ПРИЧИНА МИРОВОГО КРИЗИСА – НЕФТЯНОЙ БУМ 

СССР обладал относительно эффективной экономикой, и существовал бы до сих пор, если бы не пиковое производство нефти в 1988 году. Справиться с ним не помогли не передовые разработки, не инвестиции, не знание о том, что оно надвигается. Подобное же случалась с США в 1973 году, и  может грозить катастрофой мировой экономике в скором времени, утверждает в своей статье Дуглас Рейнолдс - профессор экономики  энергии университета Аляски. 

ЗАБЛУЖДЕНИЕ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ 

Главной причиной упадка СССР стали не неэффективность экономики и советская реакция на наращивание военной мощи администрацией Рейгана в начале 80-х, а падение производства нефти, вызванное пиковым производством нефти, считает Дуглас Рейнолдс - профессор экономики энергии университета Аляски. Это, во-первых, пример того, как современная экономика сталкивается с пиковым производством нефти, и во-вторых, определенные уроки, которые мы можем из этого извлечь. Великие лауреаты Нобелевской премии по экономике, такие как Хайек, Солоу, Фридман и Самуэльсон, превозносят достоинства рынков при организации экономики, но их теории о том, как здорово рынки организуют экономики, резко контрастируют с плановой экономикой СССР. Советский Союз, даже обладая плановой коммунистической экономикой, смог стать сверхдержавой с военной мощью, устрашавшей Запад. Вы не можете обладать значительной военной мощью и быть мировой сверхдержавой без сильной и живой экономики. Вопреки всем неоклассическим экономическим доктринам, СССР ею обладал. Экономика Союза каждый год производила более 2 миллионов автомобилей, более 100 миллионов тонн стали, сотни передовых реактивных истребителей МиГ. 

Тем не менее, мы знаем, что свободные рынки действительно работают, и СССР на самом деле использовал рынки: управляющие советских предприятий были вовлечены в торговлю и внутренние политические рынки, чтобы получить для производства редкие ресурсы; люди выращивали фрукты и овощи на дачах и продавали их на фермерских рынках; рабочие поощрялись бонусами, чтобы они лучше работали; наконец, власти допускали существование определенных черных рынков, чтобы сгладить неэффективности плановой советской экономики. Однако большинство экономистов упускают из виду важнейшую роль энергии и её вклад в экономический рост. Американская и западная экономики росли не только благодаря технологии, но и благодаря использованию большого количества энергии высокого качества. Сходным образом и СССР рос благодаря её использованию. Если мы признаем, что он имел могущественную экономику – а он имел, – и признаем, что его экономика была основана на том же изобилии энергии, от которого зависели и США, то есть нефти, тогда причина упадка ясна – нефтяной пик. 

РЕЙГАН НЕ УБИВАЛ СССР 

По данным The Economist за 2010 год, в мире растет стоимость добычи энергии, поскольку требуется все больше энергии для того, чтобы добывать новую энергию. То есть, падает уровень EROI (возврат инвестиций в энергию). Более того, затраты на производство энергии влияют на экономику. Падающий EROI, в свою очередь, позволяет объяснить пик производства нефти: вы не можете больше найти энергии с высоким уровнем возврата инвестиций, то есть большие месторождения сырой нефти, вместо этого вы находите нефть с низким уровнем возврата инвестиций, к примеру – в маленьких месторождениях. Другими словами, прохождение пика производства нефти вызовет экономический упадок. 

В 2009 году The Economist утверждал, что упадок Советского Союза был вызван спадом совокупной производительности факторов производства (TFP). Однако в действительности TFP всегда росла, даже в случаях, когда падал темп роста. Другая возможная гипотеза падения Союза гласит, что администрация Рейгана увеличила военные расходы и поддержку  Польши и Афганистана, что также могло вызвать развал СССР. Но экономисты опровергли эту гипотезу, и, кроме того, в ней нет смысла. Рейган стал президентом уже после того, как была принят план XI пятилетки (1981). Будь даже Советы неэффективны, им потребовалось бы время на то, чтобы отреагировать. Однако в планах XII пятилетки нет никаких свидетельств резкого увеличения расходов на оборону. А спад начался уже в 1988 году, когда в Восточной Европе начались первые проблемы..  

НЕФТЯНЫЕ ГОНКИ ДЕРЖАВ

Чтобы оценить падение, необходимо применить другой подход – рассмотреть СССР как энергетическую систему. Очевидно, в СССР применялись такие же высококачественные источники энергии, как в США и в остальном мире, там не только действовали некоторые принципы свободного рынка, но и использовались такие же энергетические системы.

Нефть, добываемая в крупных нефтяных месторождениях при стандартных условиях, имеет наибольшее значение EROI среди всех источников энергии. Это объясняет, как СССР достиг таких высот – его экономика была основана на добыче большого количества недорогой нефти. Нефть сглаживала неэффективность СССР. Однако когда объемы производства нефти упали, СССР рухнул из-за того, что больше не было дешевого высококачественного источника энергии. Из-за той же нефти экономика США быстро развивалась в начале XX века, а затем медленно после 1973, года первого нефтяного шока. Обе экономики быстро добывали нефть, причем так называемый «неэффективный» СССР умудрился разрабатывать свои месторождения даже быстрее, чем так называемые «эффективные» США – на первых порах ежегодные темпы прироста нефтедобычи составляли 10% в СССР и только 7% в США. И США, и СССР столкнулись с пиками нефтепроизводства – США в 1970 году, СССР в 1988 году. Следовательно, опыт США показывает, что какой бы сложной или эффективной ни была экономика, рано или поздно вы столкнетесь с пиком нефтепроизводства, а вызванный дефицитом нефти нефтяной шок может оказать неблагоприятное воздействие на вашу экономику. 

Закрытость экономической системы СССР и Восточной Европы не способствовала широкому развитию торговых отношений с Западом, поэтому система полностью зависела от своего собственного производства нефти. Снижение объемов нефтедобычи привело к ухудшению экономической ситуации в стране. Сначала дефицит спровоцировал снижение уровня производства нефти, а затем снижение нефтедобычи вызвало крах советской системы. Если вы проанализируете новости перед распадом СССР, вы увидите, что сначала, в 1988 году (год нефтяного пика в СССР), экономический кризис наступил в Восточной Европе, затем в 1990 году – в России и остальных странах. Что интересно, столкнувшись с нефтяным пиком в 1988 году, СССР потребовал от стран Совета экономической взаимопомощи оплачивать поставки российской нефти в твердой валюте по западным ценам. Но в странах Восточной Европы не было такой валюты, поэтому им пришлось сократить потребление нефти. Без нефти (почти бесплатной) современная экономика функционировать не может, как бы эффективна она ни была, не говоря уж о экономике коммунизма. Очевидно, что 1988 год стал исходной точкой развала СССР, если учитывать его региональное влияние в Восточной Европе. Производство нефти в СССР и постсоветском пространстве упало с 12 млн баррелей в день до 7 млн баррелей в день, то есть на 40%. 

ЕСЛИ БЫ У СССР БЫЛО БОЛЬШЕ НЕФТИ – ОН БЫЛ БЫ ЖИВ 

Главной причиной подъема нефтепроизводства на постсоветском пространстве стало изменение соотношения цены энергии и труда, изменение в правах на собственность и изменение глобальной структуры рынка, стоящей за этой технологией. Во времена СССР нефтедобывающие предприятия применяли существующие на тот момент простые технологии первичной и вторичной разработки нефтяных месторождений. Предприятия зависели от технологий СССР, подводящих трубопроводов и, кроме всего прочего, от распоряжений правительства СССР. Хотя в развитие системы и вкладывались большие средства, в существовавших условиях не было стимулов к улучшению используемых технологий и серьезным инвестициям в новую технику, так как была установлена слишком низкая цена. Нефтедобывающие предприятия СССР не могли планировать добычу на перспективу. Лучше быстро добыть сейчас, разрушив месторождение и разлив нефть, чем добывать медленнее, но зато максимально увеличить объем. Снижение добычи произошло из-за нехватки нефти, а отсутствие эффективных технологий помешало решить проблему. В конце концов, если бы у СССР было в 10 раз больше нефти, чем в Западной Сибири, не было бы нефтяного пика – потому что было бы доступно больше дешевой нефти.

После развала Союза, когда права собственности и цена нефти по отношению к прочим экономическим ресурсам изменились, массовое внедрение новых технологий для возобновления добычи в разрушенных месторождениях упростилось, как и управление темпами добычи. Однако в закрытой системе, которую невозможно изменить, нефть стала дефицитом в пределах самой системы. Инвестиции СССР в нефтяную отрасль росли. Поскольку мир – это закрытая система с определенным уровнем технологии, он так же может столкнуться с нефтяным пиком и его экономическими последствиями. Многие исследователи полагают, что мировой нефтяной пик – кратковременное явление и нефтедобыча, как и в СССР, в скором времени опять увеличится, например, благодаря возобновлению добычи в Ираке. Однако более тщательное сравнение СССР и мировой ситуации показывает, что мировая добыча нефти не поднимется так же быстро, как в СССР. Во-первых, после 1996 года и особенно после финансового кризиса 1998 года страны бывшего СССР пережили огромный технологический подъем. Во-вторых, изменения затронули всю территорию СССР, а не только небольшие области. Наконец, большая часть нефтяных резервов СССР перешла из госсобственности в частную.

МИР ЖДУТ СТАГФЛЯЦИЯ И РЕВОЛЮЦИИ

В отличие от СССР у всех нефтедобывающих стран мира есть самые последние технологии в области нефтепроизводства и доступ к любым инновациям. Поэтому технологической революции в мире быть не может. К тому же в мире уже сформированы относительно свободные рынки. Эти свободные рынки позволяют капиталу и труду достаточно легко и быстро перемещаться в регионы, где они необходимы, поэтому увеличение добычи за счет создания свободных рынков невозможно – они уже существуют. Наконец, что касается прав на собственность, большинство нефтедобывающих стран не собираются передавать месторождения с крупными запасами нефти в частную собственность, как это сделал СССР. Таким образом, чтобы добиться в мировых масштабах такого же значительного, как в СССР, увеличения объемов добываемой нефти, необходимы изменения не в рамках одного маленького производителя типа Ирака, а мировая революция в технологиях, институтах и рынках. А этого не будет. 

Многие не берут в расчет тот факт, что в СССР знали о нефтяном пике, так как там были весьма образованные работники, в том числе ведущие ученые-математики, физики и геологи. В СССР активно старались найти решение проблемы нефтяного пика с помощью новых энергетических технологий. Еще до спада добычи нефти в СССР велись исследования альтернативных источников энергии, таких как солнечная энергия, энергия сланца и атомная энергия. Ведущие ученые, безусловно, предупреждали руководство СССР о проблеме нефтяного пика, после чего последовало поразительное увеличение исследований в области энергетики и инвестирование в нефтяную отрасль СССР. Это не предвещает нам ничего хорошего, так как хотя мы тоже проводили множество исследований альтернативных источников энергии и повышали инвестиции в нефтедобычу, но пример СССР и наши собственные инвестиции в энергетику в 1970-х годах показывают, что альтернативная энергия не спасает от нефтяного кризиса.

Мы можем ожидать большую стагфляцию, когда одновременно происходят спад в экономике и гиперинфляция. Мы можем ожидать высокий уровень безработицы и мировой экономический кризис. Правительства останутся без денег и не смогут оплачивать расходы на здравоохранение, пенсии, охрану окружающей среды, тюрьмы, образование или оборону. Инфраструктура развалится. Наконец, как и в бывшем СССР, мы можем столкнуться с протестами, политическими беспорядками и революцией. 

«Business Insider» (перевод Slon.ru)