Вот уже больше 20 лет в Казани известна семья стоматологов Бургановых. В 1988 году супруги-стоматологи Риф и Гаухаринас занялись частной практикой. Сегодня они владельцы одной из самых успешных стоматологических клиник в Казани.

Подав заявку на участие в городском конкурсе "Семейный бизнес", Бургановы не считают, что главное – получить награды. У них другая цель – показать насколько сильным может быть бизнес, когда он находится в руках одной семьи.

О преимуществах, которые дает бизнесу семья, корреспонденту интернет-газеты "Бизнес Онлайн" рассказала директор клиники "РифЭль" Эльвира Бурганова.

Визитная карточка стоматологической клиники "РифЭль":

Сфера деятельности: стоматология

Год основания: 2000

Штат: 25 человек

Объем оказываемых услуг: 60 человек в день, 1150 в месяц.

ОТ УБЫТОЧНОГО К СВЕРХВОСТРЕБОВАННОМУ

- Стоматология – это призвание всех членов семьи Бургановых?

- Нет. Моя сестра, например, выбрала другую профессию. Да и я после окончания школы сомневалась, что буду стоматологом. Точно знала, что пойду в медицину, а вот куда именно не знала. Я с 13 лет видела, как трудятся родители, видела, как у мамы в результате специфики работы развиваются профессиональные болезни. Об этом предупреждали и родители.. Но при подаче заявления в вуз я сделала свой выбор и сейчас об этом нисколько не жалею. Каждая профессия имеет свои минусы и плюсы.

- В связи с чем было принято решение заняться собственным бизнесом?

- Еще в 1988 году родители открыли малое предприятие "Дента". Именно в эти годы в России происходило зарождение бизнеса как такового. Родители ездили по деревням, снимали помещение, папа протезировал, мама лечила, а я была санитаркой, подавала инструменты. Для них это была возможность заработка во время отпуска, а для меня - летняя практика. Когда они увидели, что я пошла по их стопам и профессия приобретает династический характер, мы начали задумываться о собственной клинике. Реально бизнес появился в 2000 году, когда я уже работала в государственной стоматологической поликлинике.

- Открыть собственную клинику   - дело затратное. Что позволило реализовать задуманное?

- На момент открытия клиники, папа накопил достаточную сумму, занимаясь электромонтажом. В 2000 году я закончила ТИСБИ и моей дипломной работой стала разработка бизнес-плана под клинику "РифЭль". Я очень хотела, чтобы проект стал реальным, а не абстрактным. Тем не менее, первые пять лет клиника не приносила никакой прибыли и даже была убыточна. Материалы уходили, кресла надо было менять, нужна была реклама. Все делалось с огромным трудом, начиная от ремонта и заканчивая оформлением документации. Но самым сложным оказалось первое лицензирование. Это сейчас мы знаем требования комиссии, а тогда пришлось тяжело.

Только через пять лет нам удалось добиться уравнивания сумм затрат и доходов. Сегодня ситуация такова, что запись к некоторым докторам у нас идет за месяц – два. Клиника уже мала, чтобы обслужить всех желающих. Да и внедрение новых технологий, таких как радиовизиограф, ортопонтомограмма, требует больших площадей.

- Планируете расширяться?

- Сейчас у нас идет строительство нового двухэтажного здания клиники на улице Зур урам. Уже к новому году мы туда переедем, где будем развивать новые направления: внедрим систему "Нобель" по установке имплантантов, оборудуем детский кабинет. А здесь сделаем ремонт и продолжим прием.

- Как за восемь лет существования клиники   изменились тенденции в отрасли?

- Сейчас в частные клиники ходит намного больше людей, чем в 2000 году. Соотношение государственного и частного сектора кардинально изменилось. С чем это связано? Люди просто стали ценить свое здоровье, да и не хотят больше стоять в очередях. Конечно, зачастую в частных и государственных клиниках работают одни и те же врачи, но в государственных нет такой оснащенности, а закупаемые материалы "летят" через один - два месяца. Думаю, что уже в ближайшее время бесплатной стоматологии не будет вообще.

- Сегодня стоматология – прибыльный бизнес. Частные клиники встретишь буквально на каждом шагу. Как удается выдерживать натиск конкурентов?

- Когда мы начинали работать, конкуренции практически не было. А сейчас, действительно, много частных клиник. Но в тоже время мы не можем сказать, чтобы нам кто-то мешал. И то только лишь потому, что находится недалеко от нас. Остальные клиники, даже расположенные рядом, нам не конкуренты.

Дело в том, что сейчас люди идут не столько в конкретную клинику, сколько к определенному доктору. Основная масса посетителей и ходит к нему из года в год. А у нас проблем с набором хороших докторов не было. Стоматологи, терапевты, ортопеды, хирурги, парадонтологи, детские терапевты. Мы предоставляем весь спектр услуг.

- Ваш клиент – это человек среднего и чуть выше среднего достатка. В связи с этим цены существенно отличаются от остальных клиник?

- Цены у нас средние. Не выше и не ниже чем у других. Мы стараемся не завышать их, но и работать себе в убыток не можем. Сейчас "РифЭль" входит в тройку лучших стоматологических клиник Казани. Нам нельзя понижать качество, в перспективе - работа на самом высоком уровне.

ЗА СЕМЕЙНЫМ УЖИНОМ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА ОБСУЖДАЮТСЯ ЛЕГЧЕ

 - Какие из преимуществ семейного бизнеса для вас особенно привлекательны?

- Самое приятное в том, что не надо устраивать ежедневные планерки – их заменяет семейный ужин. Когда мы вечером садимся за стол, то автоматически начинаем обсуждать методы лечения, задачи клиники. Все окончательные решения мы принимаем дома, в семейном кругу. Ведь в домашних условиях даже самые сложные проблемы обсуждается легче. Кроме того, в семейном бизнесе все взаимозаменяемы. У нас в семье два мотора - папа и я. Мама – серый кардинал – всегда повернет туда, куда нужно.

Единственное, чего я не одобряю в семейном бизнесе – это включение в дело дальних родственников. В такой ситуации получается, что вверх продвигается тот, кто находится в родстве, а не тот, кто лучше работает.

- А собственных детей в качестве наследников стоматологического бизнеса не рассматриваете?

- Знаете, меня никто специально в стоматологию не направлял, не готовил. Напротив, создавались такие условия, в которых мне было очень тяжело. Когда я помогала родителям, то должна была работать лучше всех и больше всех. Отвечать самым высоким требованиям, не нарушать даже самых незначительных рекомендаций. Я тоже не буду намеренно отправлять детей в стоматологию. Я, конечно, предполагаю, что дочка продолжит наш бизнес, поскольку она очень внимательная, усидчивая, любознательная, но заставлять ее заниматься нашим делом не буду.

Правда, семья – это основное преимущество бизнеса, это поддержка, это одна команда, где один за всех и все за одного. У нас одинаковый подход к жизни и все на одной волне. В моей жизни именно семья стоит на первом месте. Я все сделаю для родных. Такое отношение в нас с сестрой родители заложили с детства. Я хочу, чтобы моим детям оно передалось тоже.

Елена Шапиро