ОСЕННИЙ РОСТ КРЕДИТНЫХ СТАВОК, БАНКРОТСТВО «ДИКОЙ ОРХИДЕИ» И «ЛОВУШКА НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ» ДЛЯ РОССИИ  

«Генеральная уборка» в МВД превращается в профанацию. Зачастую работники МВД, занимающие руководящие посты, почти все проходят аттестацию, а среди сотрудников не аттестуют процентов двадцать. Из 775 заместителей руководителей территориальных управлений министерства, которым впоследствии предстоит переаттестовывать своих подчиненных, аттестацию не прошли всего... шестеро. Об этом и других темах - в обзоре федеральных и республиканских СМИ, подготовленном газетой «БИЗНЕС Online». 

ЦЕНЫ НА ГОСЗАКУПКАХ ПОЧТИ НЕ ПАДАЮТ 

В каком из одиннадцати экономических районов России государственные закупки проводятся честнее,  выяснили в Высшей школе экономики. Для этого там подсчитали не только количество участников в двух формах закупки (запрос котировок и открытый аукцион), но и посмотрели, насколько по итогам закупки снизились цены. Ведь участников может быть много, но они могли находиться в сговоре и понизить цену лишь незначительно. В ВШЭ обработали информацию по закупкам нефтепродуктов для муниципальных нужд в 2008–2009 годах в 83 субъектах РФ. В 6 из 11 районов на открытые аукционы заявился только один участник, а значит, аукцион признавался несостоявшимся и контракт заключался по максимальной цене, установленной заказчиком до начала торгов. Снижение цены составляло 0%. Но если претенденты на госзаказ вступали в сговор, то наличие большого числа претендентов не вело к снижению цены. Например, в Центрально-Черноземном районе в среднем в каждом открытом аукционе участвовало по две фирмы, а цена в среднем снижалась лишь на 0,5%, хотя в Северном районе в аналогичных торгах участвовало в среднем по 1,67 компаний, а цена падала на 8,67%. В среднем по России госзакупки осуществлялись со снижением цены от первоначального значения на 3,31%. В Поволжском районе, куда входит Татарстан, по запросу котировок цена снижилась всего на 2,75% при среднем числе участников заказа – 1,81. На открытых аукционах цена и вовсе не снижалась, и в среднем на аукционах участвовал всего одна компания. 

КРЕДИТНЫЕ СТАВКИ ВЫРАСТУТ ОСЕНЬЮ 

Ставки по кредитам в России осенью начнут расти, прогнозирует президент Сбербанка Герман Греф. Для такого прогноза у топ-менеджера есть все основания. На Сбербанк приходится треть рынка кредитования. Доля банка в корпоративном кредитовании составляет 34% (портфель на 1 мая — 4,87 трлн руб.), в розничном — 37% (1,37 трлн руб.) Как только он поднимет ставки, это же сделают и все остальные банки. Эксперты считают, что банк «двигает рынком», поэтому остальные банки сейчас «держат низкие ставки под ценовым давлением Сбербанка». За последние полгода конкуренция привела к тому, что ставки по кредитам опустились ниже докризисных. Сам Сбербанк сейчас, по расчетам специалистов, работает «на грани безубыточности». 

БАНКРОТСТВО «ДИКОЙ ОРХИДЕИ» 

Владельцы крупнейшего российского продавца и производителя нижнего белья — группы «Дикая орхидея» - пытаются удержать на плаву бизнес, долги которого превышают годовую выручку. Группа ликвидирует одну из своих компаний, на балансе которой находится заложенное в обеспечение по кредитам имущество. В 2006 году компания ЗАО «Дикая Орхидея» выпустила облигации на 1 млрд рублей, но в 2009 году допустило по ним дефолт. Осенью 2009 года ООО «Дикая Орхидея» выпустила облигации на 1 млрд рублей для обмена дефолтных облигаций. В апреле обе компании «Дикая орхидея» обратилась в суды с заявлением о банкротстве. Во второй половине 2008 года банки почти прекратили кредитовать реальный сектор, из-за чего «Дикая орхидея» столкнулась с финансовыми трудностями и не смогла рефинансировать банковские долги. Сейчас консолидированный долг группы — около 3,7 млрд рублей.

ФИКЦИЯ ИЛИ ПЕРЕАТТЕСТАЦИЯ? 

«Генеральная уборка» в МВД грозит превратиться в профанацию. На днях началась аттестация заместителей руководителей территориальных управлений министерства, которым впоследствии предстоит переаттестовывать своих подчиненных. Выяснилось, однако, что комиссия МВД из 775 просмотренных кандидатов забраковала только шестерых. Таким образом, если на уровне администрации президента были отсеяны около 20% аттестуемых сотрудников (по состоянию на 1 июня в комиссии при президенте прошли аттестацию 295 человек из 360), то на уровне МВД — менее 1%. И хотя представители аттестационных комиссий считают, что «малое количество не прошедших аттестацию свидетельствует лишь о том, что на этапе подготовки уже произошел серьезный отбор, вследствие чего многие кандидаты отсеялись на предварительном этапе. В профсоюзе милиционеров  заявили, что «это всё - фикция, а не переаттестация» и в пример привели факт: руководители почти все проходят ее, а среди сотрудников не аттестуют процентов двадцать. В то, что верхушка МВД — это кристально честные сотрудники, тогда как внизу собрались жулики и проходимцы, эксперты не верят. 

ДОРОГАЯ РАБСИЛА И ПЛОХОЙ КЛИМАТ 

В последнее время эксперты обращают внимание на «ловушку конкурентоспособности» как одну из ключевых проблем развития России. Суть ее состоит в том, что для страны характерно сочетание плохой институциональной среды (предпринимательского климата) и дорогой рабочей силы, считает ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау. В этом корень низкой привлекательности экономики для инвестиций. Можно иметь дорогой труд и хорошие институты, как в Западной Европе и Северной Америке, — и капитал придет туда как в безопасное место. Можно иметь плохие институты и дешевый труд, как в большинстве развивающихся стран, и капитал придет туда в расчете на высокую норму прибыли. Инвесторы готовы мириться с одной проблемой, компенсируя ее другими благоприятными факторами, но не суммировать институциональные провалы с завышенными издержками. Тревогу вызывает не то, что страна не найдет свою конкурентную нишу. Но сама эта ниша может быть обретена не путем улучшения институтов, а путем удешевления труда до уровня, приемлемого для складывающейся институциональной среды. Этому способствует миграция из слаборазвитых стран, когда мигрант занимает ниши на рынке труда, непривлекательные для россиян. Во-вторых, деградация собственного человеческого капитала: ослабление реального (политического и финансового) спроса на улучшение качества человеческого капитала внутри страны. 

БИЗНЕС Online