Судостроительная корпорация «Ак Барс», возглавляемая Ренатом Мистаховым, претендует не только на строительство вертолетоносцев, но и на их разработку Судостроительная корпорация «Ак Барс», возглавляемая Ренатом Мистаховым, претендует не только на строительство вертолетоносцев, но и на их разработку Фото: Зеленодольский завод им. Горького

проектировать в ЗЕЛЕНОДОЛЬСКе, строить в керчи

Проектировать новый для России тип военной техники — универсальный десантный корабль (УДК) на замену так и не поставленных нашему ВМФ французских «Мистралей» будет Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ), сообщили источники «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе. Таким образом, патронирующая ЗПКБ судостроительная корпорация «Ак Барс» (СКАБ) претендует не только на строительство вертолетоносцев, но и на их разработку. Мы предложили руководству компании прояснить вопрос, но генеральный директор Ренат Мистахов не стал комментировать эту тему.

Отметим, что и проскочившая месяц назад информация о том, что УДК будет строить керченская верфь «Залив», которую курирует главный судостроительный актив «Ак Барса», Зеленодольский завод им. Горького, тоже осталась неподтвержденной. Но и опровергать вброс никто не стал. «Слив вряд ли был случайным, — говорит один из наших источников. — Любое серьезное мероприятие в ОПК требует информационного обеспечения: необходимо узнать, что скажут эксперты, общественность, какой будет реакция заинтересованных кругов».

Дело в том, что, как говорят в отрасли, если строительство вертолетоносцев действительно отдадут зеленодольской компании, это будет выглядеть несколько странно — ведь есть более мощные и, предположительно, лучше подготовленные к такому делу кораблестроители, например, в Санкт-Петербурге. Утверждают, что решающим фактором стала не столько репутация завода им. Горького как одной из самых плодовитых и беспроблемных верфей, сколько другие соображения. Во-первых, у конкурентов вроде питерских Балтийского завода и Адмиралтейских верфей уже много работы. Во-вторых, на керченском «Заливе» есть большой сухой док и другие потенциальные технические возможности для строительства таких гигантов, как УДК. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов политический момент — необходимость развития промышленности Крыма.

И вот на этом фоне выясняется, что и проектирование отдают провинциальному Зеленодольску. Недоуменные вопросы повторяются, но  с корректировкой политического момента: теперь говорится об особом статусе Татарстана, лоббистских возможностях президента РТ Рустама Минниханова и якобы неровно дышащем к зеленодольцам экс-замминистра обороны по вооружению, а ныне — вице-премьере правительства России Юрии Борисове.

Но чего же такого в этих вертолетоносцах, что эксперты посчитали ЗПКБ не слишком приспособленным для их проектирования?

Сейчас говорится об особом статусе Татарстана, лоббистских возможностях президента РТ Рустама Минниханова и якобы неровно дышащем к зеленодольцам вице-премьере правительства России Юрии Борисове Сейчас говорится об особом статусе Татарстана, лоббистских возможностях президента РТ Рустама Минниханова и якобы неровно дышащем к зеленодольцам вице-премьере правительства России Юрии Борисове Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОЕКЦИЯ СИЛЫ

УДК придумали в США. Во время Вьетнамской войны их ВМС столкнулись с проблемой раскоординации действий при высадке морского десанта. Кроме того, надо было обезопасить десантные корабли от артиллерии противника. В результате родилась концепция больших кораблей, которые высаживают десант и тяжелую технику за полсотни километров от берега — при помощи скоростных катеров. Но еще раньше, за 100 км, с борта взлетают транспортные вертолеты с первой волной десанта, который расчищает плацдарм и обеспечивает прием тяжелой техники. И все это прикрывается огнем боевых вертолетов. Кроме того, УДК — это еще и корабль управления, где может размещаться штаб, координирующий действия разнородных сил. Считается, что такие корабли идеальны для ведения локальных войн и проведения миротворческих операций.

Сегодня УДК есть также у Великобритании, Испании, Франции, Японии, Южной Кореи и Бразилии, также первый УДК недавно построили в Китае. Заиметь такие корабли решила и Россия. Распространено мнение, что толчком послужила война с Грузией, якобы после нее тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий сказал, что при помощи УДК все можно было бы решить за час.

Поскольку собственных разработок нет, решили купить у французов — УДК типа «Мистраль», который на его родине называют кораблем «управления и проекции силы». В стандартном варианте эта махина несет 450 морских пехотинцев, четыре десантных катера (либо два на воздушной подушке), которые размещаются во внутреннем доке, до 16 средних или тяжелых вертолетов — в походе они находятся в подпалубном ангаре, а также примерно 60 единиц бронетехники. На борту оборудован командный центр. Оборону обеспечивают две скорострельные артустановки и два зенитно-ракетных комплекса. Главная энергетическая установка создана по принципу электродвижения на основе четырех дизелей. Погруженные электродвигатели располагаются в поворотных гондолах, что обеспечивает повышенную маневренность.

В 2010 году с французской компанией DCNS минобороны РФ заключило контракт стоимостью 1,2 млрд евро на строительство двух УДК. В русифицированном варианте ТТХ «Мистралей» выглядели так. Длина — 199 м, ширина — 32 м, высота — 64,3 м, осадка — 6,3 м, водоизмещение — 16,5 тыс. тонн. Скорость — 19 узлов, дальность — 10800 миль, автономность — 30 суток. Экипаж — 160 чел (20 — офицеры). Десант — 450 человек, 8 ударных вертолетов Ка-52К и 8 транспортно-десантных Ка-29.

Предусматривалась передача ряда технологий, а также строительство еще двух вертолетоносцев уже в России. Кроме того, кормовые части первых двух УДК строил Балтийский завод в Петербурге. В 2012–2013 годах корабли заложили, Россия начала готовить экипажи и технику, но после крымской эпопеи под давлением США контракт скандально разорвали.

В 2010 году с французской компанией DCNS Минобороны Рф заключило контракт стоимостью 1,2 млрд евро на строительство двух УДК типа «Мистраль». Но контракт скандально разорвали В 2010 году с французской компанией DCNS минобороны РФ заключило контракт стоимостью 1,2 млрд евро на строительство двух УДК типа «Мистраль». Но под давлением США его скандально разорвали Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

МОЖНО БЫЛО СКОПИРОВАТЬ «МИСТРАЛЬ», НО…

Как полагает научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов, ЗПКБ, как и любое другое крупное КБ, разрабатывающее проекты надводных кораблей, вполне способно спроектировать вертолетоносец: особой сложности нет, и это, скорее, вопрос внятности требований ВМФ. «Можно было бы вообще, не мудрствуя, скопировать „Мистраль“, тем более техдокументацию на него наверняка получили, — отметил он в комментарии „БИЗНЕС Online“. — Но у нас, скорее всего, как обычно, пойдут более сложным путем». К слову, поговаривали, что проект и вовсе могут купить у Китая, который недавно спустил на воду свой первый УДК, но наши источники считают, что по этому пути не пойдут — вопросы имиджа не позволят, а вот двигатели, которых тоже нет, вполне могут приобрести в Поднебесной.

Какие бюро можно назвать конкурентами зеленодольцев? Эксперт в области кораблестроения Владимир Леонов в комментарии «БИЗНЕС Online», выделил три компании.

Прежде всего, это Невское ПКБ, которое, по его словам, считается официальным проектантом вертолетоносцев. На сайте ПКБ сказано: «Головное предприятие по проектированию и обеспечению документацией строительства, ремонта, эксплуатации, переоборудования и модернизации самых крупных и сложных боевых кораблей океанской зоны — авианесущих и больших десантных кораблей». Более того, в 1980-е годы оно разрабатывало советский УДК — проект 11780, но он так и не состоялся, но есть мнение, что его можно возродить. Плюс в 2015 году Невское ПКБ представило концепт УДК проекта «Прибой».

Но, как уверен Леонов, данное бюро не способно потянуть вертолетоносец. Он напомнил, что Невское ПКБ уже лет 50 работает весьма странно: «В 1975 году на авианесущем крейсере „Киев“ поставили пушки, которые к тому времени устарели и были запрещены к установке на новых кораблях. В 1978-м на большом десантном корабле „Иван Рогов“ (длина — 180 метров, водоизмещение — 15 тысяч тонн, что ненамного меньше „Мистраля“) позабыли о размещении вертолета. При разработке первого новейшего десантного корабля проекта 11711 „Иван Грен“ забыли, что с 1941 года на всех кораблях мира ставят размагничивающие обмотки. Ошибку спешно исправляли уже на строящемся корабле, что затормозило постройку на 26 месяцев (корабль кое-как сдан в 2018 году). Поэтому уже много лет стоит вопрос о закрытии Невского ПКБ и передаче его тематики Северному ПКБ».

Это бюро Леонов называет вторым претендентом, но указывает, что компания завалена работой по проектированию авианосца и ряду других больших кораблей, а потому не сможет заниматься УДК.

Третий кандидат, ЦМКБ «Алмаз», по утверждению нашего собеседника, «пока с большим трудом решает проблемы при проектировании корветов длиной 100 метров, УДК длиной 200 метров для него слишком сложен».

Проекты ЗПКБ под руководством директора Евгения Жиркова (второй слева) — одни из самых тиражируемых в новейшей истории российского кораблестроения Проекты ЗПКБ — одни из самых тиражируемых в новейшей истории российского кораблестроения (на фото второй слева — гендиректор бюро Евгений Жирков) Фото: Зеленодольский завод им. Горького

СПРАВИТСЯ ЛИ ЗЕЛЕНОДОЛЬСК?

Учитывая вышесказанное, проект отдают ЗПКБ вполне «законно», полагает Леонов, и никаких политических и иных игр в этой ситуации искать не надо: «Просто большие чиновники в минпромторге и ВМФ хорошо исполняют свои обязанности: у них есть понимание проблем Невского ПКБ и реальных возможностей других бюро». К тому же эксперт уверен, что в работе по УДК у России есть серьезное подспорье: «С точки зрения сложности техники проектирования нужно учесть, что российский УДК создается с использованием проверенного временем и участием в реальных боевых условиях французского технического проекта  и опыта постройки двух кормовых половин „Мистраля“. Так что проект создается далеко не с нуля, а основные грубые ошибки в проектировании возникают в самом начале процесса. Поэтому за способности Зеленодольского ПКБ по разработке качественного проекта можно не беспокоиться».

К тому же, как полагает Леонов, ЗПКБ будет работать по теме в кооперации с другими бюро. Этой же точки зрения придерживается наш источник: «Зеленодольцы готовы к проектированию вертолетоносца. Может, не хватает немного проектных мощностей, но это решаемо. Скорее всего, будет компромисс: головным назначат ЗПКБ, а оно значительную часть работ закажет на стороне».

Зеленодольцы спроектировали для военных необычный танкер проекта 03182 Зеленодольцы спроектировали для военных необычный танкер проекта 03182 Эскиз предоставлен Зеленодольским проектно-конструкторским бюро

Напомним, проекты ЗПКБ (создано в 1949 году) — одни из самых тиражируемых в новейшей истории российского кораблестроения (а всего по его «чертежам» построено более 800 кораблей и судов). Среди новых разработок можно отметить четверку фрегатов проекта «Гепард» для ВМС Вьетнама (Россия не экспортирует никаких других больших боевых кораблей); три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян». Но самая большая серия — 12 единиц — это малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Напомним, именно тройка этих МРК («Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг») и ракетный корабль «Дагестан» (проект 11661, также создан в ЗПКБ) наносили удары по базам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) в Сирии из акватории Каспийского моря.

Также зеленодольцы спроектировали для военных необычный танкер проекта 03182 (строится серийно) и предложили, можно сказать, революционный проект корвета охраны водного района. Кроме того, как говорят источники, бюро с блеском справилось с работой по проектированию надстройки (жилой блок и рулевая рубка) для самых больших в мире ледоколов (проект 22220 ЛК-60Я), по размерам сравнимой с 9-этажным домом.

Получение заказа на проектирование вертолетоносцев, безусловно, выгодно Татарстану, который в ноябре 2018 года стал основным владельцем ЗПКБ Получение заказа на проектирование вертолетоносцев, безусловно, выгодно Татарстану, который в ноябре 2018 года стал основным владельцем ЗПКБ Фото: Зеленодольский завод им. Горького

на кону десятки миллиардов

Получение заказа на проектирование вертолетоносцев, безусловно, выгодно (что с экономической, что с имиджевой точки зрения) Татарстану, который в ноябре 2018 года стал основным владельцем ЗПКБ (75% минус одна акция; остальное — у Объединенной судостроительной корпорации). Напомним, эпическая и встретившая серьезное сопротивление спецоперация по выводу бюро из ОСК была проведена в интересах судостроительной компании «Ак Барс», созданной с целью наращивания позиций Татарстана едва ли не по всем судо- и кораблестроительным направлениям и которой для этого нужны собственные проектировочные мощности.

Передача акций прошла согласно указу президента России Владимира Путина «О некоторых вопросах развития судостроительной отрасли», но республике поставили условие — привлечь инвестиции в модернизацию и развитие ЗПКБ, и получение заказа на вертолетоносцы, безусловно, можно считать такими инвестициями. «На проектирование и строительство УДК выделят десятки миллиардов рублей, — отмечает наш источник. — Это очень прибыльно и выгодно. Поэтому-то за участие в создании УДК сегодня и идет серьезная подковерная борьба».