В КАЗАНИ ПРОЙДЕТ СЕМИНАР ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ТЕХ, КТО ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ИЗМЕНЕНИЯ В ИХ БИЗНЕСЕ УЖЕ НАЗРЕЛИ, НО РЕШИТЬСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ МОГУТ

Открытый семинар для руководителей и собственников компаний «Личное стратегическое мастерство» пройдет в Казани 2 июня. Насколько важны для бизнесменов технологии форсайта, призванные определить наилучшее направление развития своего дела, как постичь формулу «парадокс успеха», какие шаги предпринять, чтобы раскрутить личный брэнд, «БИЗНЕС Online» рассказал Геннадий Константинов, доктор физмат наук, профессор, директор Центра корпоративного управления (Москва), академический директор совместной программы ГУ-ВШЭ и Школы бизнеса им. Шулиха Йоркского университета (Торонто, Канада) по корпоративному управлению, консультант Института Всемирного банка, человек, для которого стратегия - это образ жизни…

СКОРОСТЬ ЖИЗНИ ВЫРОСЛА, И СКОРОСТИ В БИЗНЕСЕ ВЫРОСЛИ

- Геннадий Николаевич, насколько важна для бизнесменов тема открытого семинара - «Личное стратегическое мастерство»?

- Дело в том, что мир быстро изменяется. Скорость жизни выросла, скорости в бизнесе выросли. Уровень неопределенности резко вырос. В этих условиях на первый взгляд кажется, что предсказывать будущее становится невозможным. И это отчасти правда - предсказать будущее становится все труднее и труднее. Но одновременно это означает, что стратегическая работа должна выполняться более тщательно и более динамично. Вот отсюда и возникает потребность в очень динамичных стратегических процессах, которые нельзя выстроить в компании, не обладая определенными стратегическими навыками на персональном уровне.

- Почему для проведения семинара выбрана Казань?

- Мы уже давно и конструктивно взаимодействуем с программой МВА Казанского государственного финансово-экономического института, это наши ближайшие партнеры.

- Какова программа семинара?

- В ней три раздела: «Стратегические навыки», «Качество стратегических решений» и «Личные стратегии». О чем идет речь? Главное - это дать предпринимателям навыки работы в условиях неопределенности. Предсказывать будущее мы не можем, но моделировать будущее - возможно. Эти модели могут быть разные, и они должны учитываться при принятии решений. Собственно, некоторые подходы к созданию таких моделей будущего и обсуждаются в первой части семинара. Из них вытекают такие естественные для стратегии элементы, как построение видения будущего, анализ стратегического контекста, и, в конечном итоге, генерирование стратегических альтернатив. Таким образом построена первая часть семинара. Вторая часть - «Качество стратегических решений».

ДО ТОГО, КАК НАЧАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ

- Но Геннадий Николаевич, насколько возможно определить качество стратегических решений до их принятия?

- Ваш вопрос - и есть главная проблема. Потому что оценивать качество решения после его реализации - бессмысленно. Качество принимаемого решения нужно оценить до того, как начал действовать. Для этого есть соответствующая методология. Поскольку решение принимается в условиях неопределенности, стратегический выбор связан с рисками. И универсальный ответ очень простой: так же, как в управлении качеством продукта, качество стратегических решений определяется качеством стратегического процесса. А также качеством той информации, которая в этом процессе обращается. Отсюда вывод: если я хочу принимать качественные стратегические решения, мне нужно выстроить качественные стратегические процессы.

- Что они из себя представляют?

- Как раз это и будет обсуждаться во второй части семинара. А третья его часть связана вот с чем. Мы много говорим о стратегии компаний. Но я задам простой вопрос: если предприниматель, собственник компании, не имеет отчетливой личной стратегии, то как это будет влиять - позитивно или нет - на его бизнес? 

- Ну, ответ очевиден…

- Да, тенденция, которая видна: личная стратегия переплетается со стратегиями бизнеса. Как здесь действовать? Каким образом разграничить, где личная стратегия предпринимателя и собственника, и где стратегия бизнеса? Это одна из непростых проблем. Она не может быть решена, если как следует не разобраться, что такое личная стратегия, каким образом работать с перспективой и ретроспективой.

Одна из самых интересных тем, которая обсуждается на семинаре, - «парадокс успеха». И в конечном итоге, если есть личная стратегия, то формирование личного брэнда.  

ЛИБО Я ФОРМИРУЮ СВОЙ ЛИЧНЫЙ БРЭНД, ЛИБО МНЕ ЕГО СФОРМИРУЕТ НЕИЗВЕСТНО КТО

- Можете привести примеры успешно работающих в Татарстане и России личных брэндов? То есть - на кого равняться?!

- Хороший пример - Коркунов, насколько знаю, он связан и с Татарстаном. Из заметных - Тинькофф. В этих случаях, наверное, любой сразу четко выделяет - это не просто фамилия, это некий личный брэнд, правильно?

К слову, эти процессы идут достаточно активно. И ситуация обычно выглядит таким образом - либо я сегодня формирую свой личный брэнд, либо мне его сформирует в информационном пространстве неизвестно кто…

- Опасный поворот… А что все-таки для конкретного предпринимателя подразумевает термин «моделирование будущего»? Можно это представить, как перекресток дорог, - и что фирме и ее руководителю надо выбрать верную?

- Ваша метафора правильная. Вот перекресток дорог, налево пойдешь - бизнес потеряешь, направо пойдешь - миллионы заработаешь… Но каждую альтернативу приходится моделировать с точки зрения возможного развития событий. Поскольку будущее не предсказывается, как мы предсказываем погоду. А когда мы говорим о компании, то ее будущее зависит в том числе и от людей, которые там работают, от того, что и как они делают, какую альтернативу они выбирают и каким образом они видят то пространство для бизнеса, которое связано с этой альтернативой. То есть это вполне прагматичный вопрос, связанный с разработкой стратегических альтернатив.

В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

- Насколько сегодня в бизнес-среде вообще развито - или не развито - моделирование будущего? Например, в крупных компаниях? В малом и среднем бизнесе?

- Здесь картина такая. Иногда я использую термин «моделирование будущего», иногда - термин «форсайт». Довольно давно эти технологии использовали на государственном уровне, сейчас их активно использует большой бизнес, и, в принципе, ситуация созрела для среднего и малого бизнеса. Причем эту работу можно выполнять не очень затратно, хотя обычно форсайт-проекты по своей стоимости очень затратные, это зависит от масштаба и организации. В рамках небольшой компании это тоже можно делать, просто нужно владеть некоторыми технологиями. Чему и учит наш семинар.

- Но разве это достижимо - за один семинар постичь столь сложное мастерство, как умение моделировать, по сути, предвидеть будущее, а, значит, отчасти управлять им?

- Здесь вы правы - за один день семинара сформировать такие навыки вряд ли удастся. Но вот увидеть пространство и понять, в каком направлении нужно совершенствовать собственные навыки современного руководителя, какой инструментарий здесь существует, и так далее - это можно. То есть семинар, по сути дела, направлен на то, чтобы сформировать прагматичный взгляд на эту сферу управленческой деятельности, связанный с выработкой стратегических решений и в каком-то смысле работой с будущим, на будущее своей компании.

ЕСЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В БИЗНЕСЕ УЖЕ НАЗРЕЛИ, НО…

- Где, в каких городах уже проходили подобные семинары?

- Уже несколько лет такие семинары успешно проходят у нас в Москве, в Высшей школе экономики, в сотрудничестве со школой менеджмента «Арсенал». Проходили эти семинары также в Иркутске, в Астане, в Алма-Ате, в Челябинске…

- Как ваши слушатели отзываются о семинаре?

- Отклики можно прочитать на сайте «Арсенала» на страничке семинара «Стратегическое мастерство», - там откликов очень много.

- Кому вы рекомендуете непременно посетить ваш семинар?

- В первую очередь - тем предпринимателям, которые чувствуют, что изменения в их бизнесе уже назрели, но решиться действовать пока не могут.

Дополнительную информацию о семинаре и условиях участия Вы можете получить по телефонам: (843) 264-28-81, 299-51-93, электронной почте: mba@kfei.ru и на сайте МВА КГФЭИ.

Елена Чернобровкина

Лицензия № 003060 выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки  на срок с 19.04.2010 г.  по 19.04.2016  г.,  Свидетельство о государственной аккредитации № 000214 выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки  на срок с 17.02.2010 г. по 17.02.2015 г.

 На правах рекламы