Пережить трагедию «Булгарии» во всей ее полноте очень трудно. Кажется, невозможно. Во всяком случае, для этого нужно время – лучший лекарь. Но не покидает ощущение, что время, отпущенное для исправления накопленных ошибок и предотвращения новых трагедий, стремительно сокращается…
Узел трагедии связал слишком многое, и одна беда вскрыла и потянула за собой другие накопившиеся беды. Загнанный в погоне за деньгами теплоход ушел на дно вместе с людьми, а в результате на поверхность всплыли такие безобразия и такая горькая правда об устройстве нашей сегодняшней жизни, что капитану и команде пора обеспокоиться плавучестью всего государственного корабля «Россия». А пассажирам – определиться с теми спасительными ценностями, которые, в случае чего, помогут выжить и выплыть. Поэтому, как ни тяжело, необходимо во всей полноте принять и осмыслить это грозное предупреждение, чтоб вслед за «Булгарией» не утонуть самим. И не утопить страну, которая давно уже идет со страшным креном.
Прошу прощения у родных и близких погибших за то, что затрагиваю эту тему. Но ваше личное горе стало еще и знаком общей беды, и, к сожалению, поводом для раздоров, судебных разбирательств, чиновничьей суеты и т.п. И это наша общая боль, которая добавляет много горечи к вашей личной утрате. Храни вас Господь от бессердечного слова, черствости и любых попыток манипулировать человеческой трагедией, исходит ли она от политиков, чиновников или от толпы. Пусть искреннее сопереживание многих и многих людей будет вам поддержкой в это трудное время.
Приближаются сороковины, когда, по многим повериям, души умерших окончательно завершают земной путь и обретают свое место в невидимом вечном мире. Им - спасение и покой. Но нас не покинет беспокойство, пока не осознаем всю глубину этого грозного знака, который, кажется, собрал и отразил все беды нашего больного общества. Пока не расхлебаем темную воду и не найдем спасительный выход из тупика, в который приплыли за последние годы.
То, что случилось с «Булгарией» - это все про нашу сегодняшнюю жизнь. И за этот месяц, прошедший со дня катастрофы, мы вряд ли узнали что-то новое о нашей власти и бизнесе, о состоянии общества и разваливающейся мат-тех базы. Ничего принципиально нового, разве что добавились удручающие подробности. Да и к трагическим происшествиям с человеческими жертвами, почти ежедневным, мы, к сожалению, привыкаем. Но почему-то образ гибнущей «Булгарии» с особой силой впечатался в коллективное сознание и вызвал резонанс, который, на мой взгляд, еще, как следует, не понят и не измерен. По силе воздействия на сознание он напоминает трагические библейские и коранические образы, которые несут в себе предельные смыслы и истины, предостерегая от непоправимых ошибок и побуждая к достойной человеческой жизни. Дети, «запертые в музыкальной комнате» в гибельную минуту, - трудно представить более страшный образ угрозы, нависшей над молодыми поколениями.
Гибель «Булгарии» разделяет нас на живых и мертвых, хотим мы этого или нет. Разделяет в том смысле, что шанс на достойную, осмысленную жизнь в драматично изменяющемся мире получит тот, кто сумеет в полной мере пережить-осмыслить для себя грозные знаки времени, подобные катастрофе «Булгарии».
Пережить-осмыслить значит не просто пропустить душераздирающие и скандальные подробности случившегося из одного уха в другое. И не просто выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, особенно в поисках виновников трагедии. К слову сказать, прямых и главных виновников долго искать не нужно. Они-то как раз на поверхности, и чаще других мелькают на экранах. И, так или иначе, осознавая свою роль «организаторов трагедии» (пусть невольных, но, никуда не денешься, – преступно халатных), пытаются компенсировать свои «недоработки» расширением списка инякиных-стрелочников и жесткостью наказания. Такая вот прозвучала политико-юридическая досудебная установка. Это для размышлений - ревнителям правовой культуры и чистоты демократии. На моей памяти, обкомовская культура публичных заявлений такого рода иногда была повыше.
Конечно, по любому справедливому суду (только где его найти? В Страсбурге? Но это тоже не суд, а раздача международных грантов на торговлю национальной справедливостью) все инякины несут конкретную вину за свои конкретные преступления против закона и отступления от норм морали. Уверен, что полный и справедливый список таких инякиных значительно больше, чем список погибших. Фактически их преступления и отступления носят групповой организованный характер, и действовали они по многолетнему привычному сговору: «дай другим и заработай сам». Поэтому и список должны бы возглавить организаторы, которым, в отличие от включенных в железную схему стрелочников-инякиных, полагается отвечать за всю систему, преступающую человеческие законы. Надеюсь, мы увидим оперативную меру дееспособности нашей системы юридического право-судия – насколько хватит сил и смелости справедливо осудить преступную безответственность нынешних «хозяев жизни».
Что касается фигуры самой С.Инякиной, то по человеческому суду она, скорее, стала жертвой трагедии – попробуйте поставить себя на ее место. А если представить и сравнить ее место до и после крушения «Булгарии», то весь ужас этой фигуры (известие о крушении, вызов в прокуратуру, арест и т.д.) – сигнал не для слабонервных бизнес-леди и жен наших нуворишей, балующихся бизнесом. Пока можно только предполагать, какой дьявольский соблазн, обман или цепочка искушений привели эту женщину к нынешнему адскому положению между двух или, скорее, трех огней. Скорее всего, что-то глубинное и важное для всех нас здесь еще откроется.
Вот уже месяц не покидает ощущение, что по уму двум неглупым товарищам, хоть и «юристам» (вспомните дедушку Ленина) – Медведеву и Путину – после очередной катастрофы надо бы взяться за руки, образовав хоть на время настоящий, а не долбаный тандем. И покаяться перед народом за то, что наворотили сами и было наворочено и наворовано другими, и теперь уже выпирает из всех щелей разваливающейся страны, по-прежнему богатейшей в мире, несмотря на разбой. И попросить, в качестве отпущения грехов, разрешения образовать рабочую артель (товарищество на вере) по наведению порядка в стране и укреплению фундамента – но не сверху, как всегда, а снизу. Сидя на крыше фундаментальными работами заниматься невозможно – для окружающих смешно, а для себя травмоопасно. Если же честно взяться за фундамент, то тогда протестная энергия огромного большинства людей постепенно трансформируется в энергию созидательную (у нас самая радостная работа – стройка для себя, а самое лихое воровство – на стройке для других, особенно по казенному подряду). Объявить свободный набор в эту артель, по деловым качествам, всех дееспособных мужиков, но не «давосских питеров» по рейтингу Форбс. Как в народное ополчение, а не какой-нибудь «народный-ряженый фронт», высосанный из кремлевского пальца. Исключить из лексикона неприличное для слуха слово «праймериз», и вообще выражать политические идеи по-русски, равно как и на других языках народов России. Самого разговорчивого из олигархов М.Прохорова пока оставить на манеже с Ё-мобилем и Ё-партией. Пусть отвлекает от ужасов финкризиса самых слабонервных из «среднего класса», рассказывает им про либеральных рябчиков и инвестиционные ананасы. По сути, он не вредный, в отличие от Чубайса. А если, дай Бог, сподобится вернуть сгоряча прихваченное народное добро, то может стать толковым управляющим тех же самых активов.
Вот, примерно такой расклад представляется мне самым продуктивным и своевременным на сегодняшний день и предстоящий предвыборный период. Многое можно успеть уже в нынешнем году. Для нас лихая беда – правильное начало (вспомните, как Горбатый все испортил неправильным ударением). Если ж справиться с этой бедой, то бОльшая часть проблем отпадет сама собой, ведь они - следствие искусственных паразитических «транзакций», которые порождены алчностью обнаглевших посредников.
Надо бы все это коротко и доходчиво объяснить нашей «вертикали», которая, похоже, не видит опасного крена. У наиболее толковых из этой кривой вертикали, к сожалению, кругозор максимум на 180 градусов, а по сегодняшней ситуации нужны все 360. Чтоб осознать, например, что Волга уже давно не впадает в Каспийское море, а превратилась в деградирующий приток Камы, в которой пока еще больше жизни и мощнее водосток. А как объяснить, что негоже государству таким манером откупаться за погубленных граждан денежными компенсациями? Матподдержка пострадавших при нашей-то бедности, и без всякого пиара, молча – это само собой, но зачем же все остальное притягивать к денежному знаменателю? Что, на большее государство в ваших руках неспособно? И наша правовая система только приближается к уровню «Русской правды» времен Киевской Руси? Особенно отвратительно, когда «госмужи» превращают эту процедуру выделения бюджетных средств на компенсации в свой пиар. А из своих декларированных доходов не пробовали создать фонд поддержки пострадавших? Так пусть самые злые журналюги посмотрят, сколько задекларировал министр транспорта, у них эта информация под рукой. Уважаемый президент-юрист, а за счет безответственного собственника теплохода слабО обеспечить пожизненную ренту пострадавшим? Это было бы логично и справедливо, если результаты приватизации речного флота не подлежат пересмотру. Как хотите, но тут есть что-то недоброе и противное человеческому духу в этих ваших транзакциях. Вы их хоть сравните с милосердием и пожертвованиями простых граждан. К тому же, как известно, незнание законов Божьего суда никого не освобождает от ответственности.
А вы как думаете?
12.08.11
Рустам Курчаков – экономист |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.