Самочувствие КАМАЗа ухудшается на глазах. Поэтому ноябрьские праздники у работников автогиганта будут более внушительными, чем у всех остальных. Уйдя на отдых 1 ноября, к рабочим будням заводчане вернутся лишь 10 ноября.

- В приказе о режиме работы с 4 октября по 6 декабря 2008 года были изменены несколько пунктов, в результате чего дни с 1 по 9 ноября включительно на КАМАЗе считаются праздничными, – рассказал газете "Бизнес Онлайн" начальник отдела по связям с общественностью КАМАЗа Наиль Нагуманов. – Если учитывать, что четыре дня из девяти рабочие отдыхают вместе со всеми, то я не думаю, что это так уж и много.

В продолжение разговора об оплате труда, Наиль Шамильевич напомнил, что до 6 декабря сотрудникам завода, не смотря на четырехдневную рабочую неделю, пятница оплачивается на две третьих, поскольку рабочие не были предупреждены заранее о сокращении рабочего времени. После 6 декабря пятница оплачиваться уже не будет.
По словам Нагуманова, нерабочая пятница позволяет КАМАЗу неплохо экономить. А экономить нужно. Стало известно, что третий квартал принес автогиганту чистый убыток почти в 180 млн. рублей против чистой прибыли в 1,323 млрд. рублей во втором квартале.

Уменьшение чистой прибыли, сообщает агентство "АК&М" со ссылкой на материалы компании, объясняется ростом в третьем квартале цен на металл и комплектующие; переоценкой имущества и обязательств в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, отрицательной разницей между предыдущей оценкой акций ОАО "НефАЗ" и их текущей рыночной стоимостью из-за снижения их биржевых котировок.

Источники газеты "Бизнес Онлайн", близкие к КАМАЗу, сообщают, что продажи грузовиков идут настолько плохо (а как они могут идти хорошо, если экономика страны останавливается буквально на глазах!), что планируется уже переход на трехдневку. Тем более, как говорят, Шаймиев на закрытом совещании в Кремле сказал Когогину, мол, не вздумай никого увольнять пока… не решишь вопрос с трудоустройством увольняемых. Поэтому трехдневка – это фактическое увольнение без юридического увольнения. А что делать? Здесь и Шаймиев с его социальным подходом прав, и Когогин прав, который считает тающие деньги…

Тем более, что КАМАЗ по-прежнему является градообразующим предприятием и малейшие сбои в его работе тут же отражаются на самочувствии Челнов.

- У нас в городе около 50% товарооборота – это корреляция с фондом заработной платы КАМАЗа, - рассказывает Борис Кузнецов, заведующий кафедрой "Экономика, организация и управление производством" ИНЭКА. - Они вбрасывают первично эти деньги в оборот, которые потом начинают раскручивать другие направления – торговлю, строительство. Но раз люди работают неполную неделю, рост зарплаты замедлится, может быть, даже начнется падение. Особенно малый бизнес это почувствует сразу – никуда не денется.

Поэтому сегодня вся надежда камазовцев на федеральный центр, у которого челнинский гигант запросил кредит в миллиард долларов США. По большему счету, сумма эта вполне подъемна для Минфина РФ и ЦБ, которые раздают олигархам (Дерипаске с его "Норникелем", "Альфе" с "Перекрестком", "Системе" и так далее) несопоставимо большие суммы.

Но для получения миллиарда нужно напрячь все политические связи, которые есть у Сергея Когогина. Надо подключать таких тяжеловесов, как Шаймиев, Морозов и Чемезов (главу "Ростехнологий"). Цена вопроса велика – социальное благополучие полумиллионных Челнов, которые погружаются в пучину, казалось, забытых 90-х…

Кстати, гендиректор КАМАЗа, видимо, сейчас только этим и занят. Так, на днях на открытии предприятия ООО "КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА" (новое СП по производству тормозных систем с немцами в Челнах) он сказал следующее:

- До кризиса желающих заниматься с нами совместным производством было хоть отбавляй, а сегодня у меня и самого времени заниматься СП не осталось.

Елена Шапиро, Айрат Гумеров, Владимир Казанцев