ЗАПРАВЩИКИ ОБВИНЯЮТ ТАИФ-НК В ТОМ, ЧТО ОН ВЫНУЖДАЕТ ИХ ПОКУПАТЬ БЕНЗИН ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАТАРСТАНА ПО БОЛЕЕ ВЫСОКИМ ЦЕНАМ

Сегодня стало известно о новых попытках татарстанских сетей АЗС увеличить цены на автомобильное топливо. На днях к рабочей группе по мониторингу цен на топливо при правительстве РТ обратился Татнефтепродукт с просьбой повысить цены на бензин в июле – в частности, на  АИ-92 – до 26 рублей 30 копеек. Но, как сообщил сегодня на брифинге в доме правительства начальник ГУ "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ" Роберт Гилязиев, компании было отказано. По словам чиновника, в июле роста цен не будет – в этом и заключался его главный мессидж в общении с прессой. 

СЛЕДИТ ЛИЧНО ПРЕЗИДЕНТ

Если весенний рост розничных цен на топливо был вызван ростом оптовых цен, то теперь какое- либо повышение будет необоснованным, сообщил на брифинге Роберт Гилязиев. "Мы надеемся, что субъекты нефтепродуктообеспечения услышат нас, примут правильное решение и воздержатся от повышения розничных цен", – заявил он. Похоже, что компании, владеющие сетями АЗС, имеют другие точки зрения.

В частности,  Гилязиев рассказал, что на днях Татнефтепродукт обратился к рабочей группе по мониторингу цен на топливо (она объединяет республиканских представителей производителей и продавцов топлива) с просьбой повысить цены на бензин в июле - на АИ-95 до 28 рублей, на АИ-92 – до 26.30 и на 80 бензин - 24.70. Просьбу, как и другие довольно частые просьбы других игроков бензинового рынка, отклонили. Напомним, что ранее Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана, заявлял «БИЗНЕС Online», что сейчас все розничные компании торгуют чуть ли не в убыток.  

За ситуацией с ценами на бензин, а также за недопущением бензинового ажиотажа (как в некоторых регионах России) следит лично президент РТ Рустам Минниханов, заверили на брифинге чиновники. По словам Гилязиева, ситуация с обеспечением топливом в республике стабильная, и угрозы недостатка моторного топлива нет. Как сообщил помощник президента РТ Ринат Сабиров, ежемесячное потребление бензина в Татарстане составляет 90 тыс. тонн. 50 тыс. тонн производит завод «ТАИФ-НК», остальное топливо завозится в республику с НПЗ из соседних регионов.

Более того, в июле стоимость тонны нефти для татарстанского НПЗ составляет 8300 -8600 рублей, в то время как в июне эта цена была 9200 - 9300 рублей. Сабиров подчеркнул,  что в нынешних условиях продажа бензина на внутреннем рынке оказывается выгоднее экспорта, поэтому дефицита моторного топлива в России также не ожидается.

ФАС ПОПЫТАЛСЯ СДЕРЖАТЬ ОПТОВИКОВ

Отметим, на прошлой неделе федеральная антимонопольная служба потребовала от нефтяников снизить оптовые цены на бензин. Предупреждения получили восемь компаний: "Татнефть", "Роснефть", "Лукойл", ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", "Башнефть" и "Альянс". Компании должны привести цены внутреннего рынка "в соответствие с рыночной конъюнктурой". Правда, претензии ФАСа к Татнефти оказались, что называется, не по адресу

 «ОАО "Татнефть" не является производителем нефтепродуктов, а сеть АЗС компании снабжается путем приобретения товара на свободном рынке. Поэтому цены на бензин и дизтопливо, реализуемые на АЗС «Татнефть», формируются исходя из оптовых цен производителей нефтепродуктов», - получила тогда газета «БИЗНЕС Online» комментарий из компании.

Ранее ФАС попыталась сдержать розничные цена на бензин, однако оптовики продолжили поднимать цены, в результате в некоторых регионах России розница предпочла остановить продажу, и возник так называемый бензиновый ажиотаж.

ЦЕНЫ РЕГУЛИРУЕТ РЫНОК?

Интересно, что опрошенные «БИЗНЕС Online» производители-оптовики и сети АЗС высказывают противоречивые мнения относительно цен на ГСМ и перспектив их роста.

Тимур Шигабутдинов - замгендиректора – директор по коммерции ОАО "ТАИФ-НК":

- Нужно понимать, что для того, чтобы было движение цен вверх или вниз, нужны основополагающие факторы. Что может их подтолкнуть? На июль мы не видим каких-либо серьезных факторов, которые могли бы подтолкнуть движение цен как вверх, так и вниз. Скорее всего, они будут стоять на месте. Мы имеем возможность наблюдать, что и мировые котировки более-менее стабилизируются. Спрос и предложение по внутреннему рынку на июль, по нашему мнению, тоже уравновешены. Иными словами, мы не видим причин, из-за которых цены на оптовом рынке могли бы вырасти или упасть.

Николай Горюнов - вице-президент российского топливного союза:

- Цены регулирует сам рынок. Если говорить по независимым заправкам, которые представляют около половины всего топливного рынка Татарстана в розницу, чтобы не иметь проблем с топливом, есть решение президента РТ  об обеспечении бензином от ТАИФ-НК в равной пропорции Татнефть АЗС Центр и Татнефтепродукт. На июль из заявки ТАИФ-НК подтвердил всего лишь 30 процентов (по заявочной схеме независимых операторов АЗС). То есть мы вынуждены будем покупать товар на стороне за пределами РТ по более дорогой цене, чем предлагает ТАИФ-НК.

То есть на рынке сохраняется дефицит этого продукта. Его пока нет в свободном режиме на биржах. Как нет конкуренции. А при наличии дефицита могут появиться спекулятивные цены.

Тимур Гайнутдинов
Сергей Афанасьев
Евгений Сергеев