ВЫЖИВШИЙ В ВОЛЖСКОЙ КАТАСТРОФЕ РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» О ПОСЛЕДНЕМ РЕЙСЕ СУДНА

Зубной техник из Казани Николай Дмитриев в ходе трагического рейса «Булгарии» находился в качестве «музработника» - помогал проводить дискотеки, музыкальные часы и все такое. На «Булгарии» он провел 23 «незабываемых» дня: поломки двигателя, пробой цистерны с фекалиями, говорили даже, что судно натыкалось на мель... С выжившим в катастрофе беседовал корреспондент «БИЗНЕС Online» - на сегодня  это наиболее подробный рассказ о трагедии, который прозвучал из уст пострадавших.

ПОБЛИЖЕ К УГЛЮ И МУСОРУ

- Николай,  давайте попробуем восстановить даже не хронологию событий, а обстановку на "Булгарии" в последние недели. Как вы оказались на борту?

- Пошел помощником своего старшего сына, который был главным «музработником». А раньше он ходил аниматором и вокалистом на «Борисе Полевом» вместе с нынешним капитаном «Арабеллы» Романом Лизалиным. Сыновья у меня такие — и поют, и пляшут.

Мы были знакомы с директорами разных маршрутов. Они и предложили работу: вы умеете петь, плясать, покупайте аппаратуру и с нами будете ходить. Поначалу должны были идти на «Борисе Полевом», но что-то у них не сложилось. Потом — на «Павле Миронове», но тоже не получилось. Потом определились - «Булгария». Должны были 10 июня выйти, но она не вышла ни 10-го, ни 12-го, ни 14-го, а только 18-го июня, она была вся сломанная... А всего я сделал на «Булгарии» пять или шесть рейсов.

Только не путайте нас с аниматорами. Я не отпинываюсь, но они занимались другими вещами. Сейчас говорят, что они якобы закрыли детей в трюме и ушли. Но мы не видели, чтобы в трюме что-то организовывалось с детьми. Всегда это происходило на верхней палубе, на носу. Говорят, что кто-то их мог закрыть. Не знаю, как это реально сделать - там сплошные двери, и дети носились повсюду как могли.

- Много было детей?

- Да, и были очень маленькие, совсем малышки - на танцах большинство было на руках у дедушек-бабушек, пап-мам, и дети-инвалиды были...

- Как платили?

- Никак. Говорили, что каждый рейс будем получать деньги, но... Поначалу контактировали с начальниками маршрута, но впоследствии поняли, что они не имеют никакого влияния.

- Кто это такие?

- Да все разные были, самое большее — один на два рейса. Они тоже совместители: зимой — в одном месте, летом — в другом. Не знаю, как арендатор кого набирал... Так что народ потихоньку сходил, сходил и остались из музработников, считай, одни мы. Но и то уже задумались - не хотели, чтобы, как в предыдущем, пермском, туре сгорела почти вся аппаратура. Там барахлило все, а с напряжением вообще непонятно что творилось. Колонки сгорели почти сразу. На одной колонке кое-как доплыли, чтобы не лишать отдыхающих удовольствия. Там, в принципе, пенсионеры плыли, старушки добрые, некапризные. Доплыли, нам сказали: «Неделю отдыхайте, чинитесь». Мы спросили про зарплату. 5 июля вам заплатят, говорят. Но и 5-го ничего не дали. И мы решили перейти на  другой пароход. Но Андрей, муж Светланы (Инякиной — директор субарендатора «Булгарии» - ООО «Аргоречтур». - авт.) попросил сплавать еще на день: «Мы с вами после этого рейса рассчитаемся». Дал нам свой микшер... Ну, раз не платят, я решил хотя бы своего второго пацана взять в плавание.

- Договор составляли?

- На словах. Ведь все чисто по знакомству.

- Светлана Инякина появлялась на борту?

- Появлялась, но я с ней не общался. Говорили — хозяйка. Пытались к ней пробиться, чтобы она заплатила. Но она, передают, говорила, что деньги ушли на ремонт, что-то они там меняли, хотя, может быть, отговорка.

 

«ЭТИХ РЕБЯТ С 2007 ГОДА КИДАЛИ»

- Первое впечатление от «Булгарии»?

- Такое: да, не «Борис Полевой». Хотя и он-то - не самое комфортабельное судно. На «Алексее Толстом» кругом ковры, а у нас ключи на гвоздях висят. У «Николая Гоголя» команда вся в белых рубашках, а нашу команду я в рубашках увидел только во втором рейсе. У нас всегда последний причал — ближе к углю и мусору.

Кормежка зависела от рейса. Хорошо кормили в третий рейс — ресторан выглядел прилично. Потом это резко изменилось. В чем дело? Социальный рейс, говорят, - плывут пенсионеры и инвалиды.

- Из порта Казани нормально вышли?

- С креном, но для нас это было нормально. «Булгария» с креном с самого начала шла, с 18 июня. Где туалеты находились, на этот борт и был наклон.

- Поломки вообще были?

- Чуть раньше, в Перми, была поломка двигателя, два часа стояли посреди Камы. В связи с этим отменили почти все экскурсии. Везде шли с опозданием. Еще раньше поломка была в Болгаре. Нам сказали, что в ночи мы сели на мель.

- Пассажиры роптали?

- Роптали. А 3 июля и вовсе... Из Перми судно должно было идти на экскурсию, мы должны были прийти в 7 утра, но пришли только в 10. Народ еще стоял на причале, но после того, как у видел, что мы два часа не можем к берегу подойти, разошелся. Нас буксиром кое-как прибили... Кто-то из пассажиров меньше волновался, кто-то больше, кто-то торопился, кто-то — нет, кто-то радовался, что побольше будем на судне.

Еще как-то не поступало топливо в двигатель...

- Это кто вам объяснял?

- Ну, кто ходит по палубе... Команда издерганная, нервная была — все к ним лезли: где мы, во сколько будем?! А что они могут ответить, если должны прийти в 10, а приходим в час ночи?!

- Впечатление от команды?

- Впечатление, что мужиков подставили - просто доили, доили, доили. Неважно, на каком ты ходу идешь, что у тебя сломано, - раз покупаются путевки, нужно отработать. Говорили, этих ребят с 2007 года кидали.

- С кем из команды общались?

- С кем общались, все утонули. Рулевой Ванька шансон любил, слушал всегда, успокаивал ретивых посетителей. А то и подходили всякие товарищи, говорили, что они хозяева: «Так что, пацаны, давай, работаем».

- Возвращаясь в то воскресенье. Как вы поняли, что с судном что-то не в порядке?

- Все было как обычно. Как обычно, с дикой силой тряслись переборки. Мы-то со старшим привыкли, а младший все спрашивал, что это значит. Пришли к Блгару в 9.45, подчалили, поехали на экскурсию. Автобусов было мало — всего четыре на два парохода. Когда вернулись, хотели искупаться, но погода стала портиться. Пришли, пообедали, легли спать. Спим, и тут - дикие крики! А там плыла компания девушек — сотрудницы лаишевского детского сада, у кого-то из них еще день рождения был. Ну, думаю, девчонки гуляют, но все-таки попросил сына посмотреть. Он вернулся: «Папа, по всему полу вода». Но о самом страшном и мысли не было - знали, что корабль старый, что-то могло протечь. Один раз во время дискотеки на нас сверху полилось дерьмо, моча. Нам сказали, что какие-то баки потекли. Но наверху же туалетов не было, почему у них там хранились все эти отходы? Все это по верхней палубе текло...

В общем, мы вышли из каюты, спросонья, не понимаем что к чему. Крен был ощутимый. Вот тут мы сориентировались. Выскочили на основную палубу - лестница вся забита народом. На носу, который, как мне кажется, больше был притоплен, никого не было. Все кричали. Мы с сыновьями стояли последними. Оборачиваемся, а на нас — волна, которая заполнила все от пола до потолка! Я даже испугаться не успел. Удар, и нас всех стало выталкивать наверх. Тут один матрос открыл люк, я оказался как раз около него. И еще одна женщина. Стали вылезать, и то ли матрос с женщиной поскользнулись, то ли еще что: когда оглянулся все уже скрывалось под водой, и их уже не было. Я оттолкнулся в последний момент. Потом чувствую, что у меня что-то на руку надето, думал, моя барсетка, но оказалось — женская сумочка.

Когда вынырнул, увидел впереди моего младшего, а старший из притопленного корабля выплыл. Дети говорят: «Пошли на дальний плотик, чтобы другим, кто будет всплывать, поближе было за что зацепиться». Доплыли до плота, оглянулись, а уже нет корабля, только топчаны и мусор плавают. Василич (помощник капитана, кажется) кричал, чтобы все собирались к плотам, командовал как мог, а мы стали подчаливать всех, кто плавал разрозненно. Кто-то сам подплывал. Было трое раненых — порезы ног глубокие. Многие были в трансе. Один мужик сидит в плотике и повторяет: «Я не хочу жить». У него жена беременная утонула и ребенок. Еще другие мужики тоже были полностью безучастными, поглощены своим горем. Мы же замечали, кто с кем плыл. Две пары были, и из этой четверки спасся один... Был страх за тех, кто с порезами — лужа крови в плотик натекла. Один с порезом, которому мы подручными средствами перетянули рану, был в полном зашоре. За ранеными следили — а то уйдут с плота и все.

Паники — никакой, сильнейшая паника была, только когда «Булгарию» затапливало. Паника, если так можно назвать, была, скорее, у матросов, потому что они чувствовали свою ответственность. Они все пытались выяснять, кто остался жив, спрашивали, кто видел того-то и того-то.

В конце концов, вокруг плота собралась такая бесформенная флотилия, человек 16 - 17, на плот стали первыми пересаживать пострадавших. Стали понемногу к берегу грести — хотелось до темноты как-то определиться. А другие два плота просто по течению уходили.

С того момента, как я услышал женские крики, и до затопления судна прошло минут пять.

«МЫ ВИДЕЛИ, КАК НА «АРБАТЕ» МЕЧУТСЯ ПО РУБКЕ»

- Какой была погода?

- Волна очень большая - нас поднимало только так. Очень сильный дождь, очень темно. Гроза. Разряды молний так и хлестали. Один из разрядов был очень сильным. Было беспокойство — одинокий плот все-таки.

- Мазутное пятно на воде видели?

- Мазутного пятна я не заметил. Но в мазуте или в чем-то таком могли испачкаться выбиравшиеся из «Булгарии»ближе к носу.

- Можете прояснить ситуацию с прошедшими мимо судами?

- Кругом говорят, что два судна прошло. Но мы находились ближе всех к фарватеру и видели только «Арбат». Он ничего не предпринял, хотя было видно, как они мечутся по рубке, глядя на нас. Потом подошел сухогруз, что ли. Он замедлил ход, и мы поняли, что именно сейчас сообщит кому-то о нас. И когда он встал, подошла «Арабелла». С нее стали кричать, чтобы мы подгребали — судну опасно было подходить близко к месту крушения.

- Что было, когда вас подняли на борт?

- Большое спасибо команде и всем пассажирам «Арабеллы»! Стали нам нести одежду, обувь, телефоны, сигареты — чувствовалось человеческое отношение. Потом приехала следственная группа... Когда прибыли в Казань, первыми выпустили пассажиров, а нас отнесли к команде и сказали, чтобы мы выходили молча - дескать, родственники негодуют.

- Есть у вас предположение о причинах катастрофы? Сейчас много говорят об открытых иллюминаторах...

- В одном из предыдущих рейсов у нас каюта была как раз по тому борту, который в воскресенье якобы и черпнул воду, это была каюта, в которой утонули те девочки лаишевские. Так вот тогда жарко было, дышать нечем. Зашли матросы: вам открыть иллюминаторы? Откройте. Если будет заливать, закроете, говорят. Шел дождь, и из иллюминатора ощутимо капало. Сын из интереса выглянул: «Как вода близко!» Не более полуметра.

- А самим можно было открыть иллюминаторы?

- Да.

- Так все-таки, что думаете о причинах?

- Двигатель и этот разворот непонятный... И я, конечно, не лоцман, но зачем так далеко от берега шли?

- Если еще пригласят поработать на судне, пойдете?

- Весь вопрос в аппаратуре - я не собираюсь пассажиром ехать. Мы не боимся, хотя родственники говорят, что никуда не пустят. Но уж характер такой - всю жизнь по походам, сплавам. Осталась та закалка. Я и детей своих так приучил: один занимается водным поло, другой — пловец, оба - кандидаты в мастера спорта.

- Что посоветуете тем, кто покупает путевку в круиз?

- Пусть не экономят, не берут дешевые путевки. Это первый показатель, что корабль не будет соответствовать нормам. Второе. Собираясь в плавание, рассчитывайте на свои силы — спасет тебя какой-то дядя или нет, как показывает ситуация, неясно.

Тимур Латыпов
Фото и видео Сергея Елагина