Мужская шахматная команда "Ладья" из Казани, не раз побеждавшая в клубных чемпионатах Европы и России, не смогла принять участия в последнем европейском турнире. Причина нетипична для спортивного клуба из Татарстана – на поездку спортсменов не нашлось средств. По этой же причине команда не стартовала и в российском чемпионате. Традиционно спонсором шахматного спорта в республике считался банк "Татарстан" Сбербанка России, а финансовым покровителем шахмат – его управляющий Геннадий Захаров, он же президент Федерации шахмат РТ. Неужели у Сбербанка дела настолько плохи, что нет денег на поддержку даже такого не очень затратного вида спорта, как шахматы?

СБЕРБАНК: ВОПРОСЫ ПО ШАХМАТАМ – ЭТО НЕ К НАМ!

В банке "Татарстан" корреспонденту Интернет-газеты "Бизнес Онлайн" никак не стали комментировать финансовое положение "Ладьи". Помощник Захарова была категорична: "Все вопросы, касающиеся шахматного клуба – к исполнительному директору Федерации шахмат". Но разговор с ним также не внес большой ясности в ситуацию. Шамиль Галеев был краток:

- Наша задача – пропаганда и развитие шахмат. У нас нет финансовых возможностей содержать профессиональный клуб, хотя по результатам его выступлений и судят о нашей работе. Поэтому президент федерации Геннадий Николаевич Захаров изыскивает возможности, чтобы изменить существующее положение. Татарстан должен быть представлен в чемпионате России.

КУДА ПРИПЛЫЛА "ЛАДЬЯ"

Между тем, клуб находил возможности выезжать на турниры и в гораздо более сложные времена - даже в год присно памятного дефолта. Хронологию событий поведал корреспонденту "Бизнес Онлайна" международный гроссмейстер Андрей Харлов, выступавший за клуб с момента его основания в 1995 году:

- Я был капитаном команды, и в финансовые вопросы особо не вникал. Знал, что, если за дело брался наш менеджер Наиль Мухамедзянов (мастер спорта, международный арбитр - Е.М.), деньги найдутся на все поездки. Будь то сборы или турниры. Как он находил спонсоров, а это были, судя по тогдашним названиям команды - Таттрансгаз, Сбербанк - люди влиятельные. Как он их убеждал, навечно осталось с ним в 2003-м. В последние годы, когда я стал директором клуба "Ладья", нам оказывал посильную помощь первый заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Ильдар Гильмутдинов (сейчас он депутат Госдумы РФ – ред). В прошлом году из бюджета была убрана отдельная строка по финансированию игровых видов спорта. И "Ладья", как говорится, приплыла. Да, сейчас в стране трудные времена, но ведущие шахматисты верят, что им все же не придется играть за клубы других городов и даже иностранных государств.

Главный советник отдела спорта кабмина РТ Виктор Лямзин подтвердил, что отдельной строки в бюджете для финансирования профессионалов-игровиков действительно нет. Содержание команд должно лежать на плечах учредителей и спонсоров.

- Но это не значит, что правительство глухо к запросам спортсменов. По мере возможности мы их поддерживаем. Просто финансовые возможности не могут удовлетворить запросы всех желающих, - отметил Лямзин в разговоре с корреспондентом "Бизнес Онлайн".

Понятно, что запросы и их удовлетворение – вещи сугубо избирательные, но, как стало известно корреспонденту "Бизнес Онлайн", у правительства РТ в лице министерства по делам молодежи и спорту не нашлось денег на командирование казанских шахматистов для участия в розыгрыше Кубка России. А ехать-то всего ничего – в Подмосковье.

КАКОЙ СЧЕТ В ШАХМАТАХ У ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА И УПРАВЛЯЮЩЕГО ФИЛИАЛОМ СБЕРБАНКА В РТ?

Ситуация вокруг шахматного спорта в Татарстане сложилась довольно странная. Шахматы – это не хоккей и не футбол, требующие колоссальных вложений. В республике находятся деньги практически на все игровые виды спорта благодаря тому, что почти каждая команда имеет спонсора. Хоккей и "Ак Барс" развиваются благодаря Татнефти, за волейболом стоят Газпром-Трансгаз-Казань (и лично руководитель МВД по РТ Асгат Сафаров), финансовых помощников "Рубина" традиционно курирует мэрия Казани плюс ТАИФ, русский хоккей поддерживает "Нэфис Косметикс", УНИКС пользуется широчайшей поддержкой председателя Национального банка РТ Евгения Богачева.

В общем, трудно найти в Татарстане такой игровой вид спорта, который бы не имел поддержку со стороны власти и бизнеса. И во всех вышеназванных видах спорта мы – в числе ведущих в России, а то и в Европе.

По идее, шахматы не должны иметь вообще никаких проблем с финансированием. Денег на них нужно не так много даже с учетом покупки одноразовых легионеров, плюс к тому этот спорт является в Татарстане едва ли не национальным – достаточно вспомнить, что не где-нибудь, а в Казани прописаны международные гроссмейстеры Алиса Галлямова, Сергей Рублевский, Артем Тимофеев, Андрей Харлов, Артем Ильин.

Еще один знак - недавно мэрия выделила земельный участок под Дворец шахмат - архитектурную задумку президента ФИДЕ.

И самое главное(!) – большим поклонником шахмат является Минтимер Шаймиев. Пожалуй, можно сказать, что президент Татарстана любит шахматы не меньше лошадей.

"Доска шахматная лежит недалеко, но вот играть на работе никак не удается. Шахматы требуют времени. Есть люди, которые в обед играют блиц-партии, - рассказывал четыре года назад Шаймиев в интервью газете "Республика Татарстан". - Я же играю в выходные дни. Как правило, три партии, в основном с Геннадием Николаевичем (Захаровым - президентом Федерации шахмат РТ). Цель - только победа. На полном серьезе, без компромиссов. Столько лет встречаемся, казалось бы, друг друга хорошо изучили, но во время игры близко к нам не подходи. Кошмар какой-то!"

Действительно, кошмар. Лучше Шаймиева и не скажешь!

"Со многими известными шахматистами мне доводилось играть, — вспоминал сам Геннадий Захаров в интервью журналу "Руководитель ХХ I ". — Помню, на отдыхе в Железноводске со школьником встретиться довелось, так я сразу понял, что у мальчишки большое будущее. Горжусь, что не ошибся — сегодня это международный гроссмейстер Алексей Дреев. Доводилось встречаться за доской с Андреем Харловым. Вообще не боюсь играть с профессионалами, это хоть и трудно, зато интересно. Есть почитатели шахмат и среди моих коллег: председатель совета директоров "Ак барс" банка Роберт Мусин, бывший руководитель "Татфондбанка", ныне депутат Госдумы РФ Ринат Губайдуллин, председатель Национального банка РТ Евгений Богачев — все они неплохие игроки. Но Минтимер Шарипович — статья особая. Думаю, получив незаурядного политического деятеля, мир потерял талантливого шахматиста".
В этом же интервью Захаров рассказал, что банк тратит на шахматный спорт республики от 750 тысяч до миллиона рублей.

Прямо скажем, деньги более чем скромные – стоимость средненького корейского внедорожника. Неужели финансовый кризис так сказался на банке "Татарстан", что он вынужден экономить на шахматах?

Евгений Макаров,
Ринат Билалов