ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ ПРОТИВ МЕДВЕДЕВА, НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК НА 2 МЛРД. РУБЛЕЙ И КОНФЛИКТ МЕЖДУ ФЕРМЕРАМИ И ТАТНЕФТЬЮ 

Владимир Путин сделал для себя открытие: стоимость строительства дорог в России берется с потолка. При этом он призвал отказаться от психологии «временщиков»: по его мнению, прокладывать дорогу и полностью отвечать за ее содержание должен один подрядчик, считает премьер, и подрядчики будут вынуждены «строить добротно, чтобы потом не ремонтировать». Об этом и других темах - в обзоре федеральных и республиканских СМИ, подготовленном газетой «БИЗНЕС Online». 

ПАРАЛИЧ ПРЕЗИДЕНТА 

Представители творческо-либеральной общественности вчера на сайте «Эхо Москвы» опубликовали заявление «по поводу ухудшающейся ситуации в сфере выборов. Среди подписавших заявление Людмила Алексеева, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Владимир Войнович, Юрий Норштейн, Эльдар Рязанов, Георгий Сатаров, Наталья Фатеева и известный (времен Ельцина) экономист Евгений Ясин. В письме деятели культуры отмечают, что у них «вызывает серьезную тревогу ухудшающееся уже не первый год положение дел в сфере выборов, характеризуемое отсутствием реальной политической конкуренции, безудержными манипуляциями и фальсификациями в пользу представляющих власть кандидатов, произволом судебных и регистрирующих органов в отношении их оппонентов». Все это, считают они, позволяет констатировать практически полное уничтожение в нашей стране института демократических выборов как такового. 

«И паралич президентства Д. Медведева, и недееспособность парламента, который давно не является местом для содержательных дискуссий, и беспомощность региональных и муниципальных властей, все чаще требующая федерального вмешательства, – все это яркие свидетельства нарастающего в России политического кризиса, кризиса порочной идеологии «вертикали власти». Авторы письма также считают, что «никакие финансовые накачки и подачки не способны преодолеть отчуждение граждан от власти, утратившей ориентацию в пространстве и не способной решать насущные проблемы, которые волнуют активную часть российского общества». Главным требованием стало «снятие де-факто действующего антиконституционного запрета на регистрацию новых политических партий и обеспечение доступа к выборам всех политических сил».

Власти, впрочем, по-видимому, отказываются как-то реагировать на письмо. Вчера же СМИ распространили сообщение о том, что Кремль отказался комментировать собственный «паралич». В частности, о том, что Дмитрий Медведев не собирается комментировать письмо российских правозащитников и деятелей культуры, в котором констатируется "паралич президентства" и "недееспособность парламента", сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. Право высказывать свое мнение есть у каждого гражданина России, согласилась она, но и президент, по ее словам, имеет право на подобные обращения не реагировать. 

ВЫСОКИЕ ЗАРПЛАТЫ И КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ 

Более 2 млрд. рублей при госзакупках были потрачены с нарушениями, сообщила Счетная палата по итогам проверки закупок с ноября 2010-го по март 2011 года. Аудиторы ссылаются на пробелы в законе, снижение конкурентоспособности среды и нецелевое расходование средств на автомобили представительского класса. Основной объем нарушений обнаружен при госзакупках в оборонзаказе. Согласно отчету палаты «О результатах проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» в рамках проведенной проверки за период с ноября 2010-го по март 2011 года нарушения в первую очередь касаются завышения цены контракта ( 251,7 млн. рублей), неполученных товаров по оплаченным контрактам (1,5 млн. рублей), неэффективных расходов — 991,6 млн. рублей). Всего же в этом секторе ежегодно заключается более 10 млн. контрактов на общую сумму 5 трлн. рублей. При этом экономический эффект от «очищения порочных госзакупок» мог бы превысить 1 трлн. рублей. 

Отдельное внимание ревизоры уделили работе Рособоронпоставки. В частности, отмечается, что функции госзаказчика по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения возложены на организацию указом президента. Однако функции эти за последний год не осуществлялись. А в 2008 - 2009 годах из выделенных из федерального бюджета Рособоронпоставке 190,8 млн. рублей использовано было только 13,1 млн. рублей. Зато в компании не забывают увеличивать среднюю зарплату своих сотрудников: в прошлом году она составила 134 964 рубля, что превышает среднюю зарплату в федеральных госорганах в два раза. 

Счетная палата обратила внимание и на закупки автомобилей госведомствами. Как оказалось, федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют типы и стоимость приобретаемых авто. В результате средняя стоимость одного автомобиля у одного заказчика по сравнению с ценой у другого отличалась иногда больше чем в два раза. Например, в 2010 году ФСКН России закупала автомобили по цене 475,5 тыс. рублей за одну машину, а генпрокуратура РФ — по 806,1 тыс. рублей. Кроме того, аудиторы отмечают тенденцию к «необоснованному увеличению стоимости автомобилей» за счет дополнительных опций вроде многозонного климат-контроля, кожаной оплетки руля, кожаной отделки салона, хромированной отделки кузова. 

ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНЩИКОВ 

Владимир Путин вчера обнаружил, что стоимость километра дороги в России «берется с потолка». Из других открытий премьер-министра: землеотводы – поле для коррупции, а у подрядчиков психология временщиков. Путин признал на вчерашнем совещании в Твери, что состояние российской инфраструктуры уже стало притчей во языцех, тогда как плохие дороги – ограничитель экономического роста. При этом, что странно, финансирование этой структуры довольно неплохое: «С 2002 по 2010 год ни много ни мало 2,7 трлн. рублей потратили, – удивился Путин. – В нынешнем году еще 700 млн. рублей потратим – это плюс 40 процентам к 2010 году». По его словам, необходимо жестко контролировать расходы.

При этом России только в рамках федеральных проектов до 2020 года придется построить 18 тыс. км. дорог, которые, как пообещал премьер, «будут другого класса, с современными развязками». Путин призвал сделать все, «чтобы цены за 1 км. дороги не брались с потолка, а качество приближалось к лучшим мировым стандартам, выбирая подрядчиков, мы должны ориентироваться не только на цены, но и на их репутацию на рынке, на технологии». Одним из методов борьбы, по мысли премьера, должен стать и «отказ от психологии временщиков»: прокладывать дорогу и полностью отвечать за ее содержание должен один подрядчик, в таком случае, считает премьер, и подрядчики будут вынуждены «строить добротно, чтобы потом не ремонтировать». 

НЕФТЬ ВМЕСТО ПШЕНИЦЫ 

В Татарстане возник конфликт между фермерами и нефтяными компаниями . Фермеры собираются взыскать компенсации с Татнефти и РИТЭК, ведущих на их пашнях нефтедобычу. Нефтяники уверяют, что объекты находятся на землях «на законных основаниях» и ссылаются на постановления правительства РТ. В частности, агрофирма «Тимерхан» и крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) Хайруллиной (обоими владеют супруги Фарид и Альфия Хайруллины) из Тукаевского района РТ подали иски в арбитраж к ведущим в этом районе нефтедобычу компаниям «Татнефть» и РИТЭК. По их словам, предприятия в 2007 году приобрели «брошенные» земли разорившегося хозяйства. Но позднее выяснилось, что их «опутывают» подземные и надземные объекты нефтедобычи. При этом, утверждают фермеры, на момент покупки земель никаких объектов нефтедобычи там согласно документам не было.

В Татнефти в свою очередь отмечают, что подземные магистральные водоводы были построены еще в 1960-х годах прошлого века, а право собственности оформлено в 2006 году. Позднее же были утверждены границы охранных зон водоводов. Компания также ссылается на изданное в 2007 году постановление кабмина, согласно которому «земельные участки, входящие в охранные зоны, у землепользователей не изымаются и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ». 

ВСЕМИРНЫЙ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР – В КАЗАНИ 

Единственного в Казани крупного выставочного оператора ОАО «Казанская ярмарка» может ждать переезд. В мае президент РТ Рустам Минниханов рассмотрел и одобрил проекты по строительству новых торгово-выставочных комплексов за пределами города . Участники рынка полагают, что один из них и будет работать под брэндом «Казанская ярмарка». Один проект, «Новая Тура» площадью 75 га, который собирается строить московский девелопер AFI Development, расположится близ одноименного поселка в пригороде Казани. Он предполагает создание торговых и выставочных площадей, складских помещений, парка развлечений с кафе и ресторанами, а также площадок для спортивных соревнований и деловых переговоров. Второй проект, также пока зависящий от инвесторов, это выставочно-торговый центр (Convention&Exhibition Centre). Центр, который спроктируют на основе World trade Centre (WTC), работающих во многих странах мира, может расположиться на 65 га в районе международного аэропорта «Казань». Переговоры о финансировании проекта президент РТ уже провел с компанией Dubai Pearl на инвестиционном форуме Annual Investment Meeting 2011. Участники рынка считают, что новый торгово-выставочный центр будет работать под брэндом «Казанская ярмарка» (сильный брэнд новому центру будет необходим). В таком случае ОАО «Казанская ярмарка» освободит ныне занимаемые площади в центре города — на Оренбургском тракте Казани. 

По данным гильдии управляющих и девелоперов (ГУД), в мае 2011 года в торговых центрах Казани было вакантно в среднем 5% площадей, в офисных центрах — примерно 15 - 20%, в складских терминалах — не менее 60%. Докризисных показателей рынок достигнет еще не скоро, признают эксперты . По данным агентства Praedium, общий объем офисных помещений в городе сегодня составляет около 650 000 кв. метров, площадь строящихся бизнес-центров — около 80 000 кв. метров, заявленных — 140 000 кв. метров. В ближайшие 2 - 3 года в Казани может появиться еще 150 000 - 180 000 кв. метров новых офисов. Торговых площадей в Казани более 1,15 млн. кв. метров, включая рынки. На неконцептуальные торгцентры приходится около 560 000 кв. метров. Специалисты отмечают, что в Казани остается еще «немало безграмотно построенных торговых центров – отсутствие продуманной концепции и парковки привело к пустующим помещениям и сделало проекты убыточными.

 

БИЗНЕС Online