АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ КОМПАНИЯ ОАО «СМП-НЕФТЕГАЗ» ИНВЕСТИРОВАЛА В ТАТАРСТАНСКИЙ УЧАСТОК «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» 7 МЛРД. РУБЛЕЙ

Еще полтора десятка лет назад перспективы строительства скоростных автомагистралей на территории России казались несбыточными. Однако в последние годы идея возведения платных автобанов получила совершенно иное развитие, поскольку выяснилось: инвестиционная привлекательность России немыслима без осуществления логистических проектов, особенно в части строительства скоростных транспортных коридоров. Один из них – автодорога «Европа - Западный Китай», проходит по территории Татарстана. 145 километров будущего автобана строится частным инвестором – альметьевской компанией ОАО «СМП-Нефтегаз». По будущей автомагистрали проехал корреспондент «БИЗНЕС Online».

АВТОБАН ПРЕВРАТИТ ТАТАРСТАН В МОЩНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Через территорию Татарстана возводится участок будущего международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай» длиной около 300 км - от нынешней федеральной трассы М-7 (Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа) к М-5 (Москва - Самара - Уфа - Челябинск). Общий объем финансирования строительства татарстанского участка «Шелкового пути» оценивается в 100 млрд. рублей.

Отметим, что в мире большинство скоростных платных трасс создается на условиях государственно-частного партнерства. В России подобная форма сотрудничества власти и бизнеса пока только возникает. Возможно, что эта тема получит свое развитие в ближайшее время, о чем сообщил «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.

Но для начала он подробно рассказал, какие выгоды получит республика от вхождения в федеральный проект по строительству автобана «Европа - Западный Китай».

- По территории Татарстана проходит 294 километра автомагистрали – проект очень амбициозный, требующий серьезных капиталовложений. Если о перспективах, то мы говорим о том, что Татарстан станет центром по переработке всех грузов и товаров с Китая. Вы знаете, что у нас строится межрегиональный мультимодальный логистический центр в Свияжске. Москва, Питер перегружены, поэтому, когда мы выступили с инициативой строительства центра, нас поддержал минтранс РФ - место расположения здесь оптимальное. Что касается непосредственно проекта нашей дороги: если учесть, что это будет самый оптимальный путь из Китая в Россию и дальше в Европу, то Татарстан станет мощным логистическим центром.

Есть еще одна деталь - в других субъектах федерации, где также пройдет эта трасса (ее общая протяженность 2 тыс. км., – ред.), там только приступают к работе, а мы уже реализуем.

…Сафин напомнил, что уже завершено строительство первой очереди участка магистрали Шали - Сорочьи Горы, и при наличии финансирования, минтранс РТ готов уже через год открыть и вторую очередь трассы. И полностью перевести ее на платную основу к 2013 году.

На участке от Алексеевского до Альметьевска (продолжение трассы «Шали - Сорочьи Горы), сообщил министр, уже на 95 процентов подготовлены все земляные работы с гидротехническими сооружениями. Протяженность данной трассы составляет 145 километров дороги технической категории 1А.

Что касается финансирования проекта, то в участок автострады «Шали - Бавлы» уже вложены колоссальные инвестиции. Так, в качестве субсидий РФ – 3,5 млрд. рублей, из РТ – 6,9 млрд. рублей. При этом на строительство участка «Алексеевское - Альметьевск» направлено 7 млрд. рублей – деньги частного инвестора – холдинга ОАО «СМП-Нефтегаз», который контролирует альметьевский бизнесмен Фоат Комаров.

Озвучив эти цифры, Сафин признался: «Вообще это единственный случай в РФ, когда частный инвестор строит дорогу». В 2011 году республика планирует вложить порядка 200 млн. рублей, сумма инвестиций Комарова – почти 900 млн. рублей. Здесь возник вполне логичный вопрос о дальнейшем финансировании проекта, поскольку сметные расчеты 2007 года (когда компания защищала этот проект) предполагали вложения в 39,5 млрд. рублей. За четыре года, по данным СМП-Нефтегаз, из-за удорожания материалов, повышения налоговой ставки, инфляции она приближается к 50 млрд. рублей. Трудно предположить, что в Татарстане найдется частный инвестор, который в одиночку потянет весь проект.

ВЫХОД – В СОЗДАНИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА

Однако проект уже реализуется, и его завершение трудноосуществимо без участия государства. Что и подтвердил министр. В частности, он сообщил, что рассматривается схема государственно-частного партнерства в виде создания акционерного общества с участием государства в лице госкорпорации «Российские автомобильные дороги» (создано для строительства платных автобанов на территории РФ), региональных властей и частного инвестора:

– Госкорпорация «Российские автомобильные дороги» на сегодняшний день очень активно работает с нами, мы надеемся, что будет создано акционерное общество, и в данном случае это будет первый шаг для реализации проекта в рамках государственно-частного партнерства, надеюсь, мы получим финансирование из госкорпорации. Я думаю, что реально участок в Татарстане реализовать в очень короткие сроки.

Министр сообщил, что эти вопросы планируется обсудить на международной конференции с участием китайских и казахских партнеров, таможенного комитета РФ, минтранса РФ (мероприятие состоится завтра,ред.).

– Есть постановление правительства, где госкопорации предписано в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы» финансирование этого проекта, там заложена цифра в 47,3 миллиарда рублей – то есть эта как раз та сумма, которая необходима для реализации проекта Алексеевск-Альметьевск. Но мы, не дожидаясь этого решения, данный проект с нашим инвестором продвигаем.

В оптимальности создания акционерного общества, где в долях акций будут участвовать федеральные власти, республика и частные инвесторы, заинтересован и пока единственный инвестор автомагистрали. Об этом сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Александр Ванюшев – генеральный директор ОАО «Автострада» - дочерней компании холдинга «СМП-Нефтегаз», специально созданной для реализации этого мега-проекта. С ним корреспондент газеты встретился в рамках организованного компанией пресс-тура на объекты будущего автобана.

– Есть два способа решения вопроса: либо это будет создание акционерного общества либо – концессия. Но концессия нас не устраивает, нас больше устраивает акционерное общество, - выразил мнение руководства компании Ванюшев.

Что касается инвестиционной привлекательности проекта, то, по словам генерального директора, им интересовались испанцы, итальянцы, турки. Китайцы вообще предложили построить трассу самим. Но при одном условии – отдать им на откуп весь сервис вдоль трассы. Однако совершенно очевидно, что это не выход. Российских инвесторов пугает длительная окупаемость проекта – 20 - 25 лет, не каждый готов вложить деньги на годы. Пока же рискнула только альметьевская компания.

– Многие заинтересованы, но без участия государства частный инвестор этот проект потянуть не сможет – он очень дорогостоящий. Один километр дороги обходится в 300 миллионов рублей, - пояснил Ванюшев.

 

С ВЕТЕРКОМ ПО ЗЕМЛЯНОМУ ПОЛОТНУ

Но вернемся к самой магистрали. Пресс-тур стартовал с 86 километра трассы, журналистам предстояло проехать по будущей магистрали до нулевого километра. Здесь позволим себе сделать небольшое отступление: четыре года назад автор этих строк уже побывал на данной трассе, и теперь имел возможность объективно оценить объемы работ, что были проведены за это время.

Надо сказать, что масштабы строительства впечатляют. Если четыре года назад на протяжении всех 145 километров дороги зияли котлованы, а передвигаться можно было лишь на адаптированных под это дело КАМАЗах, то ныне журналисты могли проехать трассу уже на автобусе, пусть и по земляному, но полотну.

Как уже отмечалось выше, старт был дан на 86 километре, от городка строителей (рабочие трудятся вахтовым методом, живут прямо на трассе в жилых вагончиках, заметим, весьма комфортабельных). Организаторы мероприятия специально разработали такой маршрут, чтобы мы могли увидеть все этапы строительства. В первую очередь – это процесс переноса подземных и наземных коммуникаций. Стоит отметить, что Юго-Восток Татарстана отличается от других районов республики пересеченной местностью – строителям приходилось в буквальном смысле выравнивать поверхность земли, срезая холмы и горы, поскольку технические параметры дорог категории 1А требуют обеспечения видимости не менее 300 метров. Кроме того, нефтяной регион вдоль и поперек испещрен подземными коммуникациями.

 – У нас на 50 километрах порядка 200 коммуникаций только подземных, а еще есть переустройство ЛЭП, наземных коммуникаций. – рассказывали сотрудники компании.

Все артерии выносятся за пределы трассы по согласованию с нефтяниками, газовиками, энергетиками.

За все время строительства было вынуто и перевезено более 16 млн. кубов грунта, причем в компании очень трепетно отнеслись к соблюдению экологического баланса: срезанный чернозем направлен на обустройство придорожных лесопосадок, создания травяного полотна, водные преграды, либо обходились проектом, либо обеспечивались гидросооружениями. Еще одна деталь: при строительстве возник вопрос археологического характера – компания вложила 64 млн. рублей на археологические изыскания и «обошла» участки (которые, заметим, обнаружились уже в процессе земляных работ), представляющие историческую ценность.

БЕЗОПАСНОСТЬ, КАК В ЕВРОПЕ

По ходу движения нам продемонстрировали возведение путепроводов наземного и туннельного типов, скотопрогонов.

По словам начальника производственного отдела ОАО «Автострада» Равиля Галеева, на протяжении трассы строятся 20 путепроводов тоннельного типа, два скотопрогона, 11 путепроводов наземного типа. Проект магистрали предусматривает четыре разноуровневые развязки так называемого «клеверного» типа, что подразумевает отсутствие пересечений по всему маршруту.

Основное требование к автобану – это безопасность. Как рассказал директор дирекции по строительству скоростной магистрали Григорий Сылка, будущий автобан спроектирован по последним требованиям безопасности, принятым в Европе. Четыре полосы магистрали с разделительной полосой в шесть метров и металлическим ограждением, будут оборудованы пологими уклонами на три метра с каждой стороны. Расчетная скорость движения – 150 км/час. На всем протяжении трассы предусмотрено освещение по типу автодороги сообщением аэропорт «Казань» - Казань.

Интересным показался рассказ экспертов компании о применяемых технологиях – от дренажа подземных вод, создания системы стоков, обустройства мини-очистных вдоль трассы, до укрепления грунтов, в том числе и с использованием геосетки.

Что касается дорожной одежды (она занимает более 60 процентов всей стоимости проекта), здесь компания ориентирована на освоение самых последних разработок, причем с использованием местных материалов, которые помимо всего прочего призваны удешевить проект.

Когда журналисты прибыли на нулевой километр, им продемонстрировали экспериментальный участок фактически завершенного вида.

– У нас есть три варианта дорожной одежды – пояснил Ванюшев, – вот здесь, на участке 750 метров, мы хотим испытать все три варианта. В дальнейшем один из наиболее приемлемых мы и будет использовать.

Открывшаяся взору картина завораживала: идеально ровная дорога уходила в перспективу, открывая вид на Каму.

В заключение отметим, что автомагистраль строится параллельно федеральной трассе Казань – Оренбург, где по статистике в Татарстане происходит наибольшее количество аварий по причине ее перегруженности и изношенности. Здесь же случается и самое большое количество ДТП с трагическим исходом.

Елена Фадеева
Фото и видео автора

На правах рекламы