В Казани прошла отчетно-выборная конференция союза кинематографистов РТ. Федеральный союз на собрании представлял начальник отдела по связям с регионами Андрей Трещалин В Казани прошла отчетно-выборная конференция союза кинематографистов РТ. Федеральный союз на собрании представлял начальник отдела по связям с регионами Андрей Трещалин

«НЕ ХВАТИЛО БЫ ВРЕМЕНИ СКАЗАТЬ, СКОЛЬКО ПРИЗОВ ЗАВОЕВАЛИ НАШИ ПРОЕКТЫ»

Деятели настоящего и будущего татарстанского кино собрались накануне в конференц-зале гостиницы «Ногай». Там проходила отчетно-выборная конференция союза кинематографистов РТ — председателю Ильдару Ягафарову предстояло отчитаться о результатах четырех лет своего правления, а членам союза — избрать нового главу. Федеральный союз кинематографистов на собрании представлял начальник отдела по связям с регионами Андрей Трещалин, а министерство культуры РТ — ведущий специалист отдела взаимодействия со СМИ и общественными организациями Гузель Галиева. Многие кинематографисты возмущались, что более высокие чиновники минкульта не почтили их своим присутствием, но, как выяснилось, они находились на прощании с народной артисткой Татарстана Исламией Махмутовой.

Собрание началось с показа отрывков из кинопроектов, снятых членами союза за четыре года. Таких набралось 37, среди них оказалась даже скандальная «Матильда» Алексея Учителя, в которой вторым оператором выступил Валерий Севастьянов. Также в числе работ — «Мулла» и «Байгал» самого Ягафарова, «Осанна», «Семейные хлопоты», «Водяная» Алексея Барыкина, «Неотосланные письма», «Айсылу» и «Кире» Рустама Рашитова и многие другие. Увы, в более-менее серьезный прокат удалось попасть лишь «Водяной» и «Кире», что вполне ожидаемо создает у рядового зрителя ощущение «отсутствия присутствия».

Членам союза кинематографистов РТ предстояло избрать нового главу Членам союза кинематографистов РТ предстояло избрать нового главу

«Не хватило бы времени сказать, сколько призов завоевали эти проекты — у нас есть и гранты, и специальные призы. Мы отметились по всей России и за границей тоже», — сказал Ягафаров. Далее они с председателем ревизионной комиссии, режиссером Батыром Баишевым, по очереди отчитались о работе организации за четырехлетку. Выяснилось, что субсидии в 2018–19-м выросли: если ранее это было 714 000 рублей в год, то стало 742 400. Таким образом, за четыре года союз получил почти 3 млн рублей субсидий.

На базе союза было произведено 13 фильмов с общим бюджетом более 20 млн рублей. От 50 до 100 тыс. рублей выделялось в рамках материальной помощи конкретным кинематографистам. Молодые специалисты получили 2 млн рублей стипендий. На все мероприятия союза выделялось 96 тыс. в год, при этом были привлечены дополнительные средства от спонсоров. Общий бюджет праздников составил 900 тыс. рублей, при этом среди спонсоров были и частные компании. 67 тыс. потрачено на создание сайта организации (Ягафаров уточнил, что сейчас он набирает по 500 просмотров в день). Баишев рассказал и о размере зарплаты членов аппарата союза — председатель получает 11 тыс. рублей, бухгалтер — 9 тыс., секретарь — 7 тыс. рублей. Членские взносы в союзе — 2 тыс. рублей с работающих кинематографистов и 250 с пенсионеров.

Отдельно Ильдар Ягафаров упомянул «выбивание» собственного здания для союза Отдельно Ильдар Ягафаров упомянул «выбивание» собственного здания для союза

«ОБЩИЙ УРОВЕНЬ КИНОПРОДУКЦИИ ОСТАЕТСЯ БЕЗЛИКИМ И СЕРЫМ»

Отдельно Ягафаров упомянул «выбивание» собственного здания для союза. Для этого глава федеральной организации Никита Михалков писал письмо президенту РТ Рустаму Минниханову, после чего в безвозмездное пользование было отдано помещение на территории «ТатарКино». Минкульт РТ выделил 5 млн 400 тыс. рублей на ремонт этого здания, и открыться оно может в следующем году.

Далее свою оценку работе союза дал член правления Барыкин: «Сейчас союз кинематографистов, даже на российском уровне, ищет свою идентификацию — нет консенсуса о том, для чего он существует и каковы его функции и полномочия. Часто я видел, что союзу приходится не только выдвигать какие-то инициативы, но и доказывать, что к нему надо прислушиваться. Здесь делается огромная, тяжелая работа, и я очень высоко оцениваю труд Ильдара Ягафарова — вижу, насколько много он делает на одном энтузиазме. Он постоянно ездит и добивается, отстаивает интересы союза, выбивает поддержку. Поработав в правлении, я с очень большим уважением отношусь к его работе, которая происходит в тяжелых условиях».

Баишев осветил работу союза и с творческой точки зрения: «Следует признать, что правлению союза не удалось поднять творческо-организационную деятельность на должную высоту. На наших заседаниях мало анализировались проблемы драматургии, режиссуры, изобразительного и звукового решения фильмов. Совсем без внимания осталась телевизионная отрасль, хотя в наших рядах много творческих работников телевидения. Складывается впечатление, что им это самим не нужно — нет инициативы с их стороны. Несмотря на отдельные вспышки, общий уровень кинопродукции остается безликим и серым своей одинаковостью. От съезда к съезду мы обсуждаем похожие проблемы, и сегодня нам важно понять — почему они не решаются? Почему на конкурсах проходят заявки и проекты, не имеющие творческого потенциала? За ними изначально не видно ни автора, ни режиссера».

При этом в целом работу союза ревизионная комиссия признала удовлетворительной.

Юрий Гвоздь: «Каким образом отбираются работы, победившие в конкурсе министерства культуры РТ на получение субсидий на кинопроизводство? В конкурсной комиссии, которая рассматривает эти фильмы, вообще непонятно кто!» Юрий Гвоздь: «В конкурсной комиссии, которая рассматривает эти фильмы, вообще непонятно кто!»

«ИРАДА АЮПОВА ГОВОРИТ: «ВЫ ВСЕ КОРРУПЦИОНЕРЫ, ПЫТАЕТЕСЬ ЗАРАБОТАТЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕ КИНО»

Одним из острейших вопросов ожидаемо стала проблема финансирования. Кинорежиссер Фарид Давлетшин пылко ответил хейтерам, считающим, что татарстанского кино не существует: «А вы его смотрели? Нужно поднять вопрос об увеличении субсидирования и финансирования, если мы хотим, чтобы татарстанское кино звучало. Хотя наши фильмы и так везде звучат на фестивалях, даже удивительно. Мы умудряемся на копейки снять очень приличное кино».

Продюсер, директор кинокомпании «Белый лист» Алина Ризванова пожаловалась, что субсидии федерального минкульта проходят мимо татарстанского кино: «Как пришел Мединский, у нас все по нулям! С 2012 года ни одной копейки не пришло на организации, зарегистрированные в Татарстане. Любой проект отклоняют! Мои коллеги вынуждены перерегистрироваться на московские юридические адреса, чтобы получить хотя бы копеечку из федерального бюджета. У нас есть колоссальные архивы, мы хотели бы снимать хроникальные фильмы на тему столетия ТАССР. Иначе все архивы пропадут! Пять лет о нас вытирают ноги!» На ее реплику ответил известный оператор и режиссер Юрий Гвоздь — ему в федеральном ведомстве разъяснили, что по закону никакие квоты регионам выдавать не будут, но и без внимания их не оставят.

Продюсер Марат Ахметшин рассказал о своем недавнем визите к профильному республиканскому министру Ираде Аюповой: «Она очень просто говорит: „Вы все коррупционеры, пытаетесь заработать на производстве кино, а обратной связи от вас никакой нет. Люди должны любить ваши фильмы“». Прозвучало и имя режиссера Тимура Бекмамбетова, так часто упоминаемое теперь в Казани всуе и не всуе. «Он недавно ставил у нас спектакль и сказал: „У меня никогда не было проблем с деньгами. У меня имелись трудности со сценариями“. Если мы научимся делать фильмы, которые люди будут любить, у нас все появится», — заключил Ахметшин.


«Я ПОШЕЛ СО СВОИМИ СТУДЕНТАМИ НА КИНО ПРО МАРАТА ТАЗЕТДИНОВА, МОЕГО СТАРОГО ДРУГА. НО ЭТО ОКАЗАЛСЯ ТАКОЙ МАРАЗМ!»

Тему качества татарстанской кинопродукции поднял в своем выступлении и Гвоздь: «Праздники — это дело хорошее, но главное — производство фильмов высокого художественного уровня, если говорить казенным языком. И в связи с этим у нас есть одна серьезная проблема — каким образом отбираются работы, победившие в конкурсе министерства культуры Татарстана на получение субсидий на кинопроизводство? В конкурсной комиссии, которая рассматривает эти фильмы, вообще непонятно кто! Работы дают каким-то анонимным экспертам из Москвы, они их отсматривают, и на основе этого принимает решение наше министерство». Он добавил, что эти эксперты не видят результаты производства, ведь они оценивают только заявки на него. Экс-руководитель союза кинематографистов РТ предложил союзу стать во главе этого процесса и принимать активное участие в нем.

Поддержал коллегу и Николай Морозов, ныне преподающий на кафедре киноискусства КазГИК: «Кто отбирает финансирование фильмов? Раньше мы видели глаза в глаза тех, кто открывает нам финансирование на производство фильмов. Мы защищали свои проекты, были согласны с решением комиссии. А сейчас все происходит кулуарно. Маразм доходит до такой степени, что в институте культуры студентов загоняют палкой на просмотр фильма! Я пошел со своими студентами на кино про Марата Тазетдинова (многолетний руководитель Татгосфилармонии — прим. ред.), моего старого друга. Но это был такой маразм! Мои студенты встали и сказали: „Николай Алексеевич, пойдемте, мы на эту бредятину смотреть не можем“. И потом эта команда выходит на телевидение и говорит корреспонденту: „Ах, какое хорошее кино мы снимаем!“. А студенты смеются над ними».

Отметим, что фильм о Тазетдинове при поддержке фонда президентских грантов снял культурный центр «Аярис», специализирующийся на биографических интервью. «Надо, чтобы эта студия вернула деньги, потраченные на съемку. Стыдно перед студентами!» — сокрушался Морозов. Он попросил союз «повернуться лицом» к институту культуры, где нет профессионалов из-за низких зарплат.

Одним из достижений союза в последние годы признали конференцию качества кинопродукции, которую провела в августе в кинотеатре «Мир» глава «ТатарКино» Миляуша Айтуганова (в центре) Одним из достижений союза в последние годы признали конференцию качества кинопродукции, которую провела в августе в кинотеатре «Мир» глава «ТатарКино» Миляуша Айтуганова (в центре)

«ДАЖЕ ОБСУЖДЕНИЯ СВОЕГО ФИЛЬМА НЕ ДОЖИДАЮТСЯ, ДАЖЕ НА ПЬЯНКУ НЕ ХОДЯТ!»

Одним из достижений союза в последние годы признали конференцию качества кинопродукции, которую провела в августе в кинотеатре «Мир» глава «ТатарКино» Миляуша Айтуганова. На ней комиссия из приглашенных киноведов и кинокритиков из Москвы, Казани и Казахстана оценила игровые и документальные картины, созданные в рамках госзаказа. Гвоздь покритиковал членов союза, проигнорировавших это мероприятие: «Вы кинематографисты или кто? Или вы приходите танцевать и бить себя в грудь, что умеете кино снимать? Председателя союза почему там не было, заместителей? А ведь такие события должны проводиться чаще — это наша задача как творческого союза». Морозов тоже обратил на это внимание: «Даже обсуждения своего фильма не дожидаются, убегают! Можно же найти время, чтобы послушать профессиональный совет. Даже, извините за грубость, на пьянку не ходят, когда столы накрыты!»


Режиссер «Кире» Рашитов был единственным из молодых членов союза на конференции, так что выступить от лица нового поколения пришлось ему. «Мы должны как минимум смотреть фильмы, как минимум внутри союза, — призвал Рашитов. — К сожалению, я столкнулся с принципом, который пришел из Советского Союза: „Не смотрел, но осуждаю“. У меня был разговор с членом союза, который сказал, что я снял плохое кино. Говорю: „Вы смотрели?“ — „Нет, мне сказали“». Также он призвал принимать новых членов союза, не основываясь только на личной приязни, и посоветовал коллегам, работающим над игровыми фильмами, пробовать зарабатывать на прокате, а не на производстве. В нынешней же ситуации «страдает качество продукта», заметил режиссер. По его словам, возможность проката надо прорабатывать уже на предпродакшене картины.

Федеральный эксперт Трещалин, послушав выступавших, признался, что похожие проблемы высказывают и в других регионах России. Он призвал плотнее с ними взаимодействовать, а также рассказал о целесообразности создания кинокомиссии — о чем, к слову, уже давно твердил глава дирекции «Время кино» Альбина Нафигова. Такая комиссия будет отбирать студии, которые захотят снимать фильмы на территории Татарстана, принимать у них плату за съемки в регионе и обеспечивать сохранение декораций для последующих работ уже местных кинематографистов.

Алексей Барыкин: «Готов честно признаться: это не мое, не в моем темпераменте организовывать мероприятия союза. Я очень высоко оцениваю работу Ильдара и поддерживаю его» Алексей Барыкин: «Готов честно признаться: это не мое, не в моем темпераменте организовывать мероприятия союза. Я очень высоко оцениваю работу Ильдара и поддерживаю его»

ГВОЗДЬ ДЕМОКРАТИИ И ЯГАФАРОВ-ЛЕОПОЛЬД

По итогу всех обсуждений на конференции было принято 10 положений: признать работу совета удовлетворительной, закончить ремонт помещений и составить план по их развитию, продолжить внедрение механизма открытого обсуждения кинопроектов художественно-экспертными советами, не прекращать диалог с правительством Татарстана по открытию Дома кино им. Станислава Говорухина и созданию нового светского фестиваля его имени, развивать сайт, поддерживать ветеранов, привлекать молодежь и т. д. Айтуганова начала было переживать, что ее предложения о создании цикла документальных фильмов о татарстанском кино на ТНВ и организации дня такого кино в кинотеатре «Мир» не поддержали, но их обещали тоже рассмотреть.

На четвертом часу мероприятия делегаты наконец перешли к перевыборам председателя союза. Ранее кандидатуру действующего главы поддержали Барыкин, Давлетшин и Айтуганова. Других кандидатов на этот пост замечено не было, однако Гвоздь заявил о необходимости альтернативы «в демократической организации» и выдвинул Барыкина. Застигнутый врасплох режиссер поспешил взять самоотвод: «Союз кинематографистов в первую очередь — социальная организация. Готов честно признаться: это не мое, не в моем темпераменте организовывать мероприятия союза. Я очень высоко оцениваю работу Ильдара и поддерживаю его», — сказал Барыкин. Гвоздю ничего не оставалось, как взвалить бремя кандидата на свои плечи, чтобы соблюсти альтернативность.

Трещалин ради экономии времени предложил устроить открытое голосование, однако большинство членов союза его не поддержали. В итоге председателем закрыто был переизбран Ягафаров — за него проголосовали 37 членов союза против 13 голосов за Гвоздя. «Мы будем работать по помещению, станем сотрудничать с молодежью — это очень важно. У нас нет другого „ТатарКино“ и института культуры — мы все должны дружить и быть настоящим союзом везде», — заключил новый старый председатель союза кинематографистов Татарстана, почти процитировав в заключение известного мультяшного кота Леопольда.