«Сегодня в обществе заметен тренд на осознанное родительство — папы и мамы стремятся разносторонне развивать детей, в том числе покупают литературу, которая будет полезна»

«НАВЫК БЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ — ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ»

— Шамиль, вы ожидали, что ваши книги, посвященные обучению скорочтению детей, окажутся так популярны?

— Интерес к овладению техникой скорочтения сегодня высок у людей различных возрастов. Просто потому, что для современного человека навык быстрого восприятия и обработки огромных массивов новой информации является одним из ключевых для достижения успеха в самых разных областях — в бизнесе, науке, государственном управлении. Например, в Западной Европе и США во многих компаниях для менеджмента среднего и высшего звена необходимое условие — чтение минимум со скоростью 500 слов в минуту. Естественно, я говорю о чтении «про себя» с хорошим пониманием. Я являюсь одним из популяризаторов именно детского направления скорочтения в России. На меня часто обрушивается критика со стороны психологов и педагогов, которые считают, что такое ускорение вредно для детей. Это обычно люди, не знакомые с принципами обучению скорочтению. При правильном подходе ребенка обучают навыку, как работать с теми или иными текстами и делать это эффективно, то есть получать больший результат при том же потраченном времени. Конечно, какие-то сложные тексты нужно специально читать медленно, и этому мы тоже учим. Хотя, судя по популярности книг, многие родители понимают пользу скорочтения и хотят подарить ребенку этот навык.

— Насколько важно соблюдать возрастную градацию — разве не существует универсальных приемов для развития навыка скорочтения?

— Наши методики адаптированы для детей согласно возрасту — все занятия проходят в игровой форме, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, что особенно ценно для детей младшего школьного возраста. Умение быстро читать важно не само по себе, а для достижения актуальных практических задач — чтобы дети лучше учились, быстрее справлялись с подготовкой уроков, успешно сдавали экзамены, ОГЭ и ЕГЭ. Еще дело в том, что на каждом этапе в школе к ребенку предъявляют разные требования. В младших классах нужно читать небольшие художественные произведения, понимать сюжет, писать сжатые изложения. В этом возрасте методика базируется на приеме «Четыре квадрата» — мы учим ребенка определять главных персонажей, основные события, хронологию, любой текст пропускать через такую призму восприятия. Дети лучше понимают прочитанное, могут кратко пересказать, написать маленькое сочинение. А в средней и старшей школе делается акцент на изучение предметов гуманитарного и естественного блока, таких как биология, история, обществознание. Знания дают в виде обширных параграфов, которые подросток должен усваивать, структурировать в голове, а затем писать контрольные и самостоятельные работы. Поэтому для старшего школьного возраста применяем графическую схему «рыбы», где голова — тема, ребра — подглавы, основные мысли. Такое визуальное представление значительно легче для восприятия новой информации и дальнейшего воспроизведения — в голове подростка образуется своеобразный фильтр, через который он уже неосознанно пропускает всю поступающую информацию, и в итоге даже после однократного прочтения может изложить близко к тексту.

«Наши методики адаптированы для детей согласно возрасту — все занятия проходят в игровой форме, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, что особенно ценно для ребят младшего школьного возраста» «Наши методики адаптированы для детей согласно возрасту — все занятия проходят в игровой форме, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, что особенно ценно для детей младшего школьного возраста»

 «РОДИТЕЛИ ОТМЕЧАЮТ ПОЛЬЗУ НАШИХ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

— В чем особенность вашего подхода?

— Я физик по первому образованию, психолог по второму, а темой скорочтения увлекался еще в студенческие годы. Прошел практически все тренинги по скорочтению на территории СНГ и несколько зарубежных. Разработал свою собственную методику, вел тренинги скорочтения для взрослых, а затем занялся обучением детей. Тестировал разные подходы и приемы. Моя технарская «закваска» требует подходить к любому вопросу системно и поэтапно. Поэтому я разделил навык скорочтения на поднавыки, определил, какие упражнения позволяют тренировать каждый из них, перевел в игровую форму, а затем собрал все вместе. Я бы сравнил наш процесс обучения скорочтению с вождением машины. Как учат ездить в среднестатистической автошколе — по крайней мере, так учили меня и несколько десятков опрошенных мной людей: вы садитесь рядом с инструктором, он показывает, как трогаться, переключать передачу — и велит ехать. Другое дело — в секции автоспорта: там навык вождения рассматривают как сумму умений крутить быстро руль, переключать коробку передач, переводить взгляд на зеркала заднего вида и так далее. Каждое доводят до совершенства по отдельности, потом объединяют, и получается, что через пару месяцев занятий школьник будет ездить лучше, чем водитель маршрутки с 20-летним стажем. То же самое со скорочтением: есть около десятка поднавыков, в том числе широкое поле видения, правильное движение глаз, переключаемость внимания, умение структурировать текст, ставить цель прочтения. Наша задача — их натренировать, а затем собрать вместе, чтобы быстрее читать и усваивать прочитанное.

Премия «Золотой Медвежонок» 2016 года за победу системы «Обучение скорочтению для детей» на всероссийском конкурсе «Золотой Медвежонок. Выбор родителей»

— Как оценивают родители ваши книги-тренажеры?

— Сегодня в обществе заметен тренд на осознанное родительство — папы и мамы стремятся разносторонне развивать детей, в том числе покупают литературу, которая будет полезна. Книга «Скорочтение для детей» и коробка «Скорочтение для детей» с блокнотами и карточками — как раз пример такой литературы. Занимаясь по четким инструкциям, родители получают конкретные результаты в виде улучшения у ребенка скорости чтения, понимания, успеваемости. Мы отслеживаем обратную связь с читателями — в этом отношении особенно показательны сотни отзывов в интернет-магазинах от реальных покупателей. Примерно 95 процентов положительны. Родители отмечают ощутимый эффект от занятий, увлекательную игровую форму и пользу в виде повышения успеваемости в школе.

Книга на первом месте по популярности

— Есть ли смысл учить скорочтению, если современные дети не читают вообще?

— Не согласен — современные дети читают, и даже больше, чем их среднестатистические ровесники лет 30 назад. Другое дело, что читают мессенджеры, посты в соцсетях, легкоусвояемый контент. В этом я вижу причину того, что средний уровень интеллекта сейчас падает. Отсюда и нелюбовь к чтению более сложных текстов— ребенок не умеет воспринимать такие тексты. А в процессе овладения скорочтением он этот навык развивает, и начинает получать от чтения удовольствие.


— Как раз сейчас, в канун Нового года, ваши книги-тренажеры и яркие наборы могут стать отличным подарком — где их можно найти?

— Книги, выпущенные в этом году издательским домом «Филипок и Ко», представлены практически во всех книжных магазинах Казани. Также их можно заказать на крупных интернет-площадках – Ozon, Wildberries, «Лабиринт.ру» и т. д. Уточнить актуальную стоимость книг и выбрать магазин можно по ссылке, а узнать стоимость коробок заказать — здесь.