ХОТЯТ ТОГО КАЗАНСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИЛИ НЕТ, ОНИ БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ ПОДТЯГИВАТЬСЯ К МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ
Казань сегодня похожа на хозяйку, готовящуюся к большому торжеству. Надо и стол приготовить, и дом в порядок привести, и о размещении гостей позаботиться… Шутка ли, столице Татарстана нужно будет принимать десятки тысяч человек. Готовы ли наши гостиницы, рестораны, спорткомплексы к оказанию услуг мирового качества, как не ударить в грязь лицом перед многочисленными гостями Казани и почему ИТ-технологии не любят нечистые на руку менеджеры - наше интервью с директором научно-технического центра финансовых систем ОАО «ICL-КПО ВС» Галиной Карих.
ПРИНЦИП «Я, ВАНЬ, ТАКУЮ ЖЕ ХОЧУ» РАБОТАЕТ БЕЗОТКАЗНО
- Галина Григорьевна, сейчас много говорится о необходимости информатизации, о том, что ИТ - это приоритетное направление развития страны. В отрасли в связи с этим что-то реально меняется?
- В последние годы интерес к информатизации растёт. Это связано с тем, что конкуренция порождает стремление предоставлять максимум услуг на более высоком уровне. В то же время каждому, наверное, знакома такая ситуация - в гостинице, где стоит компьютер, зачем-то нужно вручную заполнять анкету. Потом её вручную вводят в журнал, начинают на калькуляторе считать стоимость пребывания. Я в таких случаях всегда говорю: «Ну, вот же стоит компьютер, что же вы им не пользуетесь?» Девочки на ресепшен разводят руками: руководство деньги на программный продукт не выделяет. Да, для кого-то это, наверное, дорого. Но ведь уже вложены деньги в покупку компьютера. Почему-то люди хорошо понимают: если автомобиль будет просто стоять в гараже, он заржавеет, а вот когда компьютер стоит и морально устаревает – это ещё плохо понимается.
Но бывает, что информационные технологии внедряют не потому, что собственник понимает, зачем ему это надо, а потому что видит, как у конкурента дело поставлено, и получается как у Высоцкого: «я, Вань, такую же хочу». Этот принцип всегда работает безотказно.
- Франц Лебовиц говорил: «Каждый хотел бы, чтобы в отеле его обслуживали, как дома, а дома – как в отеле». В преддверии Универсиады в Казани объекты индустрии гостеприимства должны, очевидно, переходить на какие-то мировые стандарты по информационным технологиям, иначе наш сервис вызовет удивление, а то и разочарование гостей?
– Мировые стандарты, конечно же, есть. Первый стандарт для индустрии гостеприимства был разработан ассоциацией отелей и мотелей Америки ещё в 1926 году. Он называется унифицированный стандарт финансовой отчётности для индустрии гостеприимства. С тех пор было несколько редакций этого стандарта, но принципы остаются неизменными. Этот стандарт применяется до сих пор, и сейчас многие отели в Москве и Питере используют именно его.
Он предусматривает формирование финансовой отчетности, которая позволяет анализировать деятельность объекта, планировать будущие расходы, делать срез деятельности конкурентов. Реализовать этот стандарт вручную невозможно, здесь без ИТ не обойтись. Возьмём, к примеру, гостиницу – это своего рода уникальный объект, который работает, не останавливаясь, 24 часа в сутки 7 дней неделю. Большая нагрузка приходится на светлое время суток, когда клиенты въезжают-выезжают. Здесь важно чётко контролировать этот процесс. Ночью же, когда активность гостиницы минимальна, проводится аудит дневной работы, проверяются данные, осуществляется их резервное копирование. Сделать всё это качественно возможно только при наличии хорошей информационной системы.
Кроме того у каждой крупной гостиницы или ресторана есть внутренние стандарты. Взять, например, сеть отелей Корстон. Неважно, в каком из отелей вы остановитесь - в Москве, Казани или Черногории - вам везде должны быть предоставлены одни и те же услуги, одного и того же качества. Причём все отели сети имеют единую базу данных, которая учитывает даже индивидуальные предпочтения посетителей. Допустим, что посетителю предоставлена подушка не перьевая, а синтепоновая, а он попросил перьевую, потому что она ему больше нравится. Ему дадут то, что просил, и сразу введут в базу данных его пожелание, чтобы в следующий раз таких недоразумений не было. И в каком бы городе этот человек в отеле этой сети потом ни остановился, ему принесут именно те подушки, которые он предпочитает. Ведь гостиница заинтересована в том, чтобы клиент вернулся.
В этом и заключается самый главный стандарт - всё должно быть в едином информационном пространстве. К этому должен стремиться любой владелец бизнеса.
УНИВЕРСИАДА 2013: ГДЕ-ТО ГУСТО, А ГДЕ-ТО ПУСТО.
- Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние казанской индустрии гостеприимства?
- Думаю, что ряд наших отелей и торгово-развлекательных комплексов уже приближается к мировым стандартам. Определение «стандарт» уже само по себе обязывает иметь определенный набор качественных услуг. Поэтому если говорить о состоянии индустрии в целом, то где-то густо, а где-то пусто.
Отрадно, что мэр Казани Ильсур Метшин уделяет большое внимание индустрии гостеприимства. Он, например, встречается с рестораторами, ставит перед ними соответствующие задачи. У нас действительно есть всё для того, чтобы не ударить в грязь лицом: и понимание, как строится этот бизнес, и квалифицированные специалисты, и информационные технологии.
- Известно, что ICL-КПО ВС не первый год работает с подобными объектами в плане автоматизации. Есть ли у Вас проекты, связанные с объектами Универсиады?
- Мы уже реализовали несколько небольших проектов для дирекции Универсиады, для детской спортивной школы при стадионе «Ак Буре». Думаю, это только начало.
ТЕХНОЛОГИЯМИ ПО РУКАМ
- А что можно сказать о казанском ИТ-рынке в этой сфере в целом?
- Существует жёсткая конкуренция, особенно на этапе заключения договора - в силу того, что идёт демпинг цен. И очень часто собственник бизнеса не задумывается о том, что стоит за этой ценой. Мы пытаемся объяснять, что не всегда то, что дешево - это хорошо.
Конкуренцию мы выдерживаем за счёт комплексного подхода к каждому проекту. То есть мы не просто поставляем программно-технический комплекс и оставляем заказчика один на один с решением. Как системный интегратор, мы представляем полный комплекс услуг, вплоть до обучения сотрудников заказчика технологии работы. Без этого нельзя, потому что в любом спорткомплексе или даже небольшом кафе много разных бизнес-процессов и нужно правильно организовать всю работу. Взять хотя бы гостиницу. Там в единой системе должна замыкаться вся её инфраструктура, начиная от службы размещения и заканчивая объектами предоставления услуг: магазинами, кафе, ресторанами. Для того, чтобы всё это слаженно работало, важно чётко знать технологию работы.
Нам часто приходится исправлять ошибки других фирм, которые, что называется, «сорвали» проект. Деньги получили, а нормального обслуживания, обучения, понимания, как люди должны работать, нет.
В конце девяностых, когда в рознице только начинался переход на эти технологии, мы автоматизировали первый в Казани супермаркет Subcontinent. В то время люди не знали, какими возможностями обладает система. Случалось, что нам говорили: «Ваша система не работает! У нас пропадают деньги, исчезают продукты!». Сотрудники магазина не знали, что в кассе идет контрольная лента, по которой можно отследить любую покупку. То есть люди просто вытаскивали деньги, не понимая, что система уже всё зафиксировала. Таким образом, мы выявляли, откуда получается недостача в кассе. Это ещё одно достоинство информационных технологий - они «бьют по рукам».
- Можно ли оценить, на сколько процентов оптимизируются затраты при внедрении автоматизированных систем в ресторане или, скажем, в гостинице?
- Приведу простой пример. При заселении в гостиницу мне выдают электронную карту, которая одновременно является и входом в номер, и моим удостоверением личности. То есть я представляю её в любом месте гостиницы: в кафе, в фитнес-центре и т. д. И когда я выезжаю, за всё расплачиваюсь на ресепшн. А теперь посчитайте - сколько экономится времени у меня, и у персонала. А гостиница экономит ещё на количестве фискальных точек. Причём в этом случае информационные технологии ещё и являются способом зарабатывания денег. Потому что постоялец гостиницы чувствует себя комфортно: он выйдет в фойе, увидит кафе или фитнес-центр, зайдёт и выпьет чашечку кофе, позанимается на тренажерах и ему не надо возвращаться в номер за деньгами.
Очень уязвимая сфера деятельности – это объекты питания. Почему в Казани, чтобы устроиться барменом, нужно заплатить большие деньги? Потому что там можно очень хорошо зарабатывать мимо кассы. А информационные технологии, например, имеют такие средства контроля, когда дозирование напитков идёт через информационную систему. Здесь ИТ-технологии искореняют воровство на 90 процентов. То есть, потратившись один раз, ты впоследствии сэкономишь очень много денег. Здесь, конечно, всё зависит от заинтересованности руководителя.
- Как быстро окупаются такие проекты?
- В среднем – за полгода - год.
- Можете ли Вы назвать какие-то знаковые для Вас проекты по автоматизации таких объектов?
- Бум нашей деятельности по направлению «Розница» пришёлся на празднование тысячелетия Казани. Тогда открывалось много объектов, ими были очень востребованы предлагаемые нами решения. Многофункциональный комплекс «Ривьера» – наше первое большое детище. И здесь нам помогли наши партнёрские отношения с московской компанией UCS. На объект было поставлено, например, 64 станции со считывателями магнитных карт для точек питания. Тогда компания UCS признала, что такого количества станций нет ни в одном российском гостинично-развлекательном комплексе. Недавно мы завершили ещё один крупный проект - автоматизацию ресторанно-гостиничного комплекса «Рыбацкая деревня» в Арске. Этот проект уникален в плане разнообразия решений.
- Какие новые направления деятельности появились в активе Вашего центра?
- Направление «Розница» было у нас изначально, а через некоторое время мы начали очень плотно работать с Газпромом. И много лет он занимал практически 86 процентов всего объёма деятельности нашего центра.
Со временем рынок стал «дозревать», и мы плотно начали заниматься продуктовой линейкой 1С. Как раз в то время стал развиваться средний бизнес, в том числе и в производственной сфере. Так у нас появилось направление «Автоматизация производственных предприятий».
Одно время мы активно занимались бухгалтерскими системами, но жизнь не стоит на месте, и сегодня бухгалтерская программа есть, наверное, на каждом предприятии. Поэтому мы расширили данный вид деятельности и сейчас занимаемся системным управлением на базе продуктов 1С. То есть мы решаем не только бухгалтерские задачи, но и все вопросы, связанные с расчётно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Вообще, я всегда ставлю перед собой задачу дать интересную работу нашим сотрудникам. Многие из них, кстати, закончили КГФЭИ. Это нам позволяет заниматься системами бюджетирования, делать срез бизнес-процессов, разрабатывать методологии, проводить работу по информационному аудиту, заниматься работой по оптимизации бизнес-процессов у заказчиков. Мы очень серьёзно продвинулись в этом направлении, и я считаю, это наше достоинство.
С прошлого года мы начали активно работать с бюджетными организациями. Здесь своя специфика. Впрочем, специфика есть на любом предприятии - это является основой для быстрого роста специалистов, потому что с каждым проектом они осваивают новые знания.
Реализованный нами проект по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности садиков Казани включал в себя весь спектр ИT-услуг: поставку компьютеров, ноутбуков, построение каналов связи, создание инфраструктурных решений, информационно-консультационную поддержку, методологическое обеспечение. Мы обучили работе в системе более 200 человек, организовали техническую поддержку через сall-центр.
При построении инфраструктурных решений мы использовали технологию «Тонкий клиент», что позволяет осуществлять централизованное администрирование комплекса, обеспечивает информационную безопасность и сохранность данных, облегчает сопровождение прикладных решений.
ДНЕМ – ИТ, НОЧЬЮ – ПОДРАБОТКА
- Галина Григорьевна, компании ICL-КПО ВС исполняется в 2011 году 20 лет. Сколько Вы лично работаете в компании? Как Вы сюда пришли и как оцениваете годы, проведенные в ICL-КПО ВС?
- После четвертого курса физфака КГУ я пришла сюда на практику в СКБ завода ЭВМ, здесь написала дипломную работу и уже никуда не уходила. Завод состоял из производственных цехов и СКБ (специальное конструкторское бюро). Тогда на заводе в три смены работало 12 тысяч человек. Считаю, что мне очень повезло - я попала в легендарный 10-й отдел СКБ завода ЭВМ, который поначалу занимался модернизацией ЭВМ. А потом мы разработали новое устройство ЕС 1033, которое до сих пор ещё работает в некоторых вычислительных центрах. У нас в отделе был замечательный коллектив численностью 120 человек. В основном, молодёжь после студенческой скамьи.
Отмечу, что работа в отделе была организована очень правильно и приобретенный тогда опыт помог мне в дальнейшей работе.
Через 10 мы стали заниматься процессорами обработки данных - ЕС 8375. Это был период, когда СКБ стало называться институтом вычислительных систем и на базе ЕС 8375 строились вычислительные системы.
Тогда мне предложили возглавить сектор вычислительных систем. Это было ещё до основания ICL-КПО ВС. А когда в 1991 году всё начало рушиться, было очень обидно, что имея такой богатый опыт, не можешь его нигде применить. Тогда мы просто были вынуждены выживать.
- Руки, наверное, опускались…
- Было очень тяжело, средств к существованию не было, но надо было как-то жить. Мы с друзьями организовали свое дело и по ночам трудились, сидя за швейной машинкой.
- Как вы стали директором НТЦ финансовых систем?
- В 1992 году меня в составе небольшой группы пригласили в ICL-КПО ВС. Тогда мы делали проект для одного банка в Питере. А когда эта работа закончилась, я осталась не у дел. Тогда подошла к Виктору Васильевичу Дьячкову (генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС») и спросила - каким направлением мне можно и нужно заниматься. Он предложил заняться направлением «банковские системы». У меня был небольшой шок, я сутки думала, сомневалась, а потом решила: берусь, получится – буду работать, а если нет – уволюсь.
Финансовое направление было совершенно новой для меня отраслью и мне пришлось очень многое постигать. Я, понимая и не понимая, читала много специальной литературы, ходила на банковские семинары, и в какой-то момент информация стала стройно укладываться в голове. И постепенно объём и сложность работ стали увеличиваться, компетенции расти и с ними – уверенность в своих силах. Появились и остались с нами на много лет такие заказчики, как Газпром…
Кстати, тут много интересных совпадений. Во-первых, наше материнское предприятие - КПО ВС - в своё время поставляло министерству газовой промышленности оборудование, позволяющее проводить разведку нефтяных и газовых месторождений. Это были матричные и телепроцессоры, классические ЕС-мейнфреймы. Не секрет, что наши первые компьютеры применялись при расчёте траектории полёта первого спутника. Но уже второе поколение машин - компьютеры использовались в экономике, причём в первую очередь в газовой промышленности. А матричный процессор, например, был специально разработан для ускорения расчётов по задачам геологоразведки газовых месторождений.
С другой стороны, практически вся автоматизация, все информационные технологии, которыми пользовались «Бритишгаз» и те подразделения, которые сегодня работают в газовой отрасли Великобритании, разрабатывались ICL - нашей второй материнской компанией. После того, как было создано совместное с англичанами предприятие (ICL-КПО ВС), «газовый опыт» двух гигантов был умножен на два.
ТРАДИЦИИ НУЖНО ХРАНИТЬ
- Наверное, самое сложное в Вашей отрасли – подобрать специалистов, в которых высочайший профессионализм соединяется с творческим подходом к делу и безусловной человеческой порядочностью…
- Я всегда говорю, что самое ценное в компании – это люди. Мне отрадно, что в нашем научно-техническом центре есть люди, которые работают со мной больше четырнадцати лет. Текучесть в нашем центре – минимальная.
У нас центре есть свои традиции, я стараюсь их прививать молодёжи: рассказываю новым сотрудникам об истории нашего завода, о том, как проходило его становление, как он завоевал место на рынке, заработал свой имидж, нарастил такие объёмы. У нас есть музей истории завода ЭВМ – это очень здорово. Нужно знать свою историю.
Что бы Вы хотели пожелать компании в канун 20-летия?
- Сохранять и преумножать традиции. Это особенно важно, так как компания ICL-КПО ВС – преемница Казанского завода ЭВМ – имеет богатую историю. Хочу пожелать такими же темпами наращивать потенциал компании, укреплять свои позиции на рынках, где мы присутствуем, осваивать новые ниши, привлекать талантливых специалистов. И поскольку мы входим в группу компаний Fujitsu, так же, как и она, отпраздновать в будущем 75-летие ICL-КПО ВС.
Беседовала Лилия Сабирова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.