Минпромторг республики еще с апреля изучают проект создания единой государственной теплосетевой компании на базе активов АО «Татэнерго» и МУП «Казэнерго» Минпромторг республики еще с апреля изучает проект создания единой государственной теплосетевой компании на базе активов АО «Татэнерго» и МУП «Казэнерго» Фото: © Сергей Ермохин, РИА «Новости»

«Котельные строятся, и рынок тепла рушится»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», правительство Татарстана рассматривает весьма нетривиальный вариант решения проблемы раздора вокруг тепловой схемы Казани. По поручению президента РТ Рустама Минниханова премьер-министр Алексей Песошин и минпромторг республики еще с апреля изучают проект создания единой государственной теплосетевой компании на базе активов АО «Татэнерго» и МУП «Казэнерго». Она должна стать одной на весь город единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) взамен 46 существующих и закупать тепловую энергию у производителей на электронных торгах. Такое предложение внес в правительство РТ глава госкомитета по тарифам Александр Груничев.

В минпромторге нам подтвердили, что создана рабочая группа, в ее состав вошли представители госкомитета по тарифам и эксперты Казанского энергетического университета. Группа изучает вопрос создания в Казани ЕТО, «которая была бы отделена от компаний – производителей тепловой и электрической энергии и отвечала бы за надежность и качество теплоснабжения».

По мнению Груничева, это стало бы компромиссом между «Татэнерго» и ТАИФом, которые бесконечно делят тепловую схему городов Татарстана в ФАС и судах. «Мы все прекрасно понимаем, что борьба идет за рынок тепла как в Казани, так и в Нижнекамске и, пока они будут преследовать увеличение собственной прибыли, война никогда не закончится, как бы они ни говорили об этом. Как говорится, выживет сильнейший… — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Мы решили пойти другим путем: выступили с предложением создать отдельную теплосетевую компанию в Казани и сделать ее государственной, чтобы она на торгах закупала тепло у производителей — у „Татэнерго“ и ТАИФа. Я сейчас говорю только о комбинированной выработке — электричества и тепла как побочного продукта».

Предложение внес в правительство РТ глава госкомитета по тарифам Александр Груничев. У решения, по мнению Груничева, есть много выгодных всем сторонам последствий Предложение внес в правительство РТ глава госкомитета по тарифам Александр Груничев. У решения, по его мнению, есть много выгодных всем сторонам последствий Фото: «БИЗНЕС Online»

У решения, по мнению Груничева, есть много выгодных всем сторонам последствий. Это, во-первых, позволит снизить тарифы на тепло для населения, поскольку энергия будет закупаться на открытых торгах. Во-вторых, по его мнению, реформа выгодна и самим энергогигантам. «На наш взгляд, это позволило бы внести элемент конкуренции: потребители смогут выбирать более эффективную стоимость тепла. Мы считаем, что было бы справедливо — как с точки зрения ответственности компаний, так и с точки зрения государства — не повышать цену за тепло, а способствовать ее снижению. Компании будут заинтересованы в объемах продажи тепла, соответственно, повысят свою выручку», — рассуждает Александр Станиславович.

Госкомитет недоволен сложившимся рынком тепла в Казани, где много неэффективных котельных, в том числе ведомственных. В этом, по мнению Груничева, виноваты и энергогиганты. «Что им мешает вместо предприятий подключать жилые комплексы — проводить там сети и иметь объемы сбыта? А что они делают сегодня? Либо завышают стоимость подключения, либо вообще отказывают. И в этих микрорайонах создаются альтернативные источники тепла — котельные, и весь рынок тепла из-за этого рушится. Все-таки надо баланс соблюдать. Наше предложение, чтобы на рынке были „Татэнерго“ и ТАИФ», — говорит Груничев.

По его словам, вопрос создания ЕТО обсуждается в высоких кругах, «определенное понимание есть». Пока что, по нашим сведениям, в кабмине прошло несколько совещаний. Позиции сторон собирает вице-премьер Рустам Нигматуллин.

«БИЗНЕС Online» запросил мнение исполкома Казани, на что получил дипломатичный ответ: как лучше для населения, с тем городские власти и согласны. «Основная задача муниципалитета — это создание условий для надежного обеспечения потребителей теплом и энергией в наиболее экономичном режиме, чтобы потребитель оставался в выигрыше. Исполнительный комитет положительно относится к нововведениям, которые могут обеспечить улучшение качества жизни горожан, повысить надежность и бесперебойность предоставления коммунальных услуг, с сохранением расходов на оплату данных услуг в пределах, установленных государством», — говорится в ответе. Там же отмечается, что создание единственной в городе ЕТО разрешено законом. Но в таком случае она обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем.

Но если город держит нейтралитет, то энергогиганты не смолчали. Инициатива по созданию одной ЕТО, по нашим данным, вовсе не привела к компромиссу, а, напротив, обострила споры. ТАИФ выступает за, «Татэнерго» — против.

Идея создания единой теплосетевой компании Казани далеко не нова Идея создания единой теплосетевой компании Казани далеко не нова Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАИФ обещает казанцам дешевое тепло

Любопытно, что идея создания единой казанской теплосетевой компании далеко не нова — как утверждают наши источники, у ТАИФа уже была такая мысль. Госкомитет по тарифам ее просто подхватил и вынес обсуждение на уровень руководства республики. ТАИФ уже давно лоббирует перекройку теплового рынка Казани в свою пользу, утверждая, что ТГК-16 работает по теплу куда эффективнее, то есть дешевле для потребителя, чем «Татэнерго». Напомним, что в Москве с прошлого года идет арбитражный судебный процесс, инициированный ТАИФом, где ответчиками выступают исполком Казани и минэнерго РФ, утвердивший схему теплоснабжения города. «БИЗНЕС Online» подробно описывал эту коллизию.

О своем интересе к тепловому рынку Казани заявлял в мае и в то время глава ТАИФа Альберт Шигабутдинов. «Мы предложили и президенту республики Рустаму Нургалиевичу, и правительству сформировать программу коренной модернизации системы централизованного теплоснабжения Казани, чтобы задействовать весь ее потенциал, сделать систему теплоснабжения экономически выгодной и эффективной как для населения и промышленных предприятий, так и для инвесторов. Если в этом году решение будет принято, то мы общими усилиями сможем максимально загрузить теплоэлектроцентрали Казани, полностью обеспечив потребности населения и промышленности недорогим теплом», — рассказал Шигабутдинов в интервью «Ведомостям».

ТАИФ уже давно лоббирует перекройку теплового рынка Казани в свою пользу, утверждая, что ТГК-16 работает по теплу куда эффективнее, то есть дешевле для потребителя, чем Татэнерго ТАИФ уже давно лоббирует перекройку теплового рынка Казани в свою пользу, утверждая, что ТГК-16 работает по теплу куда эффективнее, то есть дешевле для потребителя, чем «Татэнерго» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Выработка электроэнергии от ТЭЦ в Казани увеличилась, но при этом мощности по отпуску тепла в систему централизованного теплоснабжения в комбинированном цикле загружены в среднем всего на 25–30 процентов. При Советском Союзе этот показатель составлял 95 процентов. А если нет нагрузки по теплу, значит, нет и электричества, — рассуждал он. — Иначе если продолжать работать как сейчас, то скоро цены на тепло станут просто неподъемными для населения. Люди перестанут платить, начнут ставить в квартирах собственные котлы. И вот тогда все поймут, что другого выхода нет, включат голову и вернутся к централизованному теплоснабжению от ТЭЦ».

У Шигабутдинова есть конкретный план: за 5–6 лет провести полный аудит теплосетевого хозяйства, инвестировать 2–3 млрд рублей, максимум 10 млрд в теплосети Казани. ТАИФу неинтересно владеть теплосетями, но финансовую помощь холдинг оказать в состоянии. «Для ТЭЦ-3 это будет рост выручки и экономического эффекта, для наших коллег из „Татэнерго“ — тоже. В целом по Казани дополнительная выручка от реализации тепловой и электрической энергии вырастет до 25 миллиардов рублей в год», — объясняет Шигабутдинов. Для населения, по его мнению, как минимум роста тарифов не будет, а вероятно, оно и сэкономит.  

Город питают теплом 47 ЕТО. При этом Татэнерго и ТГК-16 обеспечивают 75% поставок тепла в городе Город питают теплом 47 ЕТО. При этом «Татэнерго» и ТГК-16 обеспечивают 75% поставок тепла в городе Фото: «БИЗНЕС Online»

Без котельных, только ТЭЦ

Если вкратце описать тепловую схему Казани, то она выглядит следующим образом. Город питают теплом 47 ЕТО. Это «Татэнерго» с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и тремя крупными котельными: «Азино», «Горки» и «Савиново», а также ТЭЦ-3, принадлежащая ТГК-16 и поставляющая тепло потребителям по сетям КТС — филиала «Татэнерго», 135 районных котельных «Казэнерго» и еще 44 организации, имеющие на балансе локальные источники тепловой энергии со своими сетями. При этом «Татэнерго» и ТГК-16 обеспечивают 75% поставок тепла в городе.

Предложения ТАИФа, по нашим данным, звучат так: нужно по максимуму вывести из эксплуатации котельные и перевести их нагрузку на три ТЭЦ. Потребители котельных «Азино», «Горки» и «Савиново» должны перейти на КТЭЦ-1, 2, 3, а котельных «Казэнерго» — казанским ТЭЦ-1 и 3.

И на то есть определенные основания. Если мы посмотрим на тарифы на отпуск тепловой энергии (мощность) с коллектора, утвержденные госкомитетом по тарифам на 2019 год по Казани, то разницу в расценках котельных и ТЭЦ заметить нетрудно. Так, для мощностей «Татэнерго» цифры следующие: для Казанской ТЭЦ-1 и Казанской ТЭЦ-2 тариф равнялся 721 руб./Гкал без НДС, для котельных «Азино» и «Горки» — 852 руб./Гкал, для котельной «Савиново» — 830 руб./Гкал. Для Казанской ТЭЦ-3 ТАИФа — 756 руб./Гкал.

Тарифы на тепло растут год от года, и это, по сведениям нашего источника, исчерпало терпение правительства республики. Хотя, если сравнить, к примеру, тарифы в Казани и других крупных городах ПФО, столица Татарстана выглядит в целом адекватно. Например, в Самаре тариф в 2019 году варьировался от 854 до 869 руб./Гкал, в Нижнем Новгороде — от 881 до 894 руб./Гкал.

Венцом новой схемы, по мнению ТАИФа, должна стать единая теплосетевая компания Казани, которая должна будет закупать тепло только у ТЭЦ, исключая котельные. По нашим сведениям, ТГК-16 намерена успешно конкурировать на торгах по цене, варьируя их с учетом своего промышленного рынка сбыта. Есть еще один немаловажный момент. По словам нашего источника на рынке, «Татэнерго», контролируя всю цепочку, имеет возможность рисовать заниженные цены на генерацию, компенсируя подобное повышенными тарифами на теплопередачу. Это позволяет отсечь внешних поставщиков, то есть ТАИФ. Если «Татэнерго» потеряет теплосети, то ему придется повышать до объективного уровня тариф на коллекторах станций. Соответственно, это усложнит для него конкуренцию.

СНИЖАТЬ ГРАДУС И ТАРИФ

«Создание независимой теплосетевой компании, безусловно, поспособствует снижению градуса напряженности вокруг ситуации», — уверены в ТГК-16.

В компании нам рассказали, что полностью поддерживают инициативу по созданию ЕТО Казани. «Это позволит устранить „конфликт интересов“ текущей единой теплоснабжающей организации в городе Казани — АО „Татэнерго“, которое является одновременно и производителем тепловой энергии (как на ТЭЦ, так и на котельных) и осуществляет функции по передаче тепловой энергии и регулированию режимов работы тепловых сетей, что позволяет ей в одностороннем порядке регулировать отпуск от разных источников в свою пользу, — уверены в ТГК-16. — Кроме того, желание АО „Татэнерго“ максимизировать отпуск от своих источников приводит к выборочному ремонту тепловых сетей — при этом надлежащий ремонт тепловодов №13, 14 от Казанской ТЭЦ-3 АО „ТГК-16“ на город Казань не проводится, чтобы создать „преимущества“ источникам тепла АО „Татэнерго“, и в том числе котельным».

Этот конфликт интересов, утверждают в компании, уже привел к нарушению со стороны «Татэнерго» утвержденной схемы теплоснабжения Казани — по снижению отбора тепловой энергии от Казанской ТЭЦ-3 для нужд города. «Начиная с 2016 года при тарифе производства КТЭЦ-3 490,49 рубля за гигакалорию (в среднем по году в структуре конечного тарифа) и аналогичном тарифе АО „Татэнерго“ 746,97 рубля за гигакалорию», — поясняют разницу цифр в ТГК-16. 

В ТАИФе уверены, что создание ЕТО позволит обеспечить единую техническую, инвестиционную, экономическую и организационную политику на рынке теплоэнергетики, что существенно повысит прозрачность тарифообразования для конечного потребителя и распределения тепловых нагрузок в Казани.  «Независимая ЕТО будет экономически заинтересована в покупке тепловой энергии от более дешевых источников, что приведет к созданию реальной конкурентной среды на рынке теплоснабжения и позволит устранить ситуацию, когда „Татэнерго“ загружает свои котельные, которые априори менее эффективны, чем ТЭЦ, поскольку делают лишь один энергоресурс, лишь бы не брать тепло от АО „ТГК-16“», — говорят в компании.

Там полностью повторяют тезисы Груничева: ЕТО сможет отбирать дешевое тепло на торгах и снизить тарифы для населения. В свою очередь, в ТГК-16 считают, что система окажется выгодна для всех производителей тепла, прирост объемов производства на ТЭЦ также приведет к снижению тарифов, что в конечном итоге снизит их для конечного потребителя.

Айрат Сабирзанов (слева): «Нет возможности поставки тепловой энергии в другие населенные пункты, и уж тем более за сотни километров на Урал, как в электроснабжении» Айрат Сабирзанов (слева): «Нет возможности поставки тепловой энергии в другие населенные пункты, уж тем более за сотни километров на Урал, как в электроснабжении» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ниже тарифы не станут»

«Мы в курсе, что такие инициативы исходили от ТАИФа. Их содержание звучит очень привлекательно, но по сути никакой пользы они не несут, потому что преследуется цель вывести государственные активы из-под управления „Татэнерго“. Это точно не про повышение эффективности. Основная цель — увеличить отпуск тепла с Казанской ТЭЦ-3, что требуется для того, чтобы окупить вложения в ее модернизацию, которые не попали под программу ДПМ, — заявил в беседе с нашим корреспондентом первый замгендиректора „Татэнерго“ Айрат Сабирзанов. — Ниже тарифы не станут, и теплосети эффективнее работать не будут».

«Татэнерго» предоставило «БИЗНЕС Online» свои аргументы того, почему идея создания единственной ЕТО в Казани несостоятельна. Первый аргумент в том, что предложенный механизм с открытыми торгами законодательством не предусмотрен. По сути, это попытка применить принципы работы рынка электроэнергии на рынок тепла. По мнению «Татэнерго», идея на первый взгляд может показаться интересной, но на практике в силу юридических ограничений нереализуема.

По данным Татэнерго, с 2010 года, то есть с момента, когда казанскую ТЭЦ-3 передали ТАИФу, потери тепловой энергии были снижены в 1,4 раза По данным «Татэнерго», с 2010 года, то есть с момента, когда казанскую ТЭЦ-3 передали ТАИФу, потери тепловой энергии были снижены в 1,4 раза Фото: «БИЗНЕС Online»

Второй — и довольно весомый — аргумент состоит в том, что, прежде чем выделять теплосети из госкомпании и МУПа и вносить их в отдельную компанию, нужно подумать о том, что эти активы изношены на 60–70% и требуют значительных инвестиций. Непонятно, кто и на какие деньги будет заниматься модернизацией казанских теплосетей. В составе «Татэнерго» данная работа субсидируется за счет средств, которые компания зарабатывает на открытом рынке электроэнергии. Ежегодно это порядка 250 млн рублей. Единая теплосетевая компания должна будет обеспечивать надежное теплоснабжение и своевременно рассчитываться с производителями тепловой энергии. Если стоит цель не повышать (и очень существенно), а снижать тариф, откуда компании взять деньги на латание дыр?

Эти выводы иллюстрируют российские теплосетевые компании, уже работающие в статусе ЕТО: если посмотреть такие организации в базе данных «Контур.Фокус», то в общей массе они убыточны. «Татэнерго» приводит в пример две поволжские структуры: в 2018 году Пермская сетевая компания получила убыток в 526 млн рублей, Кировская теплосетевая компания недосчиталась 331 млн рублей. 

«Ошибочным является тезис, что в теплоснабжении можно по аналогии с электроснабжением создать конкуренцию. Это миф. Количество источников в городе ограничено, сети проложены с учетом обеспечения потребителей от конкретных источников с возможностью переброски нагрузок в аварийном режиме, нет возможности поставки тепловой энергии в другие населенные пункты, уж тем более за сотни километров на Урал, как в электроснабжении», — поясняет Сабирзанов.

«Так, для замещения котельной „Савиново“, как предлагают коллеги из ТАИФа, необходимо проложить тепловоды стоимостью несколько миллиардов рублей. Чего мы добьемся, если в результате этой титанической работы переведем нагрузку с котельной „Савиново“ на ТЭЦ-3? Только роста тарифа для населения. Затраты на прокладку дополнительных сетей лягут на плечи потребителей, а тариф для ТЭЦ-3 уже сопоставим с тарифом котельной (ГКРТТ предлагает на 2020 год установить для ТЭЦ-3 834 рубля за гигакалорию, для котельной „Савиново“ — 853 рубля за гигакалорию). Но не надо забывать, что для замещения котельной „Савиново“ необходимо тепловую энергию от ТЭЦ-3, расположенной на окраине города, доставить к потребителям на расстояние порядка 15 километров, что влечет колоссальный рост потерь и затрат на перекачку. Напротив, когда генерация, тепловые сети и сбыт едины, то это позволяет  комплексно управлять системой теплоснабжения, работать над повышением надежности и эффективности», — объясняет топ-менеджер «Татэнерго». 

«Да, сейчас не все вопросы по теплу решены, но „Татэнерго“ была проделана большая работа. В том числе была реализована уникальная программа по выводу из эксплуатации устаревших ЦТП и внедрению индивидуальных тепловых пунктов — ИТП», — говорит Сабирзанов. По данным «Татэнерго», с 2010 года, то есть с момента, когда казанскую ТЭЦ-3 передали ТАИФу, потери тепловой энергии были снижены в 1,4 раза, затраты электроэнергии на перекачку теплоносителя снизились в 3,3 раза, повреждаемость теплосетей сократилась в 2 раза.

«Речь будет идти о десятках миллиардов рублей»

Ряд источников на рынке согласились комментировать ситуацию только на условиях анонимности. «Я не ожидал, что эту идею воспримут всерьез на столь высоком уровне. Она бредовая», — категорично говорит о предложении создать одну ЕТО один из высокопоставленных собеседников «БИЗНЕС Online». 

Другой наш источник в отрасли поясняет, что создание ЕТО потребует серьезных вложений. «Сама идея создания ЕТО предполагает наличие равной технической возможности поставки тепловой энергии от любого производителя любому потребителю. Для этого необходимо переключение всех потребителей и объединение всех имеющихся в Казани источников тепла в единую сеть. Расходы на реализацию данного проекта сложно оценить. Можно предположить, что речь будет идти о десятках миллиардов рублей, — говорит он. — Кроме того, в условиях плотной городской застройки не везде можно найти коридоры для прокладки кольцующих тепловых магистралей. Стоит также учитывать, что температурные режимы районных котельных и ТЭЦ значительно отличаются, что потребует модернизации оборудования котельных для возможности отпуска теплоносителя в единую сеть, а также реконструкции систем отопления множества многоквартирных домов и учреждений, построенных с учетом иных температурных режимов».    

Создание ЕТО Казани исключительно на основе теплосетей «Татэнерго», без «Казэнерго», по мнению экспертов, не имеет никакого смысла. «Включение в ЕТО только тех территорий, где есть техническая возможность централизованной передачи тепловой энергии, возвращает нас к существующему порядку вещей — наличию теплосетевой компании, транспортирующей тепло 75 процентам потребителей от двух ЕТО — „Татэнерго“ и ТГК-16, и спора между этими двумя субъектами», — рассуждает один из наших собеседников.

«Источник средств на эти цели должен быть сформирован в рамках тарифа на передачу тепловой энергии, что означает его рост, а значит и увеличение платы граждан за отопление» «Источник средств на эти цели должен быть сформирован в рамках тарифа на передачу тепловой энергии, что означает его рост, а следовательно, и увеличение платы граждан за отопление» Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Так что, резюмирует он, возможность снизить тариф на тепло за счет создания ЕТО выглядит сомнительной. «Создание такой возможности потребует, как сказано, значительных вложений в инфраструктуру. Источник средств на эти цели должен быть сформирован в рамках тарифа на передачу тепловой энергии, что означает его рост, а следовательно, и увеличение платы граждан за отопление», — говорит наш эксперт.

«Предполагаемое объединение котельных „Казэнерго“ в одну сеть с иными теплоснабжающими организациями может повысить надежность теплоснабжения города, однако нужно тщательно взвесить все риски. Необходимы понятные для всех участников правила, расчеты экономических, финансовых последствий и грамотная техническая политика, которая позволит улучшать материальную базу предприятий, модернизировать и развивать оборудование», — резюмирует эксперт.

«Создание единой теплосети может быть оправданно только в том случае, если это позволит сократить издержки безотносительно того, кто такое предлагает. Если подобное позволяет сократить расходы и повысить надежность поставок, в этом есть смысл, — говорит замдиректора ассоциации „Сообщество потребителей энергии“ Валерий Дзюбенко. — У рынка при всей его сложности есть одно важное качество: он позволяет компаниям конкурировать между собой. Когда создается единая монопольная структура, имеющая эксклюзивный доступ к „трубе“, то я не знаю, насколько это будет оптимально. Критерий должен быть один: сокращайте расходы, снижайте тарифы, обеспечивайте надежность, бесперебойность, безаварийность поставок. С точки зрения потребителя подобное должно ставиться во главу угла».