Федеральные и региональные эксперты не смогли прийти к единому выводу о пользе цифровизации. Пока теоретики рассуждали о преимуществах и недостатках «цифры», практики просили остановить утечку мозгов из страны. С мнениями участников экспертного клуба «Волга» познакомился корреспондент «БИЗНЕС Online».
В баре отеля Kazan Palace by Tasigo уже второй раз клуб «Волга» собрал экспертов. Тема дискуссионного вечера была сформулирована так: «Цифровое поколение против цифровой бюрократии?».
«Как бы страшно это ни звучало, но треш победил»
В баре 5-звездного турецкого отеля Kazan Palace by Tasigo уже второй раз клуб «Волга», организованный PR-агентством «Теория Дарвина» при негласной поддержке казанского Кремля, собрал федеральных и региональных экспертов для обсуждения актуальных тем. В этот раз поговорить о цифровизации региона пригласили директора проектов фонда «Общественное мнение» Ларису Паутову, президента фонда защиты национальных ценностей Александра Малькевича, гендиректора Института политических исследований Сергея Маркова, управляющего партнера агентства «Социальные сети» Дениса Терехова и директора по работе с органами государственной власти ВЦИОМа Кирилла Родина.
Тема дискуссионного вечера была сформулирована так: «Цифровое поколение против цифровой бюрократии?». Ведущие вечера предложили Паутовой рассказать об этом самом цифровом поколении. Представительница фонда «Общественное мнение» тут же сообщила, что делить людей по возрастам не стоит. «Мы выделяем цифровых аборигенов и цифровых мигрантов. И молодые люди поколения Y, что называется „путинские“, — это цифровые аборигены, то есть они осваивают социальные сети и технологии. С 2000-го года вырастает новое поколение — поколение Z нового уровня цифрового аборигенства… Новое поколение дает новую культуру — поколение „дзен“, то есть мы настраиваем все под себя. Я, например, налаживаю ленту новостей и „Дзен“ под себя. Второй момент — это необходимость жаловаться. „Цифра“ помогает потребителям быть требовательными и обязательно выразить свое мнение, а также иметь запрос на постправду, трушность и искренность», — ушла в философские размышления единственная женщина в президиуме.
Лариса Паутова ушла в философские размышления: «Цифра» помогает потребителям быть требовательными и обязательно выразить свое мнение, а также иметь запрос на постправду, трушность и искренность»
Порассуждать о разнице поколений позволили и Терехову. Тот сразу же сообщил, что его 11-летняя дочка не понимает разницы между личными сообщениями в мессенджерах и публичными группами в соцсетях. И это ставит ее в опасное положение, так как она считает «ВКонтакте» тем же мессенджером, но с музыкой. «Я считаю, что, если вы хотите понять, о чем разговаривать с 20-летними, нужно беседовать с сегодняшними 12-летними. Цифровому поколению видится все, что мы делаем, немножко несерьезным. Мне кажется, что наши дети нам не верят, потому что мы при них не материмся. Как бы страшно это ни звучало, но треш победил. Они находятся в таком жестком поле треша во многом благодаря YouTube и смешными роликам со Шнуром и Киркоровым, где мат на мате стоит», — рассуждал один из руководителей агентства «Социальные сети».
Родин поделился мнением, что битва за цифровизацию происходит не между поколениями, а между технарями и гуманитариями. И нужно задавать вопрос о том, как «цифра» влияет на человека и как сделать ее удобной. «Это опасная ловушка. Если пойдем по пути, что нравится и удобно человеку, то мы получим 50–80 процентов контента в виде порнографии в интернете. Это то, что нужно, нравится и лайкают. Здесь важна проблема соблюдения баланса — то, на что существует социальный запрос, как люди живут и как экспертно, компетентно это можно организовать», — высказался представитель ВЦИОМа.
Сергей Марков в своей уже привычной экспрессивной манере сравнивал цифровизацию со строительством в XIX веке железных дорог, которые приносили деньги и власть для пионеров
«Мы должны предвидеть рост политического экстремизма, который пойдет из соцсетей»
От философских вопросов постепенно эксперты пришли к практическому применению цифровизации. «Есть будущее у электронной электоральной демократии. Был уже в 2014 году опыт выборов с использованием портала госуслуг, когда треть Общественной палаты России формировали через интернет-голосование. И сейчас, особенно на фоне того, что происходит на выборах в Московскую городскую Думу, проблем с муниципальным фильтром в ряде регионов, безобразной муниципальной кампании в Санкт-Петербурге, возникает несколько вызовов для цифровых сервисов. Могут, например, кандидаты собирать через портал госуслуг подписи или проходить муниципальный фильтр», — рассуждал Малькевич. В качестве примера удачной цифровой площадки для коммуникации власти и граждан он привел Иннополис, где мэрия общается с горожанами через «Телеграм».
Марков в своей уже привычной экспрессивной манере сравнивал цифровизацию со строительством в XIX веке железных дорог, которые приносили деньги и власть для пионеров. А самих граждан нужно учить жить в мире «цифры» — например, создавать в школах центры для 40–50-летних, которые помогали бы осваиваться в новом мире. «По оценкам Гарварда, в России провластный сегмент интернета в социальных сетях чуть ли не самый маленький в мире. Это ответственность управления по внутренней политике. Мы теряем людей, и нужно развиваться очень быстро. Есть еще термин „кластеризация“ — это, если просто объяснить, когда в друзья записывают и читают в соцсетях только своих. Она ведет к росту экстремизма. Мы должны предвидеть увеличение политического экстремизма, который пойдет из соцсетей», — пугал собравшихся политолог.
Не забыл Марков и про США. Он сообщил, что уже сейчас идет битва за технологию 5G и России нужно определиться, где она будет — в американском или китайском сегменте, а может, делать что-то свое. Досталось и социальной сети «Фейсбук», в которой с завидной регулярностью банят страницы эксперта. «У нас впереди возможны острые политические моменты. Мы должны быть готовы к тому, что, когда организуется российский майдан, „Фейсбук“ отключит всех сторонников Путина, а противников будет расшаривать как только можно. Мы что будем делать в таких условиях? Одна из важнейших вещей, которую должно делать федеральное правительство, — решение вопроса о суверенитете в социальных сетях. На сегодня у нас во „ВКонтакте“ больше пользователей, но в „Фейсбуке“ больше социальный капитал. Мое мнение: в мире очень много политических группировок против „Фейсбука“. Нужно вступать в контакт с этими социальными сетями и сделать глобальный альянс, например, с индусами или китайцами, французами, немцами», — продолжает нагнетать спикер.
Ильшат Аминов: «Самый главный вызов цифровизации — тотальный контроль за человеком. Что мы будем с этим делать — вопрос»
«То, что я здесь услышал, — просто дичь»
Дали слово и местным экспертам. Первым микрофон взял новый директор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов, который решил провести параллели между цифровым и реальным миром, рассказав о пользе первого. «Я приведу в пример три продукта. Первый — „Википедия“. Если бы мне или кому-то из вас 15 лет назад предложили дать свободный доступ для того, чтобы кто-то наполнил знаниями какую-то библиотеку, он писал бы все, что думает, и была бы взаимная модерация, я бы сказал, что это сумасшедшая идея. Второй пример — YouTube, когда люди самостоятельно, практически бесплатно наполняют контентом и, кроме признания косвенного, ничего не имеют. Есть еще третий пример — это Linux. Операционная система — самая критичная программа в отношении качества кода, и его написали порядка 80 тысяч людей безвозмездно», — удивлялся главный связист Татарстана.
Следом выступил гендиректор ТНВ Ильшат Аминов: «Самый главный вызов цифровизации — тотальный контроль за человеком. Что мы будем с этим делать — вопрос, потому что собирается огромный массив данных о человеке. Второе — цифровизация ставит проблему между свободой и ответственностью. Я знаю, что сотни молодых людей, которых не научили работать в интернете, получили реальные сроки и попали в базу данных. У них заблокировали счета только потому, что они не подумали о том, что репостнуть в интернете. Это огромная проблема, и бюрократия решает ее быстрее, чем молодое поколение поймет, что с подобным делать», — рассказал депутат Госсовета РТ. Не забыл он и по традиции пожаловаться, что в сетку цифрового телевидения не пустили региональные каналы.
Булат Ганиев: «Должны остановить утечку кадров. Все лучшие уезжают. А если мы дадим приложение, которое позволит выбрать партию или президента, то кто в нем проголосует? Лучшие будут голосовать за американского президента»
Тем редким действительно молодым человеком, которому достался микрофон, стал управляющий партнер студии разработки IT-проектов «Технократия» Булат Ганиев, вернувший экспертов с небес на землю. «Главная проблема сегодня — это эмиграция. Если мы хотим сформировать то гражданское общество, которое сможет сопротивляться пропаганде и выбрать достойное правительство, то должны остановить утечку кадров. Все лучшие уезжают. А если мы дадим приложение, которое позволит выбрать партию или президента, то кто в нем проголосует? Лучшие будут голосовать за американского президента».
Делая финальный вывод, приглашенные эксперты отмечали, что цифровизация позволит освободить время человека, даст счастье и улучшение жизни, но предупреждали, что нужно справиться со смартфонизацией, «когда молодая пара назначает свидание в кафе и проводит его, упершись в экраны телефонов». Итог заседания дискуссионного клуба «Волга» простыми словами подвел активный Терехов. «Мне на самом деле грустно, а за многих, кто здесь выступал, стыдно. Это чудовищное невежество. То, что я здесь услышал, — просто дичь», — сказал эксперт после двух часов общения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.