ЭВОЛЮЦИЯ ПТУ

Профтехобразование в России пережило разные этапы развития. В советскую эпоху получение рабочей профессии считалось престижным. Государство стимулировало учащихся – при средней зарплате в 120 рублей стипендия в ПТУ была около 80. Финансовая мотивация довольно сильная, и от дефицита желающих учреждения профобразования не страдали.

Изменилась ситуация в 90-е годы прошлого века. Заводы встали, заказов не было, рабочие профессии потеряли престиж. В ПТУ пошли двоечники и лодыри, которых учителя во чтобы то ни стало спихивали из школы.

Аббревиатура «ПТУ» стала практически оскорбительной, вместо «сучков» появились колледжи и техникумы, но репутация сохранилась: учреждения СПО родители и дети рассматривали как крайний вариант.

В положительную сторону имидж профтехобразования начал меняться совсем недавно. Главенствующую роль в этом сыграло движение WorldSkills, в которое Россия вступила в 2012 году.

WorldSkills больше известен как чемпионат конкурс профмастерства. Но цели его гораздо шире, чем просто выявить лучших, – это повышение престижа рабочих профессий, повышение профессионального мастерства и развитие профессионального образования.

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ И ДЕМОЭКЗАМЕН ВЫВОДЯТ СИСТЕМУ СПО НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Для подготовки будущих чемпионов при техникумах и колледжах были открыты Ресурсные центры.  На сегодняшний день в Татарстане работает уже 31 ресурсный центр, в 2019 году планируется довести их число до 37.

«Ресурсные центры сфокусированы на конкретные направления. У них есть якорные кураторы, базовые предприятия. Тем самым мы достигаем более качественной подготовки специалистов», – отметил президент Татарстана Рустам Минниханов, посещая особую экономическую зону «Алабуга». Сейчас там сосредоточены 56 производств, а трудятся более 6 тыс. человек. К 2023 году планируется открыть 16 тыс. вакансий, а значит, потребуются высококвалифицированные рабочие кадры.

Среднее профессиональное образование стало ключевой темой и на республиканском педагогическом совете. На обновление материально-технической базы, ремонт, повышение квалификации преподавателей учреждений СПО Татарстана за 5 лет было вложено 4,5 млрд рублей. Это только бюджетные средства, а есть еще средства предприятий-партнеров, которые шефствуют над техникумами и колледжами и заинтересованы в подготовке кадров.

Если ранее каждый профколледж или лицей работал по своим планам, что не всегда благоприятно сказывалось на качестве образования, то сейчас образовательный процесс контролируется: на выпуске студенты вместе с внутренним экзаменом сдают экзамен по единым стандартам WorldSkills. Требования самые высокие. Это позволяет сравнивать уровень выпускников как внутри региона, так и страны и делать соответствующие выводы. По итогам последнего демоэкзамена выяснилось, что лучших механиков, например, готовят в Казанском автотранспортном техникуме и Мамадышском политехническом колледже.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРИОРИТЕТ В ВУЗАХ

Одно из нововведений – дуальное обучение в СПО. Это когда работодатель выдвигает учебному заведению требования к подготовке выпускников – своих будущих сотрудников и не менее половины учебного времени студенты проводят в стенах базового предприятия. В качестве примера на августовском педсовете министр образования Татарстана Рафис Бурганов привел Бугульминский машиностроительный техникум, который работает с Бугульминским механическим заводом, и Елабужский политехнический колледж – в тандеме с компанией «Форд Соллерс».

Крупнейшие производители заинтересованы в высококвалифицированных рабочих кадрах. К примеру, те же предприятия ОЭЗ «Алабуга» остро нуждаются в специалистах по мехатронике, робототехнике, электрике.

«Главный менеджер «Соллерса» сказал, что они хотят, чтобы наши ученики больше получали образование в математике, химии, физике – эти специализации очень нужны при подготовке в мехатронике, электрике робототехнике. Может, это рабочие компетенции, но они требуют очень высокой квалификации, и они востребованы», – сказал Минниханов.

На республиканском педсовете он поручил увязать работу колледжей и техникумов не только с предприятиями, но и вузами. «Для поднятия престижа мы должны увязать эту работу с высшей школой, чтобы эти специалисты имели приоритет высшего образования. Об этом мы тоже договорились».

«Мы видим, что престиж рабочих профессий повышается и сегодня руководители крупных и международных компаний говорят, что хотели бы, чтобы даже выпускники вузов имели те компетенции, которые мы даем в техникумах», – уточнил президент РТ.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ – ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Для Татарстана повышение престижа рабочих профессий, высококвалифицированные рабочие кадры – это не просто красивые слова, а задача государственной важности. Татарстан – пятый в России регион по объему продукции, производимой промышленными предприятиями. Развито авиа-, судо-, машиностроение, нефть и нефтехимия – все нуждаются в кадрах. Республика открывает высокотехнологичные производства, активно привлекает инвесторов, для этого создаются особые экономические зоны и территории опережающего развития, которым тоже прежде всего нужны рабочие и средний технический персонал.

«Экономика – это основа. Никто нам ничего не даст, мы должны все сами заработать. Весь наш комплекс – нефть, нефтехимия, IТ, агропром должны работать, а они будут работать, когда там будут квалифицированные подготовленные люди», – считает Минниханов.

Особое внимание – к качеству образования. Перед учреждениями СПО на республиканском педсовете поставлена задача наряду с профмастерством усилить преподавание английского языка – этого тоже требует экономика.

«Сегодня английский язык в рабочей профессии нужно знать – много инструкции, много вещей требуют того, чтобы мы готовили специалистов со знанием английского. Если мы это делать не будем мы не будем, к нам ни один инвестор не придет. Мы внимательно должны готовить тех людей, которые нужны для нашей экономики», – говорит президент Татарстана.

Отметим, что теме профессионального образования на педсовете республиканские власти уделили внимания больше, чем остальным.

ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КАПРЕМОНТ ОБЩЕЖИТИЙ

Работа идет и над тем, чтобы учреждения СПО обучали востребованным профессиям. Для этого на федеральном уровне был принят ТОП-50 перспективных профессий. Сейчас 20 из них можно обучиться в колледжах и техникумах Татарстана, в 2019 году список расширят до 24.

Одно из новшеств – как и школьных учителей, мастеров и преподавателей учреждений СПО в этом учебном году обеспечили ноутбуками. Согласно «майским указам» зарплата доведена до средней заработной платы в регионе. По итогам 2017 года прибавка в Татарстане составила 19%  теперь средняя зарплата преподавателяв СПО – 29,4 тыс. рублей. Есть и другие меры поддержки: в республике учрежден грант «Лучший мастер». Ежегодно выбираются 40 мастеров СПО, которые получают ежемесячную прибавку к зарплате в размере 8046 рублей. На такой же грант могут рассчитывать преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин в СПО. В этом году обладателями гранта «Лучший преподаватель» стали 40 человек. Эти меры поддержки тоже стимулируют рост профессионализма, стремление развиваться, привлекают талантливых преподавателей в СПО.

До чего пока не дошли руки? Это общежития. Ресурсные центры, новые специальности становятся центром притяжение иногородних абитуриентов, и остро встает жилищный вопрос. Ряд техникумов и колледжей не обладают общежитиями вообще, в 80% тех, что существуют, ни разу не проводился капитальный ремонт. В ближайшее время будет сформирована республиканская программа ремонта зданий студенческих общежитий.