КАК ХИТРОУМНЫЕ СХЕМЫ ВЛАДЕНИЯ САМОЛЕТАМИ БИЗНЕС–КЛАССА ПРИВОДЯТ К РАСПРЯМ БИЗНЕС-ПАРТНЕРОВ

Арбитражный суд Татарстана начал вчера рассматривать иск компании «Аэролимузин» к авиакомпании «Тулпар» - истец требует выплатить 13,4 млн. рублей долга с процентами по нему. Как оказалось, в такую сумму «Аэролимузину» обошлось техобслуживание арендованного у «Тулпара» воздушного судна с заменой запчастей. В зале суда находился корреспондент «БИЗНЕС Online».

«АЭРОЛИМУЗИН»: МЫ УЛУЧШИЛИ ВАШ САМОЛЕТ…

Как пояснил в ходе предварительного судебного заседания представитель истца Марат Бакаев, в декабре 2007 года «Аэролимузин» заключил с авиакомпанией «Тулпар» договор аренды самолета бизнес-класса Hawker 125-700. Воздушное судно поступило арендатору в августе кризисного 2008 года – и примерно год находилось в эксплуатации. А затем арендатор потребовал вернуть самолет…

Но за это время, по словам Бакаева, «Аэролимузин» успел провести дорогостоящее техобслуживание (ТО) бизнес-джета – эти нормированные работы по программе «48 месяцев» включают перечень обязательных мероприятий по содержанию воздушного судна в исправном состоянии.

Это ТО имеет длительный период действия, однако «Аэролимузину» самолет служил лишь год – в июне 2009 года договор аренды был расторгнут досрочно. Поэтому в компании сочли, что арендодатель, получивший обратно улучшенную таким образом технику, должен оплатить часть стоимости ремонта – эта часть и вылилась в сумму чуть более 12 млн. рублей.

Возмещение таких расходов – один из пунктов договора аренды. Но «Тулпар» возместить их отказался – и вместе с набежавшими процентами долг, по мнению представителя «Аэролимузина», перевалил за 13 млн.

«ТУЛПАР»: ИСК СОВЕРШЕННО НАДУМАН!

Совершенно иная позиция у представителя авиакомпании «Тулпар» Марата Гильмутдинова. Иск совершенно надуман! - заявил он. Во-первых, непонятно – а надо ли было проводить ТО по программе «48 месяцев»? За время эксплуатации бизнес-джета компанией «Аэролимузин» самолет налетал лишь 342 часа, что, по мнению Гильмутдинова, просто смехотворно. «Воздушное судно фактически стояло на земле», - отметил он. Норма полетов – примерно 1200 часов в год…

И, что особенно интересно, – у «Тулпара» этого самолета… уже нет! Бизнес-джет был приобретен у компании «Авком-Капитал» в конце 2007 года - с условием оплаты в рассрочку. И тут же самолет был передан в аренду «Аэролимузину». Фактически из Домодедово борт и не улетал. По-видимому, в «Тулпаре» рассчитывали платить за самолет из арендных платежей, которые перечислял бы «Аэролимузин» - но этого не произошло. «Аэролимузин» не платил арендную плату, «Тулпар» задерживал выплаты продавцу самолета, и, в конце концов, «Авком» потребовал расторжения договора купли-продажи, что и было сделано. Фактически сейчас авиакомпания «Тулпар» не владеет бортом, которому провели столь дорогостоящее техобслуживание. Самолет, как выяснилось в суде, сейчас находится в собственности «Авком-Д» - причем той самой, что это техобслуживание проводило. По словам Гильмутдинова, все эти компании как-то связаны между собой - и бумаги можно написать любые. Видимо, в этой скрытой схеме владения бизнес-джетом и кроется главная тайна тяжбы…

Поэтому Гильмутдинов заявил ходатайство об истребовании бортовых формуляров самолета. Именно в них четко зафиксированы все события с важнейшими узлами воздушных судов – от самого борта и двигателей до шасси и воздушных винтов, если они есть.

Суд принял решение удовлетворить ходатайство представителя «Тулпара». А истцу предложил конкретизировать позиции по запасным частям, приобретенным для проведения техобслуживания – из договора на ТО это почему-то оказалось неясным.

Основное заседание по делу пройдет 19 августа.

Дмитрий Катаргин

Справка

Авиакомпания «Тулпар» входит в группу компаний «Тулпар» наряду с «Тулпар Эйр», «Тулпар Интерьер Групп», «Тулпар Геликоптерс» и «Тулпар-Сервис». Группа компаний создана 11 ноября 1991 года.

В настоящее время «Тулпар» как перевозчик имеет сертификат эксплуатанта авиации общего назначения, но, в основном, «Тулпар» выполняет функции лизинговой компании, владея солидным парком воздушных судов. В собственности «Тулпара» находится самолет ЯК-40 в варианте «салон», самолеты ЯК-42 в различной конфигурации. Все эти воздушные суда активно эксплуатируются различными перевозчиками как в России, так и за рубежом (в частности, на Кубе).

Компания «Аэролимузин» занимается организацией и обслуживанием чартерных перевозок и VIP-пассажиров, предоставляя также услуги авиатакси. Базируется в Домодедово. В эксплуатации компании – парк из четырех самолетов Як-40 и Hawker 125-700.