДЕЛАТЬ СВОИ КИРПИЧИ

Главной новостью брифинга, посвященного подготовке VII международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК), стала информация об окончательной потере брэнда «Золотой минбар» казанским фестивалем.

Участники брифинга, среди которых были заместитель министра культуры РТ Гульшат Нигматуллина, исполнительный директор фестиваля Марат Давлетов и директор ГУ «Татаркино» Владимир Батраков не стали посыпать голову пеплом от того, что не удалось сохранить раскрученное имя, а наоборот не скрывали своей гордости тем фактом, что и без «Золотого минбара» казанский фестиваль набирает обороты.

«Уже второй год мы носим название казанского фестиваля мусульманского кино, и то, что растет качество фильмов, увеличивается число участников, говорит о том, что авторитет фестиваля растет. Он известен и выполняет свою роль», - отметила Нигматуллина.

Напомним, что сомнения по поводу возвращения брэнда (он принадлежит московским партнерам – бизнесменам из Дагестана) у организаторов фестиваля были до последнего момента. Так, еще две недели назад организаторы фестиваля заверяли журналистов, что сделают все возможное для того, чтобы вернуть фестивалю его название. Однако сегодня Батраков, отвечая на вопрос корреспондента газеты «БИЗНЕС Online», сказал, что «про «Золотой минбар» можно забыть». «Бывают люди женятся, потом разводятся. Так и с «Золотым минбаром». Не получилось у нас его вернуть, но мы и без этого развиваемся. Это как жена возвращает свою фамилию после развода. Вернула и забыла, так и про «Минбар» пора забыть и двигаться дальше. Смотрите, мы уже который год проводим свой фестиваль, а «Золотой минбар» еще ни разу не проводился. История нас рассудит. Надо гордиться тем, что у нас Казанский фестиваль. Это как два партнера, которые начали делать кирпичи на чужой базе. Каждый имеет право делать кирпичи, даже после прекращения партнерства», - рассказал Батраков.

Отметим, что в конкурсную программу кинофестиваля вошло 40 фильмов из 20 стран мира. Еще 25 кинолент планируется продемонстрировать в рамках внеконкурсной программы. Таким образом, за шесть фестивальных дней на трёх площадках, - в кинотеатрах «Гранд-Синема», «Корстон» и «Мир» - будет показано в общей сложности 65 фильмов. Лидирует по количеству представленных фильмов Турция – в конкурсной программе семь лент, созданных турецкими режиссерами. Отборочная комиссия пропустила для участия в конкурсе пять картин производства Ирана, по три картины из России, Узбекистана и Киргизии. В конкурсную программу фестиваля также впервые попал фильм из Китая.

«КАЗАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ ВЫСОКО ЦЕНЯТ»

Батраков подчеркнул, что фестиваль мусульманского кино высоко оценивается и за пределами России. К примеру, в прошлом году Украинский фестиваль кино из российских кинофестивалей пригласил только три: Московский фестиваль, сочинский «Кинотавр» и Казанский фестиваль мусульманского кино. «Попасть в тройку таких престижных фестивалей – дорогого стоит. Казанский кинематограф высоко ценят», - отметил Батраков. Кроме того, фестивалем заинтересовался председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, который, по заверениям Батракова, в следующем году (?) планирует принять участие в фестивале.

Изюминкой фестиваля должны стать его статусные гости и члены жюри. Так, в этом году председателем отборочной комиссии VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино стал киновед и кинокритик России Сергей Кудрявцев, а председателем жюри российский режиссер, актёр, сценарист, профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств и народный артист России Владимир Хотиненко.

Имена специальных гостей фестиваля также говорят сами за себя: Армен Джигарханян, Лидия Федосеева-Шукшина, Ивар Калныньш, Дмитрий Дюжев, Кирилл Сафонов и другие. Почетный гость фестиваля - председатель совета муфтиев России, шейх Равиль хазрат Гайнутдин. Ведущей церемонии станет российская кинодиваОльга Кабо.

РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФА В ТАТАРСТАНЕ, КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

Бюджет фестиваля газете «БИЗНЕС Online» организаторы (уже по традиции!) не раскрыли. Нигматуллина подчеркнула только, что фестиваль финансируется из бюджета РТ, бюджета министерства культуры РТ, гранта президента РТ и спонсорских средств. А Батраков из защиты перешел в атаку дав понять, что постоянно спрашивать о бюджете – некорректно, это как «задать вопрос о том, сколько вы стоите». Хотя журналисты именно это и хотели узнать: ведь кино – это бизнес, а не частная жизнь Батракова и приглашенных им из Москвы и из-за рубежа гостей…

«Бюджет, в отличие от многих фестивалей, у нас меньше, а авторитет - на уровне федеральных фестивалей. Главное - не в этом. Мы обрастаем друзьями и партнерами. В этом году с нами будет работать Россотрудничество, Госфильмофонд. Фильмы, которые им понравятся, будут продвигаться за рубежом. Олег Тактаров хочет делать презентацию проекта о КАМАЗе. Да и много чего другого. И наша главная цель – не деньги, не звезды, а развитие кинематографа в Татарстане», - с неким пафосом отметил Батраков.

Концепция церемонии открытия, по сравнению с прошедшими фестивалями, принципиально не изменится. Полуторачасовое мероприятие, выдержанное в светско-религиозном ключе, будет открыто философским прологом. Во время представления гости совершат виртуальную экскурсию по Казани, познакомятся с культурными традициями Татарстана. Отдельный блок церемонии будет посвящен юбилею выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая.

Напомним, что VII Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет с 6 по 11 сентября 2010 года. Торжественное открытие фестиваля состоится на день позже его фактического начала – 7 сентября. По традиции, оно состоится в самом центре столицы - в КРК «Пирамида» . Начало церемонии в 19.00.

Комментарии

Дмитрий Пивоваров – киновед, руководитель отдела культуры на телеканале «Эфир»:

- Здесь надо разделять два момента. Значение мусульманского фестиваля само по себе и значение фестиваля для развития татарстанского кинематографа. Фамилий-то у нас три-четыре всего. Развивается у нас лишь документальное кино. Но лица у татарстанского кино пока нет, кинематограф, образно говоря, еще не определился, не выбрал свой путь. Есть только отдельные находки. Например, свой язык есть у Ягафарова, но у него кино созерцательного толка, а не развлекательного. Его кино сравнивают с китайским и южнокорейским. То, что сделал Рамиль Тухватуллин к «Золотой субботе», - это развлекательный боевик, направленный на создание положительного образа человека в погонах. А так из значимых – фильм «Бибинур», который получил гран-при на последнем фестивале. Но поставил его петербургский режиссер Юрий Фетин. Делают фильмы хорошие Салават Юзеев, Ильдар Матуров, но опять же это все единицы. Школы нет, базы, географического места для того, чтобы называться казанской студией по производству фильмов, нет. Плюс ко всему еще нет денег. Тот же Батраков мне в интервью говорил, что режиссеров, которых выпускает институт культуры, как серьезных специалистов никто не рассматривает. Доучиваются в Москве.

Фестиваль мусульманского кино сам по себе очень интересен. Самые сильные фильмы там из Ирака, Ирана, Турции. И это не идет ни в какое сравнение с тем, что может предложить наш Татарстан. Фильмы на порядок выше наших. В этом году фестиваль полностью организовывается силами татарстанцев, поэтому то, как будет проходить фестиваль, – результат их вкуса. Знаю, что по сравнению с прошлым годом, есть определенный отток мозгов. Ханс-Иохим Шлегель, бывший председателем в прошлом году, авторитетный берлинский киновед, в этом году не участвует. Упор во внеконкурсной программе в этом году на узбекское кино и кино из союзных республик.

Ильдар Ягафаров — режиссёр, член Союза кинематографистов РФУ:

- Фестиваль мусульманского кино – площадка для наших кинематографистов. Благодаря фестивалю люди понимают, что в Татарстане тоже есть кино. Не просто понимают, но и видят его. Есть и отдача. Очень большое значение для кинематографистов имеет общение, которое они получают в рамках фестиваля мусульманского кино. Многие ведь живут в разных городах, Москве, Башкирии, Якутии, а фестиваль нас объединяет. А так каждый кинематографист сам отвечает за свое кино. Фестиваль помогает только выступить на нем. Очень бы хотел, чтобы в фестивале, наконец, появился серьезный денежный приз. Мы живем в буржуазном мире, все серьезные люди, деньги бы, кстати, привлекли бы еще больше сильных режиссеров. Понятно, что у многих фестивалей денег тоже нет, но зато есть имя. У нас же пока нет приманки. Люди участвуют только потому, что сами хотят себя показать. Должны быть не только звезды, которые пройдутся по красной дорожке, но и знаковые картины, которые у всех на слуху. Тогда фестиваль поднимется в статусе и качестве кино. Именитых режиссеров вообще надо интриговать, так как помимо творчества есть еще и жизнь.