ВОДОЛАЗЫ ЗАВОДЯТ ПОД КОРПУС ЧЕТЫРЕ СУДОПОДЪЕМНЫХ «ПОЛОТЕНЦА»
Вчера на месте трагедии теплохода «Булгария» продолжались работы по подъему затонувшего на глубине 20 метров судна. Работают два мощных плавкрана - «Могучий» и «Канал имени Москвы», максимальной грузоподъемностью по 350 тонн каждый. В воскресенье поздно вечером случилось ЧП - оборвалась одна из двух туго натянутых (от плавкрана к теплоходу на дне) строп. Однако операция по подъему продолжилась. За подготовкой к подъему в воскресенье наблюдали журналисты «БИЗНЕС Online».
МЕДАЛИ ЭКИПАЖУ «АРАБЕЛЛЫ»
На том месте, где 10 июля трагически затонул теплоход «Булгария», - а это в трех километрах от ближайшего берега Куйбышевского водохранилища - настоящий городок на плаву. Здесь готовятся к подъему «Булгарии». По сообщению МЧС России, в этой непростой операции участвуют более двух десятков судов (и не счесть, сколько небольших катеров), почти 200 единиц техники, в том числе 17 - воздушной (есть даже 3 мотодельтаплана), и свыше 800 человек. При этом собственно в подготовке подъема «Булгарии» задействовано 77 человек, в том числе около полусотни водолазов.
Среди судов выделяется «Арабелла» - тот самый теплоход, экипаж которого спас 79 жизней, подобрав пассажиров из воды. Вчера членам экипажа «Арабеллы» в городке спасателей в Куйбышевском Затоне были торжественно вручены медали МЧС России «За содружество во имя спасения». Кроме того, министр чрезвычайных ситуаций РФ Сергей Шойгу и министр транспорта РФ Игорь Левитин вручили медали и нагрудные знаки сотрудникам МЧС, работавшим на месте происшествия.
ПОДГОТОВКА К ПОДЪЕМУ «БУЛГАРИИ»
Журналисты, наблюдающие за ходом подготовительных работ, расположились на буксире, точнее, толкаче, с совершенно не речным названием: «Сосновка-1». Пришвартован он к огромной барже с песком и оттого замер на воде, как вкопанный, - даже качки не чувствуется. Из прессы здесь больше всего телевизионщиков - татарстанские, федеральные, зарубежные каналы. На большом и просторном буксире вполне комфортно разместились даже два специализированных легковых авто с «тарелками» - для прямого эфира. Но в воскресенье в режиме online телерепортеры передавали практически все ту же информацию: ведется подготовка к подъему «Булгарии», судно пытаются поставить на грунте на ровный киль…
С «Сосновки» довольно хорошо просматривается ближний берег, до которого, впрочем, целых три километра. А вот второго берега почти не видно: здесь Волга больше напоминает настоящее море.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДЪЕМА
От «журналистского» буксира до места подъема - метров двести. Можно разглядеть в деталях оба мощных плавучих крана. Один из них называется (вполне справедливо!) «Могучий», он 63 метра в длину и 25 в ширину, его максимальная грузоподъемность - 350 тонн. Второй кран - «Канал имени Москвы», он такой же большой и грузоподъемностью тоже в 350 тонн. В воскресенье стропы обоих кранов уходили в воду и были явно под нагрузкой - но собственно подъем так и не начался. Хотя сначала он оптимистично планировался на субботу, 16 июля, поскольку плавучие краны прибыли на сутки раньше, чем ожидались. Однако все оказалось не так-то просто. Журналисты на «Сосновке» даже говорили: не поднимают судно потому, что специалисты опасаются - «Булгария» может просто развалиться при подъеме, сначала ее надо укрепить.
Технология здесь такая: сначала с плавкранов под лежащий на дне теплоход водолазы заводят так называемые спрямляющие стропы. Затем судно предстоит развернуть «на ровный киль». После этого водолазы загерметизируют иллюминаторы и заведут под корпус четыре судоподъемных «полотенца», на которых теплоход и будут поднимать из воды.
Поднимать судно планируется медленно: от момента, когда теплоход оторвется от дна, и то того, как он появится на поверхности реки, должно пройти не меньше трех часов. Такая невысокая скорость подъема нужна, чтобы судно и в самом деле не развалилось. Наверху «Булгарию» подкрепят со стороны бортов понтонами, откачают воду и отправят в Казань - в сухой док, где судно должно будет пройти тщательную экспертизу. Будем надеяться, эксперты ответят и на вопрос о том, почему в таком искореженном виде оказалось машинное отделение…
«ПРИБОЙ» ЗАГОРОДИЛ ПЛАВКРАНЫ
Воскресный день для прессы на «Сосновке» оказался довольно ординарным - картина рядом с плавкранами не менялась, «Булгарию» не поднимали. Только одно вызвало всплеск эмоций и интереса - когда к «Сосновке» подошел теплоход «Прибой» и решительно загородил вид на плавкраны. При этом журналистов по громкой связи попросили спуститься вниз с верхних палуб - и больше туда пока не подниматься.
Представители СМИ высказали немало предположений, почему их внезапно отрезали от главного места событий. Самое, пожалуй, реальное - такое. «Булгария» на дне лежит на правом боку. Когда судно поставят на киль, на дно спустятся водолазы - чтобы обследовать место, где лежал теплоход, в поисках тел погибших. И тела могут всплыть. Чтобы пресса не зафиксировала эту печальную картину, журналистов и отгородили от места подъема теплоходом «Прибой»…
…Уже довольно поздно воскресным вечером стало известно, что при подготовке «Булгарии» к подъему оборвалась одна из двух туго натянутых строп. Однако, как заверили специалисты, на положение судна это не повлияло, оно все-таки устояло... Так что операция по подъему продолжилась и ночью.
ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ПРОДОЛЖАТ ИСКАТЬ
По уточненным данным, на борту «Булгарии» находились 208 человек. Из них 79 были спасены, 114 погибли (66 женщин, 28 детей и 20 мужчин), 15 человек пропали без вести. Их продолжают искать. Вчера, например, не раз и не два над местом трагедии и дальше, над Волгой, летал вертолет. Обследуются берега Волги, 19 островов. Но пока эти усилия результатов не принесли.
Елена Чернобровкина
Фото и видео Максима Тимофеева и автора
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.