MICROSOFT ВЛОЖИТСЯ В РОССИЙСКИЕ СТАРТАПЫ, ЮМАШЕВ-ДЕВЕЛОПЕР, ПРЕЗИДЕНТ АВТОВАЗА ПРИКУПИЛ В ТОЛЬЯТТИ ОСОБНЯК, И КОГДА НАЧНЕТСЯ ЗОЛОТОЙ ВЕК ГАЗА

Соглашения с мировыми автоконцернами о планах их российского производства могут перераспределить силы на авторынке – 2/3 его скоро будут принадлежать тем компаниям, которые подписали соглашения по новым условиям промсборки. А отрасль комплектующих со временем будут контролировать иностранцы. Об этом и других темах - в обзоре федеральных и республиканских СМИ, подготовленном газетой «БИЗНЕС Online».

БИЛЛ ГЕЙТС ПОМОЖЕТ РОССИЙСКИМ СТАРТАПАМ

Microsoft готова вложить около $10 млн. в развитие 100 стартапов в России за 10 лет - до 2021 года. Об этом сообщил президент Microsoft в России Николай Прянишников. "По опыту вложения в один стартап должны составлять от 50 до 500 тысяч долларов, в среднем это порядка 100 тысяч долларов", - пояснил свои расчеты глава "Microsoft-Россия". Напомним, что о планах вкладывать в российские инновации "десятки миллионов долларов в год", в том числе в стартапы, заявил исполнительный директор корпорации Стив Балмер, подписывая соглашение со "Сколково" 1 ноября 2010 года Тогда же Прянишников называл ориентиры для вложений в стартапы, но контуры 10-летнего срока и примерный размер вложений программа получила уже сейчас. Глава "Microsoft-Россия" называет данную программу социальной инициативой в виде вклада в развитие рынка, предпринимательства в РФ.

 ПРОМСБОРКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТ СИЛЫ НА АВТОРЫНКЕ

На прошлой неделе минэкономразвития РФ подписало четыре соглашения с мировыми автоконцернами о планах их российского производства. Речь идет о новом режиме промышленной сборки . «Счастливчиками» стали: Sollers-Ford, Volkswagen, GM и консорциум АвтоВАЗ-Renault-Nissan-ИжАвто-КАМАЗ-Мерседес-Бенц Тракс Восток. До 2015 года компании должны инвестировать в Россию свыше $5 млрд. Если компания в течение 8 лет хочет ввозить в Россию компоненты на льготных условиях, она будет обязана создать мощности по выпуску как минимум 300 000 автомобилей в год (с учетом уже существующих производств) и устанавливать не менее чем на 30% собираемых автомобилей двигатели российского производства. При этом инвестиции должны составлять уже не менее $500 млн, а уровень локализации — дойти до 60%.

И если планы консорциума АвтоВАЗ-Renault-Nissan-ИжАвто-КАМАЗ-Мерседес-Бенц Тракс Восток, намеревающегося выпускать более 1 млн автомобилей в год, выглядят вполне реальными, у остальных планы впритык: Sollers-Ford обещает 300 000, GM столько же, Volkswagen — 300 000-310 000. Поэтому, считают эксперты, эти цифры не окончательные, и, возможно, в дальнейшем автопроизводители договоряться об их уменьшении. Если все-таки 2 млн новых автомобилей окажется на рынке, цены не снизятся (авторынок далек от насыщения), зато на рынке стоит ждать перераспределения сил, в результате которого 2/3 его очень скоро будут принадлежать тем компаниям, которые подписали соглашения по новым условиям промсборки. Реальным представляется и вариант, при котором отрасль комплектующих со временем будут контролировать иностранцы, которые либо создадут СП с российскими поставщиками, либо выкупят производственную базу отечественных поставщиков.

ПОЧЕМУ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РФ НЕ ЭФФЕКТИВНА

Российская пенсионная система сверхубыточна, неэффективна и тормозит развитие всех секторов экономики. К таким выводам пришел Евсей Гурвич, - руководитель экономической экспертной группы, проведя сравнительное исследование результатов пенсионных реформ в странах СНГ и Восточной Европы (http://www.kommersant.ru/doc/1650605). По прогнозу ООН к 2050 году пенсионеров станет в два раза больше. Если будет действует распределительная система, когда нынешние работники платят за нынешних пенсионеров, работников платить в два раза больше заставить вряд ли удастся, считает эксперт. Не получится и изменить соотношение пенсий к заработной плате. Если же пытаться поддерживать баланс между количеством работников и пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию и наращивать прямые трансферты на пенсионные выплаты из бюджета, урезая другие статьи расходов, о модернизации можно забыть. Эффективнее всего поступили правительства Восточной Европы, которые довели нереалистичное повышение расходов на пенсионное обеспечение до мало-мальски приемлемого уровня. Ключевой компонент успеха — это нацеленность на решение долгосрочных проблем и отказ от популизма. В Чехии, Польше и Венгрии постепенно повысили пенсионный возраст и изменение порядка индексации пенсий.

ТАНЯ + ВАЛЯ = ДЕВЕЛОПЕРЫ

Экс-глава администрации и зять президента Ельцина Валентин Юмашев оказался девелопером. Половина башни Imperia Tower в «Москва-сити» и половина управляющего деловым центром ОАО «Сити» принадлежат кипрской Valtania. Название происходит от «Валя + Таня» — имен зятя и дочери первого президента России. Основным владельцем «Сити» считается Олег Дерипаска. В отчете «Сити» за первый квартал 2011 года говорится, что 83,92% компании находится в номинальном держании его банка «Союз». Дерипаска стал акционером «Сити» в 2007 году, купив у группы «Гута» 38% акций компании за $80 млн. Позднее он докупил еще около 46% «Сити» у структур Михаила Прохорова и Владимира Потанина – сделка оценивалась в $165 млн. Близкий к «Сити» источник говорит, что этот пакет приобрел Юмашев. Сейчас 49,58% — у Юмашева, а 34,34% — у Дерипаски. Дерипаска — зять Юмашева: он женат на его дочери Полине. Проект 60-этажного небоскреба Imperia Tower стартовал еще в 2004 году. В строительство башни вложено 15 млрд руб.

ПРЕЗИДЕНТ АВТОВАЗА КУПИЛ В ТОЛЬЯТТИ ОСОБНЯК

Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров продолжает демонстрировать, что останется в Тольятти надолго: он купил одну из самых дорогих резиденций города - жилой дом площадью 720 кв. метров на берегу Волги со стоянкой для яхт, маяком, пляжем, участком леса и озером стоимостью 90 - 120 млн.рублей . Возглавивший в 2009 году компанию Комаров жил сначала на принадлежащей ей базе отдыха «Фортуна» в отдельном коттедже, как и многие топ-менеджеры завода, приехавшие из других городов. Однако около года назад Комаров начал подыскивать новое жилье: у президента компании большая семья — жена и четверо детей, которые регулярно приезжают к нему в Тольятти, а предыдущее место жительства просто не позволяло комфортно всех размещать, оправдывают своего начальника в компании. К тому же, покупая свой дом, президент АвтоВАЗа демонстрирует, что он в компании надолго, считают в АвтоВАЗе. На покупку особняка Комаров взял кредит в банке. Глава компании состоятельный человек, он в 2002 - 2008 годах работал заместителем гендиректора Норникеля, а ранее был зампредом правления Сбербанка. В 2010 году согласно отчетности АвтоВАЗа 14 членов правления компании получили 111,5 млн руб. без учета вознаграждений и премий, или в среднем по 8 млн руб. на человека.

ПРОЩАЙ НЕФТЬ, ЗДРАВСТВУЙ ГАЗ

Следующие 25 лет станут золотым веком газа, считают эксперты международного энергетического агентства (МЭА). Мировой спрос на природный газ к 2035 году вырастет на 1,8 трлн куб. метров – до 5,1 трлн куб. метров, а доля газа в глобальном потреблении энергоносителей увеличится с 21 до 25%, говорится в опубликованном в понедельник докладе агентства. Нефть останется главным источником энергии в мире, однако к 2035 году ее доля снизится с 33 до 27%: из-за высоких цен нефтепродукты будут все меньше использоваться в промышленности и на транспорте. Спрос же на газ будет расти по мере увеличения производства электроэнергии; за счет уменьшения использования угля и — в меньшей степени — снижения доли атомной энергетики, считают эксперты агентства. 30% роста спроса на газ обеспечит Китай. В Индии спрос за 25 лет увеличится в 4 раза, на Ближнем Востоке — в два. Чтобы удовлетворить возросший спрос, производство должно вырасти на величину, эквивалентную трехлетней добыче в России.

ОТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН ОТКАЗАЛИСЬ

Согласно последним предложениям минпромторга РФ по поправкам в закон «О торговле» государство даст более детальное определение торговой сети и попытается установить нормативы по обеспеченности населения торговыми площадями. От тотального регулирования цен на продукты — от производителя до покупателя — решено отказаться. Ранее министерство предложило установить не только предельно допустимые розничные цены, но и ввести «регулирование цены на протяжении всей цепочки движения товара: производитель — переработчик — поставщик — розничная торговля», что встретило сопротивление со стороны ритейлеров, которые заявили, что тотальное регулирование цен приведет к дефициту и подорожанию продуктов.

ЗА ОБЕЩАНИЯ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ – ДЕНЕГ НЕТ

 Если власть выполнит все обещания, которые она раздала перед выборами, бюджет 2012 года удастся сбалансировать лишь при цене $147 за баррель. Какие именно расходы пойдут под нож, будет зависеть от политической ситуации в год выборов, считают эксперты. В год выборов президента РФ расходы федерального бюджета могут увеличиться всего на 2,3 трлн рублей – такова совокупная стоимость заявок на увеличение расходных обязательств, поступивших в Минфин к началу верстки бюджета на 2012–2014 годы. Больше всего денег требуется на выплаты военным. Проведение реформы денежного довольствия военнослужащих обойдется в сумму, превышающую 700 млрд рублей.

Однако денег на дополнительные расходы в бюджете не хватает. Пока минфин нашел лишь 954,2 млрд рублей из требуемых 2,3 трлн рублей. На 413 млрд рублей могут увеличить поступления ненефтегазовых доходов. Еще 419 млрд планируемых поступлений числятся как «условно утвержденные доходы», их можно перераспределить. Найти еще 500 млрд можно, если сократить бюджетные инвестиции, урезать субсидии юридическим лицам (равно как и «другие меры по поддержке экономики»), сократить оборонзаказ и численность сотрудников силовых ведомств (на 15% в течение трех лет), и увеличить нагрузку на газовую отрасль. Пока правительство приняло решение увеличить НДПИ для Газпрома вдвое. Но даже если все предложения минфина будут одобрены кабинетом, на выполнение дополнительных обязательств не хватит 854 млрд рублей. Эту сумма включает расходы на увеличение бюджетных инвестиций в размере 300 млрд рублей, дотации Чеченской Республике на 20 млрд и деньги на господдержку социально-ориентированных НКО.



БИЗНЕС Online