ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС ONLINE ХАРАКТЕРИЗУЮТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СНЕСЕННОГО ЗДАНИЯ КАК ИМИТАЦИЮ

Как стало известно БИЗНЕС Online, на 27 июня в Казани назначены публичные слушания на предмет того, что именно должно разместиться на месте легендарных номеров «Булгар», где в начале ХХ века жил поэт Габдулла Тукай. На слушаниях будет определяться назначение комплекса зданий, строящихся на этом месте скандально известной компанией МФК «Ершовский» (нити от которой ведут в Альметьевск, к нефтяникам).

«СОБЛАЗНЯТСЯ РАЗВЕ ЧТО ПРИЕЗЖИЕ»

Итак, на финишную прямую выходит одна из историко-архитектурных интриг Казани последних лет.

27 июня казанцам предстоит высказать свое мнение о предоставлении ООО «МФК «Ершовский» разрешения на использование четырех земельных участков по улицам Татарстан, Московская и Парижской Коммуны. Речь идет о строительстве  «многоквартирных жилых домов выше  трех этажей с использованием первых этажей под объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, делового назначения – для жилого комплекса в зоне коммерческого ядра центра города на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры (ДКИ)».  Цитата приведена нами из свежего сборника документов и правовых актов муниципального образования Казани, в котором опубликовано постановление мэрии столицы о назначении публичных слушаний.

Напомним, что республиканские власти долгое время говорили о реконструкции этого здания (было даже дано поручение Татнефти), но в конце сентября 2008 года номера «Булгар» были просто снесены. Освободившаяся площадка вскоре была передана компании МФК «Ершовский» (связана с нефтяниками Альметьевска). Напомним, что в начале 2011 года она оказалась в центре другого громкого скандала – сноса в сердце Казани еще двух памятников: номеров Банарцева и дома Потехина. По данному факту даже было возбуждено уголовное дело.

В начале июня газета «БИЗНЕС Online» рассказала о том, как будут выглядеть новые номера "Булгар" (проектант - ГУП «Татинвестгражданпроект») и предположила, что они могут стать торгово-развлекательным комплексом. Собственно, если и ошиблись мы, то ненамного. Так, по словам заместителя председателя татарстанской региональной организации всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фариды Забировой, застройщик никак не мог определиться — как использовать возводимый комплекс зданий: то ли административный центр построить, то ли развлекательный, а то и вообще фитнес. И вот теперь МФК «Ершовский» решил изменить функционал комплекса - на месте старинных особняков, по идее, должно появиться жилье.

Некоторую ясность в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» внесла главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева: «В исторических фасадах номеров «Булгар» по улицам Татарстан и Московская будут офисы и магазины, мемориальная комната Тукая. Выше — современная стеклянная надстройка (два жилых этажа). А внутри, во дворе, - жилой комплекс. Но в рабочем проектировании возможны изменения», - уточнила Прокофьева.

Как считают эксперты «БИЗНЕС Online», такое переформатирование, в какой-то степени, резонно. Директор ЦДН «Валери» Валерий Абсалямов отметил, что с точки зрения эффективности использовать строящиеся здание под жилье более выгодно, чем устраивать в нем торгово-развлекательное заведение: «В центре города живет не так много людей. К тому же огромным минусом такого развлекательного комплекса стало бы отсутствие собственной парковки. Правда, и для размещения жилья здесь есть недостатки, а именно - шум и оживленное движение. Думаю, татарстанская элита не согласится жить в таком шумном и неэкологичном месте. На него могут соблазниться разве что приезжие».

«НЕ БЫЛО НИКАКИХ ПРИЧИН ДЛЯ СНОСА»

Что касается историко-культурной ценности «восстанавливаемых» номеров «Булгар», то мы попросили высказаться о ней казанских архитекторов. Они также поделились соображениями, что именно было бы целесообразно впоследствии располагать в реально реставрируемых городских исторических зданиях.

Айвар Сатаров — заслуженный архитектор РТ:

- Это такой современный «подход», когда мы все разбираем, а потом якобы восстанавливаем. Реставрации нет и в помине. Впрочем, и в Москве так делают. Сейчас это у нас уже узаконенный способ «реставрации». Малым утешением можно назвать лишь то, что хоть что-то мы сохраняем, хотя бы образ какой-то.

Мировой опыт говорит, что отреставрированные памятники должны функционировать, ведь эксплуатация зданий — огромные деньги. Поэтому, чтобы памятники жили, их нижние этажи отдаются в аренду коммерческим структурам, но при этом обязательно сохраняются мемориальные зоны. Другого способа отстоять наследие сегодня нет.

Фарида Забирова — заместитель председателя татарстанской региональной организации всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

- Интересно, что на этом месте вообще могли быть только стекло и бетон, и это добрая воля архитектора, что восстанавливается хотя бы часть номеров «Булгар». Ведь историческое здание незадолго до сноса почему-то перестало быть интересным нашему минкульту как памятник, и оно было загадочными путями исключено из списка историко-архитектурного наследия.

Самое главное, надо было оставить маленькую комнатку, именно на третьем этаже по улице Татарстан, где жил Тукай. Вот это было важно. А теперь мемориальная комната теперь будет в совсем другом месте, не там, где он жил... Театральные актеры вспоминают, что когда они шли на спектакль, обязательно смотрели на эти окна на третьем этаже. Это была связь поколений.

Что касается использования восстановленных исторических зданий, то могу напомнить: до революции на первом этаже номеров «Булгар» были, в том числе, и магазины.

Сергей Саначин — главный архитектор проектов ОАО «Казагражданпроект», краевед:

- Вообще считаю преступлением, что номера «Булгар» (объект, представлявший архитектурную ценность и бывший очагом культуры татар начала ХХ века) снесли. Не было никаких причин для сноса! Можно говорить о восстановлении того, что разрушалось, находилось в ветхом состоянии, но здесь-то все было в целости и сохранности. Поэтому в данном случае восстанавливать только что снесенное — маразм. Я уже не говорю о том, что это противоречит международной хартии архитектурного наследия, в которой указывается на недопустимость оправдания сноса памятника его последующим восстановлением. И понятно, что снос номеров «Булгар» затевался не для восстановления, а для чего-то другого. В тот момент, когда здание сносили, уже было понятно, что оно не будет восстанавливаться. И никакие деятели культуры, татарской интеллигенции, театра, что напротив, не возражали. Значит, общество с этим согласилось.

А стеклянные «внутренности» будут и в гостинице «Казань», это само собой разумеется. Да, такое делается. В Москве, например, - Гостинный двор. Делают предметом охраны наружную часть, за которой не видно, что внутри все по-современному. Но у нынешних-то номеров «Булгар» и архитектурный облик другой. Наверняка сейчас наши чиновники напишут предметом охраны угловую башенку или ряд окон на первом этаже. Раньше на госохране стояло все здание, а сейчас задним числом напишут: мы охраняли не все здание, а только вот эти его элементы, мы их сейчас и восстановили. Такой финт ушами.

Тимур Латыпов
Арслан Минвалеев