ТУ-214, НА КОТОРОМ ЛЕТАЕТ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ, ВЕРНУЛИ НА КАПО  

Даже новые самолёты российского производства имеют проблемы, сообщил вчера на заседании Совета безопасности РФ президент России. «И я недавно убедился в этом на личном опыте», - уточнил Медведев. Выпущенный на КАПО им. Горбунова президентский Ту-214ПУ в декабре уже становился героем скандала из-за таинственной поломки. Теперь сообщается, что машину едва ли не заново перебирают на заводе. Все это, вкупе с заявлениями руководства авиапрома, что КАПО приносит одни убытки, заставляет серьезно усомниться в том, что Казань и впредь будет выпускать самолеты. 

НЕ НА ЧЕМ ЛЕТАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ 

Заседание совета безопасности было посвящено государственной политике в области авиационной деятельности. Назвав семь выпущенных в 2010 году гражданских самолетов унылым результатом, Медведев рассказал, какой видит отрасль, и упомянул собственный негативный опыт. 

«Российские самолёты не должны проигрывать иностранным по своим характеристикам: ни по уровню шума двигателя, ни по расходу топлива, ни по дальности полёта, не говоря уже об интеллектуальной «начинке» самолёта – его электронике. К сожалению, даже наши новые самолёты, выпускаемые на наших заводах, имеют определённые проблемы с этим, и я недавно убедился в этом на личном опыте. Поэтому нужно вкалывать, а не деньги требовать», - приводится на сайте kremlin.ru речь президента. 

Напомним, в декабре 2010 года на Ту-214ПУ что-то сломалось в «системе развлечений». Версии высказывались самые экзотические. Но, по данным «БИЗНЕС Online», в салоне «первого лица» не работала кнопка вызова обслуживающего персонала. 8 декабря на КАПО с документами по президентскому самолету работали сотрудники генпрокуратуры РФ (проверка была проведена и в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» - ОАК). 

А на заседании совбеза, как сообщил finmarket.ru некий источник в окружении Медведева, президент имел в виду неполадки в стойке шасси Ту-214ПУ: «Во время последнего полета возникли проблемы со стойкой шасси». По словам источника, «в настоящее время самолет для эксплуатации непригоден, его практически заново перебирают на заводе, чтобы понять причину возникших проблем». Как отметил источник, президент был неприятно удивлен этой ситуацией. «Если дальше так пойдет, то не на чем будет летать президенту великой страны», - пожаловался кремлевский источник и отметил, что закупка самолета, на котором возникли проблемы, обошлась в $50 млн. 

Советник премьер-министра РТ Назир Киреев, к которому «БИЗНЕС Online» обратилась за разъяснениями, не стал комментировать ситуацию, но заметил, что «причина не в конструкции и не в заводе». 

НЕ САМОЛЕТЫ, А ОДНИ УБЫТКИ 

Далее на вчерашнем заседании Медведев обратился к денежным вопросам. «Наш авиапром должен реально конкурировать с зарубежными компаниями по соотношению цена - качество продукции», - сказал Медведев. Чтобы добиться такого результата, до 2020 года из федерального бюджета на авиационные вопросы будет выделено более 5 трлн. рублей - «фактически это в десять раз больше, чем в предшествующее десятилетие». «Каждый рубль должен расходоваться с максимальной отдачей», - предупредил Медведев и подчеркнул, что российским авиакомпаниям «должно быть выгодно закупать именно отечественные машины». 

Последнее замечание гармонирует с недавними высказываниями президента ОАК Михаила Погосяна относительно будущего КАПО, о которых «БИЗНЕС Online» стало известно из неофициальных источников. 

2 марта Погосян посетил КАПО, осмотрел производство и летно-испытательную станцию и провел совещание, в котором вместе с топ-менеджерами КАПО участвовали президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев, гендиректор ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский, гендиректор ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» Борис Тихомиров

«Обсуждение коснулось производственной загрузки КАПО, развития новых программ и техперевооружения мощностей предприятия», - проинформировала пресс-служба авиазавода. Но один из участников совещания поделился с «БИЗНЕС Online» некоторыми подробностями. Так, Погосян заявил, что от руководства завода требуются дельные предложения по развитию предприятия: «Мы можем открыть финансирование, но нужны идеи». Затем последовал пассаж президента ОАК о том, что самолеты, выпускаемые на КАПО, приносят корпорации одни убытки. 

ПРЕКРАТИТЬ ВЫПУСК САМОЛЕТОВ? 

Напомним, что в июле прошлого года Погосян (тогда - первый вице-президент ОАК по координации программ) прочел в КГТУ им Туполева лекцию, в которой, в частности, остановился и на своем видении будущего КАПО. 

Лучше быть хорошим поставщиком агрегатов, чем плохим сборочным заводом, заявил тогда Погосян и конкретизировал свою мысль: «Поэтому КАПО должно развиваться по двум направлениям: создания производства композиционных материалов и агрегатного производства. Если будут две столь мощные компетенции, у КАПО есть шанс включиться в какую-то программу как сборочному предприятию. Все зависит от динамики развития завода. В последние три года, с приходом Каюмова, положительная динамика появилась. Но времени было потеряно много». 

То есть, по мысли Погосяна, КАПО должно прекратить выпуск самолетов. И если это решено, можно быть уверенным – не помогут никакие договоры, достигнутые на недавней аэрокосмической выставке в Казани (АКТО-2010). Напомним, между правительством РТ и ОАК было подписано соглашение по вопросам комплексного развития КАПО. Среди прочего документом предполагается, что в 2015 году годовая реализация продукции завода дойдет до 15 миллиардов рублей (2009 год - 4 млрд.), а ОАК будет продвигать Ту-214. Отметим, что это пятилетнее соглашение упраздняло предыдущее, заключенное на АКТО-2008. Тогда тоже говорилось о многом: выделении КАПО к концу 2010 года 10 млрд. рублей, выпуске Ту-334, техническом перевооружении, увеличении выручки в 5 - 7 раз. 

Оба соглашения со стороны корпорации подписывал Алексей Федоров. 31 января этого года он был отправлен в отставку, как не вписавшийся в современный инновационный тренд, запущенный Медведевым. Стоит ли в связи с этим ожидать, что в структуре авиастроения, названного по итогам прокурорской проверки ОАК «неуправляемым», все останется по-прежнему, а неполадки на президентском самолете не будут использованы как повод к давно задуманному переформатированию КАПО? 

Тимур Латыпов

Арслан Минвалеев