ИЗВЕСТНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ КИНО – О ТОМ, КАК ПЕРЕДАВАЛАСЬ ВЛАСТЬ В ТАТАРСТАНЕ, О СВОИХ ВРАГАХ И ФОРМУЛЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ
Председатель союза кинематографистов России Никита Михалков вчера по приглашению президента РТ Рустама Минниханова побывал в Казани. Он возложил цветы к Вечному огню, провел более часа сглавой республики, затем поехал в ТЦ «Сувар плаза» на презентацию фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель». В фойе кинотеатра Grand Cinema Михалкова поджидали журналисты, среди которых был и корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Я ЗДЕСЬ НЕ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ В ГОСТЯХ»
На вопрос, почему в День памяти и скорби, в день 70-летия начала Великой Отечественной войны он решил посетить именно Татарстан и показать нашим ветеранам свой новый фильм, Михалков ответил:
– Ну, во-первых, мы договорились об этом с президентом Миннихановым. Во-вторых, вы знаете, эта скорбь, этот День памяти, он ведь не только в Москве, и не столько в Москве. Если вы видели «Предстояние», там есть эпизод: в окопах, когда татарский мальчик читает молитву, а русский мальчик, у которого она отнята с детства, читает и повторяет свой адрес. Я знаю очень много о героизме татарских воинов, и мы сегодня видели на Мемориале, сколько их погибло, и сколько их отмечено государством. А во-вторых, для меня Родина – она везде, где говорят на моем языке. Я себя не чувствую здесь чужим. Я даже не чувствую себя здесь в гостях. Я считаю, что Казань – один из самых замечательных городов в нашей стране. Потому что здесь настолько естественно и органично сочетаются православная культура и ислам, когда ты можешь видеть без натяжек, что эти мечети – не декоративные. А когда ты видишь без натяжек, что стоит и минарет, и совсем рядом стоит православная русская церковь с куполами – это не только не мешает, а наоборот дополняет друг друга. В этом смысле я считаю, что Татарстан – это очень важный пример для страны.
ПРЕЗИДЕНТЫ ТАТАРСТАНА ГЛАЗАМИ МИХАЛКОВА
Режиссер ответил на несколько вопросов «БИЗНЕС Online».
–О чем вы говорили с нашим президентом?
(Несколько минут назад у режиссера закончилась встреча с Миннихановым в доме правительства – прим. М.Б.).
– Так вам и скажи!
(Смех в брифинге-массовке).
– Может, вы затеваете проект какой-нибудь? Вот Игорь Крутой недавно встречался с президентом – теперь в Универсиаде будет участвовать.
– Ну, Крутой – это крутой… У нас есть кое-какие соображения, пока рано о них говорить. Но мне всегда доставляет удовольствие общение с вашим президентом, он мне не так близко, но знаком, и мне очень по-человечески… как бы… Он – настоящий мужик.
– И давно вы знакомы?
– Ну, несколько лет. Он настоящий мужик: мне кажется, что он человек слова и человек дела. И судя по тому, как он себя ведет, я узнаю черты предыдущего президента Шаймиева, который абсолютно грамотно и правильно построил свою политику, отдавая свою, так сказать, землю, в руки тому человеку, который вместе с ним ее и подготовил. Мне кажется это очень перспективным, потому что подкидывать на «орла-решку» (я уж не говорю про страну, но даже про республику): кто выиграет, тот и пусть будет – это неправильно. К сожалению, очень часто в нашей стране приход нового к власти строится на очернении старого. И это кончается тем, что люди не могут понять, кто же прав. Пока они разберутся, уже становится поздно. Поэтому мне кажется, что это очень грамотная, честная и, кстати говоря, российская политика. Я сейчас не хочу никого ни с кем сравнивать, но, во всяком случае, мы знаем из нашей истории, как передавалась власть. Это не значит, что она должна передаваться по наследству, но это значит, что тот, кому она вручается, должен ответственно и осознанно продолжать свою дорогу, если эта дорога устраивает тех, кто живет на этой земле.
«ЦИТАДЕЛЬ» И ДРУГИЕ
На вопрос о судьбе картины, о неоднозначном отношении к ней со стороны критиков, режиссер ответил, что картина найдет своего зрителя. Может быть, не сразу.
– Потому что она для тех, кто думает, а не музыкально-визуальное сопровождение пакетика попкорна. Это совсем другое кино. Эта картина не только и не столько о войне, эта картина о чуде. Первая часть – это метафизика разрушения, вторая – метафизика созидания. Она о том, что всё – рядом, совсем рядом. И жизнь, и смерть. Когда комарик, которого хотят убить, может спасти жизнь солдата. О том, что одно связано с другим. Для меня это не документальная картина войны.
Сегодняшние картины о войне? Это, скорее, симуляция. Прошлые – они находятся в рамках, которые нельзя было перешагнуть. Но были прекрасные картины даже в то время, когда о войне можно было говорить не все. Но я надеюсь идти дальше, и даст Господь, состоится следующая работа по мотивам произведения Бунина «Солнечный удар», и лежит Грибоедов – огромный сценарий, это двадцать серий. И внутри них – еще два больших фильма.
–А вам самому какая из ваших работ более близка, больше других нравится? Как роль, так и режиссерская работа?
– Ну Бог его знает… Это как про детей спрашивать. Каждый режиссер думает, что лучшая его картина – последняя, которую он снял. Я все свои картины люблю, не потому что они хорошие, а потому, что это моя жизнь, это жизнь моих товарищей, поэтому я вот так навскидку не скажу. Начинаешь вспоминать: о! А потом – нет, вот там – тоже… И начинаешь путаться. Знаете, как у человека, у которого была борода, спросили: «Ты когда спишь – у тебя борода над одеялом, или под?». Так он перестал спать. Все время стал думать: над одеялом она, или под?
Я БЛАГОДАРЕН ТЕМ, КТО МЕНЯ «ПОЛИВАЕТ»
– Негатив вокруг моей персоны? А что значит «негатив»? Вот пусть мне кто-нибудь в лицо скажет, что я плохого ему сделал. За глаза – барин, мол. А что такое барин? Человек, который в слово «барин» вкладывает отрицательный смысл, он по своей сути холоп. Он раб внутренне. Он не понимает, что и Пушкина называли барином, и Мусоргского, и Чехова, и Бунина, и Толстого. Барин в представлении этих людей – это тот, кто должен жить за чужой счет. А я разве живу за чужой счет? Нет. Я работаю по восемнадцать часов – это барин? Я сплю по четыре часа. А что другое? Что мне могут инкриминировать, кроме того, что импульсы идут от, так сказать, бессильной зависти? Да, я могу любому человеку сказать то, что я думаю. Да, я не нищий человек. Да, я абсолютно убежден в том, что моя точка зрения – она для меня важна, и я ее высказываю на любом уровне. Вам не нравится? Дайте другую! Давайте разговаривать. А просто сидеть лаять или писать, что хотел бы плюнуть на могилу моего отца, – ну о чем мне с ним разговаривать? А потом, вы понимаете, этот негатив – он же организован. Но меня мама научила – у меня, слава Богу, закваска казачья, – она говорила: «Никогда не обижайся! Потому что если тебя хотели обидеть – не доставляй им этого удовольствия». Больше того, я вам скажу, как это ни покажется странным: я благодарен этим людям. Во-первых, потому что они держат меня в тонусе. Во-вторых, я перепроверяю свои мысли на том, как они меня «поливают». В-третьих, они для меня некие маяки, и когда они горят своей ненавистью, я знаю, что иду правильным путем. Не дай Господь, чтоб они меня хвалили!
«МАРКСИЗМ» ПО МИХАЛКОВУ
– Маркс выдал в свое время короткую экономическую формулу капитализма: деньги – товар – деньги. Какую бы вы дали формулу тому, что сейчас происходит в России в целом, и в кинопромышленности в частности?
– (Смеется чисто по-михалковски): Деньги – деньги – деньги. А товара нету…
Михаил Бирин
Видео Максима Тимофеева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.