Победителем конкурса на лучший вопрос Фаилу Камаеву стал активист ОНФ Артем Леонов. «На одной чаше ваших весов — решение о создании рекреационной природной территории, включающей в себя Шильнинский лес, Лебяжьи озера и пойму реки Шильны, на другой — противоположный, по сути, проект руслорегулирования Шильны с вырубкой 17 тысяч деревьев. На какую чашу вы „поставите гирю“, когда по всей планете выгорают леса и пересыхают реки?» — спросил он и получил сертификат в ресторан «Бараshki» от «БИЗНЕС Online».
Победителем конкурса на лучший вопрос Фаилу Камаеву стал активист ОНФ Артем Леонов
»…Я БЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАНЯЛСЯ ЭКОЛОГИЕЙ И ДАЖЕ НЕ ПОСМОТРЕЛ БЫ НА НЕВЫСОКУЮ ЗАРПЛАТУ»
— Артем, расскажите, пожалуйста, о себе.
— Мне 35 лет, родился и вырос в Челнах. Женат, воспитываю сына. Работаю сам на себя — занимаюсь установкой оборудования сотовой связи. 10 лет увлекаюсь кросс-кантри (у нас свое велодвижение в городе), хожу в турпоходы. Кроме того, больше года состою в рядах «Общероссийского народного фронта», отвечаю за направление «экология».
— Как вы стали заниматься общественной деятельностью?
— Экологическая тема всегда была мне близка. В 2009 году я окончил ИНЭКа (ныне Набережночелнинский институт КФУ — прим. ред.) по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Моя дипломная работа была посвящена антропогенному воздействию на Шильнинский лес — его застройке, уничтожению, загрязнению отходами, последствиям пожаров. Первая волна наступления на границы леса была от города, вторая — от Тукаевского района, который, по данным Елабужского лесхоза, в те годы занял 17 гектаров. На защите диплома был главный эколог — начальник Прикамского территориального управления минэкологии РТ, который сказал, что я опоздал со своей работой и весь лес уже нашинковали на участки и распродали. Я тогда был молод — послушав главного эколога, похоронил свою идею по спасению леса. И вообще решил не идти работать по профессии, тем более что в сфере экологии мне предложили очень скромную зарплату. В итоге несколько лет проработал дизайнером, навыки этой профессии получил еще во время учебы в вузе. Но кризис 2014 года больно ударил по полиграфической компании, где я трудился, вынудив меня уйти в отрасль мобильной связи. А сейчас думаю, если бы мой дипломный проект поддержали, то я бы обязательно занялся экологией и даже не посмотрел бы на невысокую зарплату.
— В ОНФ как попали?
— С 2016 года в стране началась реализация федеральных проектов: Год парков, Год охраны водных ресурсов, Год экологии. Я увидел, что начались позитивные процессы в природоохранной сфере и решил снова попробовать себя в этой области. В 2017 году я вновь предпринял попытки по спасению леса, написал письмо в исполком города, где мне ответили, что данная территория относится к Тукаевскому району, я обратился и туда, но в исполкоме последнего мне вообще ничего не ответили. Тогда я написал в центральный штаб ОНФ, меня связали с членом этой организации, который подсказал, как действовать дальше. Позже я заполнил анкету и стал активистом ОНФ.
— А какие полномочия у вас есть, что вам дает деятельность в ОНФ?
— Общественная работа мне не оплачивается. Для меня это возможность выразить свою гражданскую позицию, повлиять на экологическую ситуацию. ОНФ — форма народного контроля, есть проблема — мы ее озвучиваем, очень тесно работаем с Росприроднадзором РТ. Осенью я прошел обучение в школе общественных экоинспекторов по программе данного ведомства. И сейчас я в составе отряда провожу рейды. Например, недавно мы проверяли Шильну, где выявили три мощных завала строительного мусора в русле реки. Акты обследований направили в Росприроднадзор для принятия мер. Всего за лето выявлен десяток нарушений — в Сармановском и Тукаевском районах. В первом обнаружили разлив нефти, загрязнение прибрежной полосы озера, свалку отходов животноводческого комплекса. Во втором зафиксировали свалки, засыпку строительным мусором Большого Шильнинского оврага, в котором ранее мы совместно с экологами нацпарка «Нижняя Кама» нашли краснокнижные растения — плаун, грушанку, цетрарию… Здесь мы хотим проложить экологическую тропу, показывать редких представителей флоры детям. В 65-м микрорайоне в этом году открывается школа, где планируется создать экологический класс. Вот от этого учебного заведения и проложим экотропу. Будет хорошо, если руководство города посодействует в создании небольшой кольцевой лыжни в хвойном лесу для проведения уроков физкультуры зимой. Данный участок леса бесценен для горожан и жителей района. Мы хотим, чтобы он сохранился в неизменном виде для наших детей, внуков. Для этого будем прививать ученикам экологическую культуру, учить бережному отношению к природе.
— А сами лично что делаете для сохранения природы?
— Регулярно с активистами ОНФ, экологами проводим субботники по очистке от мусора Шильнинского леса, экоквесты. Мы очистили около 10 гектаров леса. Также я и моя семья придерживаемся системы раздельного сбора мусора.
«ПУСТЬ ЭКОЛОГИ СКАЖУТ, ЧТО НИКАКОЙ ОПАСНОСТИ ВЫРУБКА НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ»
— Вы такое пристальное внимание уделяете именно Шильнинскому лесу — почему?
— Я живу рядом с ним, в 65-м микрорайоне. Кроме того, в Большой Шильне живут мои знакомые-единомышленники. Мое детство прошло в 52-м комплексе, тоже недалеко от леса, мы с отцом ходили зимой кататься на лыжах. Я хочу, чтобы и мой ребенок имел такую возможность. Сейчас же лес все больше обносится забором, уничтожается, застраивается. Еще в 2012 году лесники начали ставить его участки на кадастровый учет и обнаружили факты захвата территории, причем у владельцев каким-то образом оказались документы на эти земли, разрешающие строительство. С тех пор проблема с этими участками не решена.
— Ранее вы высказывали идею создания Шильнинского экопарка, но встретили сопротивление владельцев домов, проживающих рядом с лесом. Вы в итоге отказались от своих намерений?
— Нашей целью было привлечь внимание к проблемам леса, но у нас произошло недопонимание с жителями 68-го микрорайона. У них есть свой ТОС «Боровецкий», в котором группа активистов тоже боролась за сохранение леса — они в течение трех лет писали в следком, прокуратуру. А тут мы с каким-то проектом. Я тоже написал в следком по этим участкам и через три недели после моего обращения спорные участки вернули в границы леса. Сейчас у жителей 68-го микрорайона еще одна беда — они борются с квадроциклистами, закладчиками запрещенных веществ. Мы объединили усилия, вместе входим в одну рабочую группу по решению проблем Шильнинского леса, каждый отвечает за свое направление. Недавно узнал, что первые обращения по застройке леса еще в 2005 году были направлены местными жителями в соответствующие органы, но почему-то до сих пор ничего не делается, какая-то темная история с этим лесом.
От идеи экопарка мы не отказались. В июле в Челны приезжал специалист из госкомитета по биологическим ресурсам РТ, мы ему устраивали экскурсию по лесу, Лебяжьим озерам, пойме Шильны. Он сказал, что данной территории необходим статус природного парка с максимально щадящим режимом для посещения, то есть ограничений будет минимум. Сейчас нужно волевое решение властей Тукаевского района, выход с проектом в правительство РТ, чтобы эта территория стала недоступной для вырубки, строительства.
— В чем суть ваших претензий по проекту расчистки русла Шильны? Глава района в интервью рассказал, что река заросла и ее необходимо расчистить, чтобы не затапливало ближайшие дома.
— Я в принципе против вырубки деревьев, тем более когда речь идет о 17 тысячах зеленых насаждений. Это же легкие нашей территории! Это наш воздух! За лето в стране 3 миллиона гектаров леса выгорело, нанесен колоссальный ущерб, какой части кислорода мы лишились! Это ведь неминуемо отразится на всей экосистеме. Глобальное потепление климата, которое выражается в удлинении периодов межсезонья, нынешнее холодное и дождливое лето — это тоже следствие длительного антропогенного воздействия. В рамках Шильны вырубка такого количества зеленых насаждений, на мой взгляд, будет губительна для ее экосистемы. В проекте руслорегулирования реки мы с экспертами нашли массу недоработок, так почему бы не отдать документ на экологическую экспертизу?.. Пусть экологи скажут, что никакой опасности вырубка не представляет, тогда к главе района не будет вопросов. А если проект сыроват, его надо доделать! Прокуратура, кстати, уже вынесла разработчикам документа представление об устранении нарушений. Недавно мы встречались с мэром города Наилем Магдеевым по вопросу создания ООПТ «Шильнинский лес» (особо охраняемая природная территория), поскольку участок находится в городской черте. Он поддержал наш проект и поручил подчиненным детально изучить его. Во время разговора мы затронули в том числе и вопрос руслорегулирования реки. Наиль Гамбарович, как бывший министр лесного хозяйства РТ, тоже согласился с нами, что экологическая экспертиза проекта нужна, хотя бы по требованиям здравого смысла.
— Читаете ли «БИЗНЕС Online», есть ли какие-то пожелания?
— Вы там много пишите на самые разные темы, что я физически не успеваю все прочитать, а хочется — у вас заголовки такие интересные. (Улыбается.) Особенно нравятся комментарии — бывает, сначала их читаю, а потом материал. (Смеется.) Спасибо за приз!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.