АЙРАТ ХАЙРУЛЛИН РАССКАЗАЛ, ПОЧЕМУ ЕГО ПРОГНОЗ ПО СБОРУ ЗЕРНА В 2011 ГОДУ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОГНОЗОВ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ. ЧАСТЬ 4-Я
Совладелец «Красного Востока Агро» рассказал, почему в прошлом году они с братом приняли решение закрыть более 60 точек торговой сети «Эдельвейс», но о продаже её не задумываются, поскольку ежегодно их выручка растёт на четверть. Причём сам Айрат Хайруллин утверждает, что его семья покупает продукты в самом обычном магазине этой сети. Об этом и многом другом он рассказал в заключительной части интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
НЕ НАДО ОБМАНЫВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
- Сегодня срок хранения молочных продуктов очень большой. Такие продукты не вредны человеку?
- У нас есть проект «Молочный экспресс». Это молоко – прямо из-под коровы с мегафермы в Верхнеуслонском районе. Через час после того, как там корову подоили, оно поступает в магазины «Эдельвейс» в специальных 100-литровых кегах. В автомате это молоко хранится при температуре +4 градуса. Если вы молоко наливаете в стерильную бутылочку и кладёте сразу в холодильник, оно ещё неделю может не закисать. Потому что это настолько чистое молоко! Температура хранения имеет большое значение. На мегаферме молоко после дойки за две - четыре секунды охлаждается до +4 градусов. Сегодня татарстанское молоко возят в Москву, Пермь, Нижний Новгород, Самару, Уфу. И оно не портится по дороге, поступает туда высшим сортом. В этом молоке нет никаких добавок, которые бы его сохраняли. Это именно чистота производства и условия хранения.
Если вы везёте молоко второго сорта, оно уже по пути начинает киснуть - настолько в нём много бактерий. При той температуре, при которой подоили молоко, за каждый час число бактерий удваивается, то есть увеличивается в прогрессии. А если этих бактерий мало, то и удвоение идёт медленнее. А если ещё молоко охлаждаем, то оно сохраняется лучше за счёт замедления процессов.
Когда переработчик получает плохое молоко, ему надо будет его отфильтровать, пастеризовать, что увеличивает срок хранения молока до недели. А стерилизация высокосортного молока, когда происходит нагревание до 80 градусов, увеличивает срок хранения до 30 дней. Когда мы имели молокозавод «Эдельвейс-М», выпускали молоко с минимальной термической обработкой, в котором сохранялись все качества цельного молока и оно не портилось 30 дней. Стерилизация может дать и год хранения молока, но для этого его надо нагреть при слишком большой температуре, при которой полезные свойства утрачиваются.
Такое молоко популярно в супермаркетах, потому что хранится долго. Для торговли это молоко выгодно. Но если человек задумывается о своём здоровье, то стремится потреблять живое молоко. Потребление натурального молока «Молочного экспресса» за год выросло на 35%. На этот год стоит задача увеличить продажи на 40%, а количество торговых точек - на 15%. Рост популярности этого продукта составляет 25% в год.
И вообще, надо прекратить все разговоры о вредности молочных продуктов! Единственное, о чём потребителям надо задуматься, это использование тропических масел при производстве молочных продуктов. Очень дёшево привезти из Малайзии или Юго-Восточной Азии пальмовое масло. Это всегда будет дешевле, чем содержать корову. Пальмовое масло – продукт уникальный, температура плавления которого на уровне 70 и более градусов. Есть мнение, что часть пальмового масла в организме, не полностью перерабатываясь, накапливается. Плохо, что многие переработчики в целях повышения своей доходности начинают добавлять в молочные продукты пальмовое масло, вводя потребителей в заблуждение.
Кроме того себестоимость производства спреда, в котором наполовину содержится пальмовое мало, ниже, чем сливочного масла. Это разные продукты! Если при этом говорят, что таким образом борются с холестерином, то это не совсем так. Во-первых, в борьбе с одной, вы приобретаете другую проблему. А во-вторых, не надо обманывать потребителей. Когда члены союза производителей молока прошлись по московским магазинам и отдали в независимую лабораторию представленную в них молочную продукцию, мы поразились тому, что в магазинах сегодня до 70% масла является не маслом, а спредом. И во многих случаях потребителя обманывали. Мы сейчас от имени сельхозпроизводителей готовим соответствующее обращение в роспотребнадзор. К нечестным переработчикам надо применять меры!
КОРМИТЬ НАШИХ ГРАЖДАН НАДО НАТУРАЛЬНЫМИ ПРОДУКТАМИ!
- Разъясните, пожалуйста, про сухое молоко. Оно вообще не вредно?
- Нет, конечно! Если речь не идёт о тех случаях, когда его «бодяжат» в подвальных условиях. На эту проблему надо смотреть с двух сторон. Во-первых, есть опасность подобными разговорами отвратить потребителя от молока. «Бодяжный» объём не такой большой, и если власти и милиция захотят, они легко могут эти «бодяжные» центры прикрыть за один день по всей стране.
Сухое молоко – это очень хороший продукт. Так как у нас есть определенная сезонность, молоко летом надо сушить. Летом, когда молока много, во всём мире- и в Европе, и в Новой Зеландии, и в США, и в Советском Союзе – молоко сушили, сушат, и надо сушить. Ведь когда мы молоко сушим, мы ещё получаем масло – это тот побочный продукт, который не портится и который можно использовать на рынке зимой, когда потребление молочных продуктов увеличивается. Это нормально!
Просто когда принимали технический регламент, многие переработчики молока действовали деструктивно – в виде протеста год не сушили молоко. То есть искусственно создавали излишек живого молока. Это привело к тому, что летом цены на молоко обвалились, а осенью они так взлетели! Когда отказывались от сухого молока, оно стоило на уровне 55 рублей за килограмм. Это соответствовало, если его разбавлять водой, в пересчете - 4,5-5 рублей за литр натурального. И все переработчики говорили – а зачем нам покупать у крестьян живое молоко за 12-15 рублей за литр, когда мы можем привезти из Белоруссии или Европы сухое молоко за 55 рублей, разводить его водой и продавать? К чему всё это привело? Цена на сухое молоко взлетела до 180 рублей за килограмм, а закупочная цена на молоко выросла до 18 рублей.
…Теперь переработчики опять начали сушить молоко и производить масло. Вся эта ситуация говорит о том, что нельзя сжимать пружину и думать только о своих личных сиюминутных интересах, надо строить долгосрочные программы. Нас же с детства учили – нельзя плевать в колодец! Надо думать! Вот сегодня ты разоришь крестьян, а завтра где возьмешь сырьё?
- При сушке молока химия не используется?
- Химия не используется. Но когда мы молоко выпариваем, то формула цепочки аминокислот изменяется, и такое молоко человеком усваивается труднее. Наша позиция заключается в том, что если мы корову сегодня подоили, то сегодня же из него надо сделать молочный продукт. И желательно, чтобы в ближайшие 3 - 7 дней эти продукты были потреблены. Поэтому кисломолочные и цельномолочные продукты должны быть близки к потребителю. Глупо ввозить из Америки или Новой Зеландии сухое молоко, разводить его и продавать под видом молока. Надо натуральными продуктами кормить наших граждан!
Уверяю вас, что на фермах «Красного Востока» производится самое лучшее молоко в Российской Федерации. Оно имеет жирность 4,1%, белков – до 3,6%, при этом средняя соматика – меньше 200 единиц. А среднестатистическое молоко в России имеет жир 3,7%, белок – 2,9%, соматика - больше 600 единиц.
ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРНА МЫ УВЕЛИЧИЛИ В 40 РАЗ
- В производстве зерна Ваша компания тоже преуспела?
- Производство зерна за это время мы увеличили с 17 тысяч тонн почти до 0,5 миллиона тонн, в том числе в РТ. 386 тысяч тонн мы произвели на продажу плюс семена. Если переведём на «валовку», то это будет более 400 тысяч тонн. Производство зерна мы увеличили в 40 раз.
- Какая урожайность с гектара на ваших полях?
- Мы считаем товарное зерно. Мы не считаем «валовку», а только то, что можно продать. На сегодня «Красный Восток Агро», имея порядка до 6 - 8% пашни республики, за прошлый год получило более 20% денежной выручки сельхозпроизводства республики. Это говорит о том, насколько эффективно компания работает.
-А в деньгах это сколько?
- Это легко считается. Прошлый год из-за засухи был необычным. Если сравнивать с обычным годом, то денежная выручка с производства молока – около 2 миллиардов рублей, и со временем, с заполнением всех мощностей, она увеличится до 5 миллиардов.
- Без дополнительных инвестиций?
- По просьбе Минтимера Шариповича мы дополнительно взяли ещё более 100 тысяч га земли, и в 2008 году сделали несколько миллиардов рублей инвестиций. И до конца мы не успели доделать эти объекты – попали на кризис. Многие объекты сегодня - как чемодан без ручки, их надо только достроить. Для их достройки осталось меньше 10% затрат. Если напрячься и достроить, то это даст увеличение в разы.
Производство племенной продукции сегодня около 1 миллиарда рублей, и мы хотим довести до 3 миллиардов. Растениеводческая продукция - 4 миллиарда, и мы хотим, чтобы было на уровне 6 миллиардов. Производство мяса – порядка 700 миллионов рублей в год, а мы хотим, чтобы было 2 миллиарда рублей.
Таким образом, в докризисный 2008 год денежная выручка составила 8,5 миллиардов рублей, а мы хотим довести её до 16 миллиардов рублей. Но в 16 миллиардов она превратится только в том случае, если наше государство в ближайшие год - два проявит свою волю. Такие цели можно достигнуть только при правильной экономической политике федеральных властей и целенаправленной работе по опредёленным программам, в том числе в субъекте федерации.
- Как Вы думаете, какой урожай будет в России в этом году?
- Мой прогноз будет отличаться от прогноза минсельхоза России. Во всяком случае, в прошлом году мой прогноз сбылся. В прошлом году, когда говорили, что Россия соберет 100 миллионов тонн зерна, я сказал - максимум 65. Позже, когда Россия сказала, что соберет 70, я сказал - максимум 55. Фактически отчитались 60-ю, но я думаю, больше 55 миллионов тонн в России не было.
Я могу объяснить почему. Я сажусь на свой вертолет и делаю облеё своих полей. По пути исследую поля других регионов. Мой маршрут - 15 регионов, поэтому у меня объективная картина.
Считается, что в этом году мы соберем 80 - 85 миллионов тонн. Мой пессимистический прогноз - 60-70 миллионов тонн зерна.
- Скажите, при плохом урожае голод возможен?
- Голода не будет. Россию, чтобы накормить, на хлеб и макароны нужно 13 - 14 миллинов тонн зерна. Для животноводства - 35 миллионов тонн. Коровы, свиньи, куры едят больше, чем люди. С другой стороны – это мясо, молоко.
Я ПРОТИВ МОНОПОЛИИ
- Господин Хайруллин, каковы результаты развития сети «Эдельвейс»? Ощущение, что количество магазинов не растёт. Не собираетесь Вы её продать? (Марс Иванов).
- В 2010 году компания закрыла все свои киоски и мини-маркеты – более 60 торговых точек, потому что когда мы посчитали, то оказалось, что честно в той нише рентабельно работать невозможно.
Мы оставили порядка 60 супермаркетов и 25 аптек. Это очень эффективные торговые предприятия, выручка которых ежегодно растёт на 25%, даже не смотря на кризис. Это говорит о том, что какие-то покупатели с более дорогих магазинов переориентировались на «Эдельвейс».
- А какое качество продукции в ваших магазинах?
- Я гарантирую качество! Моя семья закупается только в «Эдельвейсе» в общем зале. Мало того, «Эдельвейс» - единственная торговая сеть, которая отслеживает количество товаров местных производителей. В прошлом году у нас было 50,58% товаров, произведенных в республике. Есть такие поставщики, которые предлагают миллион долларов за присутствие в нашей торговой сети. И от них «Эдельвейс» отказывается в пользу местных производителей. Это гражданская позиция! Но хотелось бы, чтобы в ответ у государства был какой-то анализ, своя ответная позиция. Когда сюда рвались федеральные сети, я же выступил и рассказал, к чему это приведёт – к закрытию наших перерабатывающих предприятий. Потому что сети приведут сюда свои предприятия, с которыми у них соглашения и которые им платят за продвижение своего товара. А меня обвинили в лоббировании своего «Эдельвейса»!..
- Почему у Вас только 60, а не 160 магазинов? Почему «Перекрёсток», а не «Эдельвейс» развивается?
- Я против монополии. И своими поступками я подтверждаю свои слова. К тому же любое развитие требует дополнительных средств. А мы все свои средства уже восемь лет вкладываем в сельское хозяйство. Ежегодно всю полученную прибыль несельхозактивов инвестируем в агрохолдинг. Торговую сеть я создал в 1992 году, когда не было ни одной торговой сети, когда многие вкладывали деньги в нефтяной бизнес. А моя позиция такая – я иду в тот бизнес, который в данный момент важен государству. И были предложения властей разных регионов, вплоть до Новосибирска, организовать такую же сеть. Но мы подумали, что способные на такие инвестиции найдутся. Некоторые госслужащие могут не понимать роли торговли. Но нам обязательно нужно снабжать население продовольствием, а для этого нужны магазины. Надо снабжать качественными и свежими продуктами, для этого нужно свою переработку иметь. Нам нужно обеспечить продовольственную безопасность – нужно развивать сельхозпроизводство…
- Так всё-таки сеть «Эдельвейс» не собираетесь продавать?
- Если такой вопрос возникнет, вместе с братом будем разговаривать, принимать решение. Но принимать – это не продавать... Я от этой сети дистанцировался. Это наш актив, мы с братом вдвоём владеем этой торговой сетью. Сегодня она очень успешна. Какая сеть может похвастаться тем, что, не открывая новых точек, мы увеличиваем объём продаж?!
- А гипермаркет «Кольцо» насколько успешен?
- Очень успешен.
- Формат правильно выбран? Он же тоже низкобюджетный?
- Он дороже, чем «Эдельвейс», но дешевле, чем премиальные. У нас позиция - не создавать монополии, потому что монополия – это вред. Она позволяет деньги зарабатывать, но уничтожать всё вокруг - это плохо. Было желание отдать в аренду эту торговую точку. Но руководитель «Эдельвейса» уговорил, сказал, что сами готовы платить арендную плату. Действительно, торговая точка оказалась очень удачной, успешной.
К нам люди притягивались, как к магниту. Мы растущая компания!
- Можно ли назвать общий оборот Ваших компаний - «Красный Восток», «Эдельвейс групп», гостиничный комплекс и так далее?
- Если честно, даже не задумывался.
- Ну, миллиард долларов есть?
- Не задумывался. В 2003 году перед моим избранием в Госдуму суммарный оборот был около 40 миллиардов рублей, активов было больше 1 миллиарда долларов. А вообще я никогда даже над этим не задумывался, мне это не интересно. Мы стараемся строить максимально прозрачные бизнесы. Они прозрачны и для налоговой инспекции, и для собственников.
- Как формируется Ваша команда, на каких принципах? Сколько людей входит в неё?
- Команда есть. И костяк этой команды во многом состоит из тех людей, с кем начинал. Очень много кадров воспитали и оставили при продаже наших проектов.
Очень много людей мы приобрели, строя сеть «Эдельвейс». Некоторые себя перерастали, и дальше мы уже им делали карьерный рост. Очень много нам дал «Красный Восток» - это предприятие с традициями, которому более ста лет. Менялась власть, строй, а рабочие места оставались. И на место уходящего на пенсию приходил тот, который получал профессию, рядом учился у наставника. Был такой серьёзный эволюционный путь.
Кода начал развивать сельское хозяйство, то люди тоже выявились на местах. Зачем возить варягов, надо всегда ставку делать на местных.
Когда я пришёл на «Красный Восток», у меня была задача никого не увольнять. Когда мы магазины открывали, тоже сохраняли коллективы. И многие удивлялись - жулик-жуликом, а вы его ещё не выгнали… А у нас работает нормально! У нас всегда система зарплаты была такая, что фонд зарплаты магазина – это процент от выручки, но и материальная ответственность на них. Потому что воруют только сами. Если это недостача, то это вы недостачу создали. Нельзя идеализировать людей, а с другой стороны, надо создать условия и показать, где у тебя «коридор».
- Управляющая компания есть, чтобы из единого центра все управлялось?
- Управляющая компания есть. У сельскохозяйственного направления в управляющей компании в Казани – 180 человек. Топ-менеджерами всех назвать нельзя, но 99% этих людей - высококвалифицированные специалисты. Членами команды можно назвать 40 человек. В каждой агрофирме тоже есть свой актив. Народ за собой должны вести лидеры. Если просуммируем всех, то лидеров будет человек 300, не меньше.
- А сколько всего человек работает в Ваших компаниях?
- Чуть меньше пяти тысяч работают в сельском хозяйстве, порядка 2,5 тысяч - в «Эдельвейсе», в аптеках, в общепите – человек 350, порядка 250 человек - в разных отелях, в охранных предприятиях порядка 700 человек, в банке человек 350, в страховой компании человек 200, на транспорте ещё 400. На элеваторах ещё 500 человек и так далее. Думаю, что всего 12000 есть.
К нам люди притягивались, как к магниту. Мы растущая компания! Уже более 20 лет…
Татьяна Завалишина
1-я часть: «Сельское хозяйство нельзя назвать бизнесом в той ситуации, в которой оно сегодня находится»
2-я часть: «С точки зрения управляемости сегодня ситуация хуже, чем была в 90-х годах…»
3-я часть: «Я глубоко убеждён, что у нас в городах проживает слишком много народа»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.