ПОСТРОЕННЫЙ В ТАТАРСТАНЕ КОРАБЛЬ ПРИБЫЛ ВО ВЬЕТНАМ В РАЗГАР ЕГО МОРСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ С КИТАЕМ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», второй из двух заказанных Вьетнамом в России фрегатов добрался до военно-морской базы Камрань, причем в довольно напряженный момент. В Южно-Китайском море неспокойно – Социалистическая Республика Вьетнам и Китай повздорили о Парасельских островах и архипелаге Спратли. В этих обстоятельствах новый корабль для Вьетнама — весьма кстати. А для зеленодольских корабелов подтверждение фрегатами заявленных характеристик в условиях, приближенных к боевым, — отличная реклама.

ТО ЛИ ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ, ТО ЛИ ВОСТОЧНОЕ

25 мая, после успешно прошедших на Балтийском море ходовых и приемных испытаний, а также испытаний систем вооружения и жизнеобеспечения, «Гепард» погрузили на специализированное транспортное судно Eide Transporter (это было сделано, чтобы не вырабатывать ресурс двигателей), которое на следующий день отправилось к Вьетнаму. Как сообщили «БИЗНЕС Online» на построившем корабль ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», фрегат прибыл на вьетнамскую военно-морскую базу Камрань на берегу Южно-Китайского моря 25 июля. В этот день в Ханое проходили очередные антикитайские выступления, связанные с территориальным спором в Южно-Китайском море, которое во Вьетнаме называют Восточным.

Конфликт начался с того, что китайские пограничники помешали работе вьетнамского геологоразведочного судна в 120 км от берегов Вьетнама. По утверждению Пекина, судно вторглось в китайские территориальные воды. Другая сторона, естественно, с этим не согласна. Министр обороны Вьетнама Фунг Куанг Тхань заявил: «Мы никогда не будем покушаться на суверенитет других стран. Но мы должны остановить любого, кто попытается покуситься на вьетнамский суверенитет».

Вьетнам тут же провел в Южно-Китайском море военные учения, чем вызвал негодование Пекине. А национальное собрание Вьетнама одобрило план мобилизации на случай войны с Китаем. В КНР привели свои силы на этом направлении в боевую готовность и сообщили: войны не будет, но «исконные территории» и дальше останутся за КНР. В Ханое прошли демонстрации у китайского посольства.

А ИНТЕРЬЕР ПРИШЛОСЬ ДОРАБОТАТЬ

Отметим, что объем российского экспорта вооружений и военной техники во Вьетнам за последние годы вырос в 3,5 раза. И корабельная составляющая в нем едва ли не превалирует. Вьетнам не только закупает пограничные сторожевые катера, но и намерен самостоятельно построить по российским проектам малые корабли. В 2009 году был заключен контракт на поставку Вьетнаму шести дизельных подводных лодок типа «Варшавянка» на $2 млрд. Первую лодку Вьетнам получит в 2014 году. Любопытно, что об этом относительно старом контракте сочли необходимым напомнить в конце прошлой недели. 5 августа министр обороны Вьетнама Фунг Куанг заявил, что ВМС Вьетнама полностью сформируют подводный флот в течение ближайших шести лет.

Контракт на строительство для Вьетнама двух фрегатов проекта «Гепард 3.9» ФГУП «Рособоронэкспорт» подписало в декабре 2006 года. 10 июля 2007-го был заложен первый, а 28 ноября того же года — второй корабль. «Гепард» - развитие проекта 11661 (разработка ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»). Головной корабль проекта - «Татарстан» с 30 августа 2003 года служит в составе Каспийской флотилии. Недавно к нему присоединился однотипный «Дагестан». Но главный конструктор «Гепардов» Виктор Кашкин настаивает, что у вьетнамских фрегатов с их каспийскими собратьями общие только обводы корпуса и энергетическая установка — все остальное переработано в соответствии с появлением новой техники и с учетом места службы.

Государственный флаг СРВ на головном «Гепарде», получившем имя первого императора Вьетнама, - «Динь Тянь Хоанг», - подняли 5 марта 2011 года. Как сообщают на заводе им. Горького, с учетом его эксплуатации, на втором корабле доработали интерьер.

ДРУЗЬЯ-ПРАГМАТИКИ

Интересно, что при подписании контракта вьетнамская сторона подняла вопрос о лицензионном строительстве еще двух аналогичных кораблей на верфях в Хошимине. Также были разговоры о строительстве еще пары фрегатов на заводе им. Горького. В Зеленодольске вообще надеются, что «Гепарды» станут лучшей рекламой завода и бюро на перспективном рынке Юго-Восточной Азии.

На церемонии спуска на воду первого фрегата говорилось, что вьетнамцы выбрали российский проект, в том числе, и благодаря давним дружественным связям — во Вьетнаме все еще помнят помощь СССР в войне с американцами. Но вряд ли стоит на это сильно надеяться — Вьетнам всегда демонстрировал в отношении СССР/России исключительный прагматизм. Та же Камрань вряд ли стала бы советской базой, если бы не вторжение Китая во Вьетнам в 1979 году (напомним, во время Вьетнамской войны Камрань была тыловой базой США, которые построили там аэродром и современный порт; в 1972 году военные объекты были переданы южновьетнамской армии; 3 апреля 1975 года город был взят войсками Северного Вьетнама). Как пишет политолог Павел Данилин, Вьетнам рассматривал создание базы как гарантию от повторения китайской агрессии. СССР же, в первую очередь, считал ее региональным плацдармом для противостояния США.

В конце 80-х база начала деградировать, что абсолютно не устраивало Вьетнам, надеявшийся на полноценное присутствие советских войск. И в 1991 году Ханой обратился к Москве с предложением платить за аренду Камрани. Россия согласилась на это, предложив вычитать плату из долга Вьетнама перед СССР (примерно $10 миллиардов). Но - не сошлись в размере долга. В мае 2002 года российский военный контингент покинул базу. В конце концов, незачем было надрываться, выискивая деньги на аренду и модернизацию базы, которая стояла бы пустой, - Москве и сегодня нечего там разместить. Вдобавок в 1990-е годы потеплели отношения с Китаем, а 16 июля 2001 года был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, и база во Вьетнаме вряд ли бы способствовала налаживанию российско-китайских связей.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В КАМРАНЬ?

Но примерно год назад в прессу просочилась информация, что ВМФ России при принятии соответствующего политического решения готов в течение трех лет восстановить работу пункта материально-технического обеспечения в порту Камрань. По словам источника Интерфакс-АВН в Главном штабе ВМФ России, подготовлены документы с обоснованием необходимости восстановления пункта базирования для обеспечения российских кораблей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

А в ноябре прошлого года появилась информация о том, что руководство Вьетнама рассматривает предложение России о совместном строительстве в бухте Камрань военно-морской верфи. Согласно информации вьетнамского правительства основными задачами предприятия станут ремонт и техническое обслуживание, как кораблей военно-морского флота страны, так и иностранных ВМС. Министр обороны Вьетнама Фунг Куанг Тхань заявил, что предприятие предполагается построить при участии российских специалистов.

Интересно и то, что на горизонте вновь нарисовались американские «друзья». Когда-то советская база в Камрани противостояла американской филиппинской базе Субик-Бей (ликвидирована в 1992 году). Сегодня Филиппины, претендующие на контроль 25% архипелага Спратли и, в свою очередь, называющие Южно-Китайское море Западно-Филиппинским, выступили союзником Вьетнама в споре с Китаем. Но Манила, понимая, что ей нечего противопоставить Пекину, попросила помощи у США, которые выразили готовность предоставить Филиппинам «необходимое вооружение».

Словом, график службы у построенных в Зеленодольске фрегатов явно будет напряженным. За кораблями будут пристально наблюдать и свои, и чужие, и от того, как фрегаты себя покажут, во многом будет зависеть репутация зеленодольских бюро и завода на многообещающем рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Тимур Латыпов