В российских регионах заинтересовались любопытным проектом, созданным молодой амбициозной IT-компанией из Татарстана. Проект называется «Почини свою улицу», и направлен он на создание прозрачности в системе ЖКХ. О бизнесе на стыке IT и ЖКХ в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал один из разработчиков проекта, совладелец компании «Эттон» Ефим Климов.
СЕРВИСЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ЖИЗНЬ
– Ефим, IT и ЖКХ, на первый взгляд, очень разные отрасли. Можно ли заработать на их сочетании? Существует ли такой рынок в РТ?
– Мое мнение, что этот рынок пока еще не сформирован. Должно прийти понимание к собственникам, к менеджменту, который управляет жилым фондом, того, что автоматизация в «коммуналке» просто необходима. Сложно принимать объективные решения, управляя жилым фондом, не владея полным анализом ситуации, картиной того, что у тебя происходит.
Так что эта ниша пока не заполнена. Хотя в принципе рынок программного обеспечения такого прикладного свойства динамично растет. И он еще будет развиваться, в ближайшее время это точно. И в первую очередь это связано с облачными вычислениями – они позволят сделать целый ряд новых сервисов, которые будут удобных для человека. Целая индустрия работает над тем, чтобы облегчить человеку жизнь. А в сфере IT возможности для этого безграничны.
Наша компания занимается разработкой программного обеспечения для сферы ЖКХ. Хотя не только ими. Сейчас работаем над несколькими проектами: это программы, касающиеся госсектора, и программы для хозяйствующих субъектов – управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. И третье направление – проекты для индивидуальных домохозяйств, которым уже сегодня требуется ряд технологий.
– Почему вы выбрали именно сферу ЖКХ, чем она для вас интересна?
– Работая в сфере ЖКХ и анализируя существующие проблемы, я пришел к выводу о том, что существующая система не соответствует современным требованиям, которые диктует в том числе и законодательство. Поясню: есть четкая задача правительства обеспечить прозрачность платежей населения. Для того, чтобы решить эту задачу. как того требует современная жизнь, необходимо внедрять новые электронные услуги. Когда человек, войдя с компьютера в интернет, может получить доступ к сервисам, которые могут облегчить ему жизнь. К примеру, получить возможность изучить технические характеристики дома, историю проведения работ, как были потрачены те деньги, которые я, как собственник домовладения, заплатил, и как ими распорядились.
– И к чему привели эти мысли?
– К созданию команды, затем компании. ООО «Эттон» было создано всего полтора года назад, а закончили мы с «детским творчеством» и перешли уже к более серьезной реализации продуктов буквально в конце прошлого года, когда получили право размещаться в IТ-парке. Нужно отдать должное: условия созданные для молодых стартапов позволяют для многих реализовать свои идеи в области IТ, нужно лишь немного усилия. К тому же, молодые резиденты IТ-парка не несут высоких затраты на аренду площадей и прочей инфраструктуры.
Один из наших продуктов - проект «Почини свою улицу». Это такой общественный портал, связанный с узким направлением, позволяющий оставить человеку заявку, с другой стороны он позволяет обслуживающим организациям взять эту заявку в работу. Мы сейчас работаем над второй версией этого общественного портала, система станет шире. После запуска мы увидели все тонкие места, убедились, где и что нужно совершенствовать. Говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает.
– В чем отличие второй версии от первой?
– Основной принцип сохранен, будет расширен функционал в части тематики жалоб, которые может оставлять собственник жилья. У нас ранее было четыре тематики: квартира, дороги, двор и дом. На нашем общественном портале любой пользователь может определиться с одним из видов проблемы и оставить заявку на ее решение. Суть портала в том, чтобы ретранслировать проблему напрямую исполнителю – управляющей компании или ТСЖ. Однако мы увидели, что очень много людей хотят оставлять и другие заявки. Допустим, несанкционированно установлен кисок, либо имеется незаконное подключение к сетям, организация незаконной автостоянки и так далее. В новом продукте расширяется линейка проблем, по которым можно обратиться.
– То есть, проект «Почини свою улицу» уже работает?
– Сейчас он функционирует в рабочем режиме в некоторых районах Казани. Но и в других городах проявляют определенный интерес к нашему порталу. Сама идея этого портала заключается в том, чтобы нас, как модераторов, кто непосредственно вмешивается в эту систему, было как можно меньше. То есть здесь предоставляется максимальная возможность налаживания взаимодействия жильцов и компаний – чтобы они сами могли связываться между собой на этой площадке. Вторая часть проекта станет еще ближе, совершеннее. Первая часть была очень удобной для населения, но для обслуживающих организаций немного сложна. Те специалисты, которые работают в отрасли ЖКХ, зачастую не совсем продвинутые пользователи Интернета. Так получилось, что мы изначально переоценили возможность пользователей, и поняли, что систему необходимо упрощать.
ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПРОЯВИТЬ ИНТЕРЕС
– Вы говорите, что «Почини свою улицу» помогает жителям решать проблемы ЖКХ напрямую с управляющими компаниями. Но где гарантия того, что, оставив описание проблемы, человек получит ее решение? Кто контролирует процесс обратной связи?
– Система показывает отчетность компаний о выполненных работах. Это отражается на рейтинге компании, что зарегистрирована в этой системе. К нам регулярно поступают письма – «просим вас поднять нам рейтинг» (смеется). Приходится объяснять, что вручную это сделать невозможно, рейтинг выводится автоматически по определенному алгоритму, формуле.
– Это единственный ваш проект?
– Нет, общественный портал – это только узкая часть нашей работы. Достаточно крупный проект, над которым мы работаем связан непосредственно с профессиональным управлением в системе ЖКХ – это очень сложный программный продукт, который включает в себя целый ряд подсистем. Первая и самая важная задача, которую мы сейчас решаем – это прозрачность в сфере ЖКХ. Мы всячески отвергаем те системы, которые позволяют вмешиваться в управление ЖКХ в ручном режиме, поскольку есть целый ряд процессов, которые могут быть и должны быть автоматизированы без участия человеческого фактора. Тут необходимо отметить, что в целом по России эта отрасль является непрозрачной. Мы с этим сталкиваемся постоянно. Но внедрение наших проектов на уровне крупного города невозможно без преодоления целого ряда административных барьеров.
– Есть ли заключенные договора на приобретение вашей системы?
– Мы сейчас ведем переговоры с несколькими городами-миллионниками РФ. Заключено предварительное соглашение о намерениях с одним украинским городом.
Я считаю, что есть определенные действия, которые должно сделать государство, хотя бы проявить заинтересованность. Но есть целый ряд вопросов, которые должны решаться непосредственно с собственниками жилья и бизнесом.
– В чем же смысл такого бизнеса?
– Если говорить о портале «Почини свою улицу» – то он не является бизнесом, или по-другому, не подвержен монетизации. Мы изначально хотели сделать общественный проект, который впоследствии можно монетизировать. Но в итоге поняли, что он так и должен остаться общественным, но те сервисы, что подлежат монетизации, будут выведены в отдельные проекты. Они будут касаться конкретно профессиональных участников рынка.
ВОЗМОЖНОСТИ IT БЕЗГРАНИЧНЫ
– Как вы считаете, чего не хватает татарстанскому рынку IT?
– Хотелось бы, чтобы больше информационных технологий в госсекторе отдавались на аутсорсинг. Мне бы хотелось, чтобы как можно больше инноваторов могли получать возможность участия в госзаказах.
Что касается рынка, то многое зависит от самих его участников. Вот представьте, ранее никто не знал, что бухгалтерию можно вести с помощью какого-то программного продукта. Теперь есть 1С. И никто не спрашивает – зачем он нужен, все знают, что 1С бухгалтерия – стандарт де-факто. Или айпад – устройство мобильное, о котором еще недавно никто ничего не знал, как он выглядит и зачем он нужен. Человеку показали, и в итоге сформировался целый рынок планшетных компьютеров. Мы тоже хотим, чтобы и наш продукт стал «стандарт де-факто» в части управления многоквартирным домом. Это вопрос коммуникации нас, как продавца программного продукта, и конечного пользователя.
«ПОЧИНИТЬ УЛИЦУ» С МОБИЛЬНИКА
– Мы говорили о проектах, которые уже на стадии внедрения. А что сейчас находится у вас в разработке, если это не секрет, конечно?
– Мы работаем над мобильным приложением для одного известного популярного коммуникатора. Предположим, вас не устраивают тротуары во дворе. С мобильного телефона вы входите в приложение, система определяет ваши координаты, вводите описание проблемы, фотографируете ее, и нажимаете «сообщить». И в этот момент ваша заявка попадает в систему. Если раньше мы говорили, что для того, чтобы в нее войти, необходим стационарный компьютер, то теперь это возможно сделать посредством мобильной связи.
– Любой телефон поддерживает это приложение?
– Мы работаем над основными распространенными платформами.
– Несколько личных вопросов: какое у вас образование, увлечения?
– Основное образование я получил в КФЭИ (тогда вуз так назывался). Вообще-то у меня семья – династия военных, и родные мечтали, что я пойду по стопам отца, деда и прадеда. Но – не получилось. К окончанию школы я уже понял, кем хочу стать. Параллельно с финансовым-экономическим я поступал в КИСИ, на факультет промышленного и гражданского строительства. С детства мне были близки технические науки: геометрия, физика, математика. Но литература мне тоже интересна. Стараюсь на отдыхе больше читать. Но свободного времени очень мало.
– Но вы же еще совсем молодой человек. А как же клубы, тусовки, развлечения?
– Интересы меняются, с работы возвращаешься домой, и все равно с какими-то мыслями – что еще сегодня сделать? Честно говоря, отойти от работы я могу, только если уезжаю не только из Казани, но и за пределы республики. По-другому не получается. За пять лет такого марафона я внутренне привык к этому. Очень люблю просто уехать в новый город, где еще не бывал, прогуляться, дать отдых мыслям. Я не большой любитель лежать на пляже, мне больше нравится отдыхать, путешествуя.
Елена Фадеева
Фото Сергея Елагина
Видео МаксимаТимофеева
Визитная карточка компании: ООО «Эттон» Год создания: 2009, Специализация: разработка программного обеспечения. Ведет разработку трех масштабных проектов по оптимизации и улучшению качества предоставляемых услуг ЖКХ: «ПроДом», «Регион», «Почини свою улицу». Штат компании – 10 человек. Проект «Почини свою улицу» – реализован в двух районах : в УК «Приволжского района, «Вахитовского района», УК «Уютный дом» Ново-Савиновского района. Основной владелец – Ефим Климов. Визитная карточка руководителя: Ефим Сергеевич КЛИМОВ Родился 14 августа 1983 года в Казани в семье кадрового военного. Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт. В 2009 году получил грант правительства РТ на повышение квалификации в Российской академии государственной службы при президенте РФ, годом ранее - в Академии государственного управления при президенте РТ. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.