«Что первично — инфраструктура или туристы? Мы для себя уже ответили, что первична инфраструктура, после этого появляется турист», — заявил накануне председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов на полях KazanSummit. Одну из сессий саммита отвели под обсуждение халяльного туризма. Коран в каждом номере, мечеть под окном гостиницы, халяльное такси... Почему Татарстан «морально» готов стать российским проводником туризма по шариату, но не спешит с этим — об этом в материале «БИЗНЕС Online».
«ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ХАЛЯЛЬ?»
«Мы видим устойчивый рост турпотока из Ирана», – заявил накануне на одной из сессий KazanSummit 2018 замруководителя Ростуризма Алексей Конюшков. На полях десятого юбилейного международного экономического саммита «Россия – исламский мир», который в этом году посвятили халяльному образу жизни, во второй день форума обсудили и особенности развития в стране халяльного туризма. Конюшков для затравки дискуссии выдал небольшую вводную. «Мы рассчитываем в дальнейшем использовать это гигантское событие для наращивания потенциала въезда туристов», – заявил он, имея в виду, видимо, исключительно мусульманских туристов.
А цифры говорят сами за себя: в мире проживают сегодня чуть более 1,8 млрд. мусульман, и с каждым годом их число увеличивается в геометрической прогрессии. Глупо было бы не использовать этот приток гостей с «небедного» Ближнего Востока. По словам федерального чиновника, летом в России стартует чемпионат мира по футболу, с которым в страну с новой силой хлынет поток мусульман-болельщиков. И их надо подобающе встретить, проявив свое небывалое гостеприимство. А, по мнению замглавы Ростуризма, сделать это можно, создав им все условия пребывания в стране по канонам шариата. В чем они заключаются и что сегодня надо делать на практике, чтобы мусульмане хотели приезжать в Россию, – об этом и зашла речь во время круглого стола KazanSummit.
Но начали участники дискуссии не с раскрытия понятия «исламский туризм», а уже с конкретных примеров успешного развития такого направления. Слово передали главному специалисту сектора халяль-индустрии министерства экономики Киргизской Республики Нургазы Кадышеву. По его словам, для создания такого вида туризма нужны три составляющие: общество, готовое воспринимать туризм по шариату, волевое решение властей и инициативный бизнес, способный взять туристов-мусульман под свое крыло. В Киргизии проживают почти 90%, исповедующих ислам, отчего первая задача по подготовке общества уже была изначально решена. Но для халяльного туризма не было соответствующей нормативной базы, чем и занимались последние несколько лет власти Киргизии. «Что мы понимаем под халяль? Халяль означает то, что разрешено в исламе. Антонимом является харам – запретное действие», – попытался Кадышев наконец объяснить, что же такое халяль. По его словам, халяльный туризм сегодня имеет огромный потенциал – только в Киргизии объем этого рынка составляет $6,1 млрд за счет приезжих из ОАЭ, Кувейта и Саудовской Аравии. Кадышев опять же подчеркнул, что число мусульман в мире ежегодно растет, как и количество денег у них, отчего просто экономически выгодно привлекать их к себе в страну. Основными факторами, влияющими на развитие халяльного туризма, являются природные ресурсы, культурные и исторические ресурсы, туристическая инфраструктура, религиозная толерантность, безопасность, гостеприимство и теплота, а также маркетинг. По мнению гостя из Киргизии, в Татарстане это все уже есть, ну или почти все...
«Слово „халяль“ – это разрешенное, арабское слово „хальва“. В России есть такое понятие, как халява – сладость... Сладость от дозволенного. Все дети и все взрослые любят сладкое, разрешенное. И здесь можно проводить такие ассоциации», – пытался продолжить тему модератор дискуссии вице-президент федерации рестораторов и отельеров по спортивно-зрелищным мероприятиям (почему именно он?) Ильдар Мусин. Некоторым, как выяснилось после мероприятия, было непонятно слышать такие сравнения, потому что слово «халява» этимологически схоже с ивритским «халяв», что означает «молоко». Как модератор круглого стола перепутал слово на иврите с арабским – остается загадкой. Но это весьма показательно, учитывая слова Мусина о том, что «футбол – это там, где тепло и где Восток», когда модератор говорил о большом наплыве мусульман-туристов на ЧМ, резко делая реверанс в сторону халяльной еды. По его словам, на время проведения ЧМ в России на стадионах запретят использовать свинину как «самое быстропортящееся мясо».
В мире проживают сегодня чуть более 1,8 млрд мусульман. Глупо было бы не использовать этот приток гостей с «небедного» Ближнего Востока / Фото: «БИЗНЕС Online»
«И МЫ ЭТО НЕ ПРИДУМЫВАЕМ! ЕСТЬ ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТ ТУРИСТОВ-МУСУЛЬМАН!»
Особый интерес в зале к теме халяльного туризма подогрело выступление главы исследовательского департамента Royal Manta Travel Мустафы Халила. Он на примере Египта попытался объяснить, что нужно делать, чтобы мусульмане захотели путешествовать. По его словам, в Египте многих туристов привлекают совсем не курорты и места на пляже, а древняя история страны с ее богатой культурой. Эту составляющую он сделал ключевой в вопросе того, как заинтересовать мусульман ездить в другие страны. И с этой точки зрения с халяльным туризмом в Египте все хорошо, потому что там изначально сформирован халяльный образ жизни. Никто уже давно не удивляется тому, что у каждой гостиницы под боком стоит мечеть, даже если хозяин отеля христианин. Главное – это желание мусульман знакомиться с культурой других народов и в каком-то смысле гостеприимство. И, по мнению египетского гостя, это нормальная ситуация, когда приезжий китаец хочет в другой стране есть свои родные китайские блюда. Так и в халяльном туризме нормально, что путешествующие мусульмане хотели бы соблюдения всех требований шариата.
Шире на эту тему взглянул председатель комитета халяль духовного управления мусульман РТ Марат Низамов, прибежавший уже в серединке дискуссии с выставочного на втором этаже Halal City. Он кратко рассказал о деятельности татарстанского комитета стандартизации продуктов халяль, который в этом году отмечает свое десятилетие. По его словам, в последнее время в республике вырос спрос на медицинские и культурные халяль-услуги, да и идея создания в Татарстане халяльного образа жизни – тема KazanSummit – родилась у руководства республики не просто так, а во время визита ОАЭ. Низамов прошелся по всем обозначенным Кадышевым факторам развития халяльного туризма в республике. Он напомнил, что ислам в республике добровольно приняли еще в 922 году в Болгаре и халяль здесь всегда присутствовал в жизни местного населения, вплоть до прихода большевиков. Сегодня же в России и Татарстане происходит ренессанс халяльного образа жизни. Представитель ДУМ РТ согласился, что благодаря такому строгому следованию Корану у исламского мира большая рождаемость и в республику все чаще стали приезжать мусульмане из Азии. Многие из них остаются жить на постоянной основе, отчего развитие халяльной индустрии приобретает особую значимость в республике.
Марат Низамов кратко рассказал о деятельности татарстанского комитета стандартизации продуктов халяль
Так что же такое халяльный туризм? Как пояснил Низамов, дословно это значит, что все, что увидит приезжий турист, должно быть по законам шариата. Мало того что это относится к посещению культовых исламских мест в республике, это касается и всей гостиничной инфраструктуры. Например, в каждом номере должен быть Коран, под окном – мечеть, в гостинице – молельные комнаты, раздельные санузлы для мужчин и женщин, в комнатах запрещено вывешивать изображения животных, приветствуются плотные шторы, чтобы никто не смог через них заглянуть в номер, и так далее. Для исламского туризма необходимо даже халяльное такси – это когда мужчин возят только мужчины, а женщин – женщины-водители. И стоит ли упоминать про полностью халяльное меню... «Есть вопросы к оборудованию для приготовления еды. Есть жесткие требования к этому в странах Персидского залива. Мы даже встречали такие требования к мытью посуды, то есть она тоже может быть халяльной и нехаляльной. Также нами был изучен вопрос средств для мытья посуды, для стирки белья, – рассказывал Низамов. – И мы это не придумываем! Есть такие требования от туристов-мусульман. Это они нам так говорят, хотя у себя они как-то попроще относятся к этому вопросу».
По его словам, есть еще и определенные требования к персоналу гостиниц и сопровождающим лицам. Например, по деловому этикету общения с арабами нельзя спрашивать у них, как поживают их семьи, – харам. Нельзя даже просто складывать нога на ногу, показывая свою подошву, – харам. И таких нюансов встречи мусульманских гостей Низамов рассказал целое множество. Однако вопрос в другом – насколько в Татарстане готовы к такому халяльному туризму?
Сегодня в России и Татарстане происходит ренессанс халяльного образа жизни / Фото: «БИЗНЕС Online»
«НАШ ПРЕЗИДЕНТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЗЯЛ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ КУРС НА РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ХАЛЯЛЬ...»
С ответом на это участники круглого стола не спешили. Приглашенные гости продолжали делиться своим опытом и рассказывали, как обстоят дела с развитием халяльного туризма в других странах. Модератор поинтересовался у директора ООО «Вантачтревел» Вадима Шпильмана, есть ли будущее у такого туризма в России. Тот заметил, что спрос всегда рождает предложение и наоборот, и привел в пример свою компанию-туроператора. Пару лет назад у фирмы на сайте появилась такая функция, как заказ халяльного питания, и мусульманский клиент попер... И если, скажем, появятся гостиницы по всем канонам шариата, то и туристы с Ближнего Востока будут охотнее приезжать. Тем более, по мнению Шпильмана, в последнее время в России все толерантнее относятся к мусульманам. Что уж в таком случае говорить про Татарстан, где соседство татар и русских возведено до уровня догмы политики местных властей. И все, собственно, в России с халяльным туризмом развивается хорошо, заметил Шпильман. «Простите, но сам факт того, что я являюсь православным евреем и занимаюсь халялем, – кажется, все что можно, я уже совместил в себе. Я отношусь к этому намного глубже. Сауды, которые собираются приехать на чемпионат мира, заставили меня на многие вещи взглянуть с другой стороны. Я лично наблюдал за тем, как упаковывается Коран в гостиничных номерах», – рассказывал владелец «Вантачтревел».
О том, как спрос рождает предложение, говорил и директор ООО «Истисмар инвест» Ратмир Ахметшин, рассказавший про систему онлайн-бронирования отелей в Медине и хадж-боксы. По его мнению, создание условий для мусульман – вот залог успешного развития халяльного туризма. Это подтвердил и Айрат Касимов – создатель сервиса HalalGuide, путеводителя по халяльным заведениям, доставке халяльных продуктов и многому другому.
Сергей Иванов: «Порядка 10 отелей на сегодняшний день готовы предоставлять услуги по стандартам халяль. Процесс продолжается. Должен быть спрос» / Фото: prav.tatarstan.ru
«Наш президент действительно взял очень серьезный курс на развитие индустрии халяль, образа жизни халяль, – уже под конец дискуссии дали слово председателю госкомитета РТ по туризму Сергею Иванову, который попытался объяснить, почему эта тема так важна для республики. – Во время чемпионата у нас будет играть команда из Ирана. Это та страна, которая предъявляет такие требования. И мы сейчас очень серьезные усилия прикладываем к продвижению Татарстана на рынок мусульманских стран, Персидского залива, Ближнего Востока. Мы видим, что на определенных рынках такой спрос на обслуживание по стандартам халяль есть». Но каковы объемы этого спроса непосредственно в Татарстане и насколько халяльный туризм нужен республике, Иванов уже попытался рассказать корреспонденту «БИЗНЕС Online» во время пресс-конференции по итогам круглого стола. По словам главы госкомитета РТ по туризму, сложно оценить реальный поток в Татарстан туристов из стран Ближнего Востока – никто в анкетах не пишет свою религию. Но, по его оценке, число таких туристов составляет несколько десятков тысяч человек в год. Конкретнее собеседник сказать не смог: «Точную цифру здесь нет смысла искать». Не стал разграничивать Иванов и цели визита таких туристов – кто-то приезжает по делам, а кто-то – понежиться на «лазурных берегах» Казанки и Волги...
«Порядка 10 отелей на сегодняшний день готовы предоставлять услуги по стандартам халяль. Процесс продолжается. Это палка о двух концах. Должен быть спрос. Многие же предприниматели говорят: „Будет спрос – тогда начнем это делать“. Но те, кто более продвинут, понимают, что эти споры вечны, что первично – инфраструктура или туристы? Мы для себя уже ответили, что первична инфраструктура, после этого появляются спрос и турист», – пояснил Иванов, заметив, что в республике есть все условия по халяль-сертификации всего необходимого. К слову, опробовать халяльный туризм в том виде, в каком его обсуждали на круглом столе, госкомитет РТ по туризму в ближайшее время при приеме гостей из Ирана на мундиаль не намерен. Действительно, надо ли создавать в республике под приезжих «мусульманские резервации»?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.