«ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ХАЛЯЛЬ?»

«Мы видим устойчивый рост турпотока из Ирана», – заявил накануне на одной из сессий KazanSummit 2018 замруководителя Ростуризма Алексей Конюшков. На полях десятого юбилейного международного экономического саммита «Россия – исламский мир», который в этом году посвятили халяльному образу жизни, во второй день форума обсудили и особенности развития в стране халяльного туризма. Конюшков для затравки дискуссии выдал небольшую вводную. «Мы рассчитываем в дальнейшем использовать это гигантское событие для наращивания потенциала въезда туристов», – заявил он, имея в виду, видимо, исключительно мусульманских туристов.

А цифры говорят сами за себя: в мире проживают сегодня чуть более 1,8 млрд. мусульман, и с каждым годом их число увеличивается в геометрической прогрессии. Глупо было бы не использовать этот приток гостей с «небедного» Ближнего Востока. По словам федерального чиновника, летом в России стартует чемпионат мира по футболу, с которым в страну с новой силой хлынет поток мусульман-болельщиков. И их надо подобающе встретить, проявив свое небывалое гостеприимство. А, по мнению замглавы Ростуризма, сделать это можно, создав им все условия пребывания в стране по канонам шариата. В чем они заключаются и что сегодня надо делать на практике, чтобы мусульмане хотели приезжать в Россию, – об этом и зашла речь во время круглого стола KazanSummit.

Но начали участники дискуссии не с раскрытия понятия «исламский туризм», а уже с конкретных примеров успешного развития такого направления. Слово передали главному специалисту сектора халяль-индустрии министерства экономики Киргизской Республики Нургазы Кадышеву. По его словам, для создания такого вида туризма нужны три составляющие: общество, готовое воспринимать туризм по шариату, волевое решение властей и инициативный бизнес, способный взять туристов-мусульман под свое крыло. В Киргизии проживают почти 90%, исповедующих ислам, отчего первая задача по подготовке общества уже была изначально решена. Но для халяльного туризма не было соответствующей нормативной базы, чем и занимались последние несколько лет власти Киргизии. «Что мы понимаем под халяль? Халяль означает то, что разрешено в исламе. Антонимом является харам – запретное действие», – попытался Кадышев наконец объяснить, что же такое халяль. По его словам, халяльный туризм сегодня имеет огромный потенциал – только в Киргизии объем этого рынка составляет $6,1 млрд за счет приезжих из ОАЭ, Кувейта и Саудовской Аравии. Кадышев опять же подчеркнул, что число мусульман в мире ежегодно растет, как и количество денег у них, отчего просто экономически выгодно привлекать их к себе в страну. Основными факторами, влияющими на развитие халяльного туризма, являются природные ресурсы, культурные и исторические ресурсы, туристическая инфраструктура, религиозная толерантность, безопасность, гостеприимство и теплота, а также маркетинг. По мнению гостя из Киргизии, в Татарстане это все уже есть, ну или почти все...

«Слово „халяль“ – это разрешенное, арабское слово „хальва“. В России есть такое понятие, как халява – сладость... Сладость от дозволенного. Все дети и все взрослые любят сладкое, разрешенное. И здесь можно проводить такие ассоциации», – пытался продолжить тему модератор дискуссии вице-президент федерации рестораторов и отельеров по спортивно-зрелищным мероприятиям (почему именно он?) Ильдар Мусин. Некоторым, как выяснилось после мероприятия, было непонятно слышать такие сравнения, потому что слово «халява» этимологически схоже с ивритским «халяв», что означает «молоко». Как модератор круглого стола перепутал слово на иврите с арабским – остается загадкой. Но это весьма показательно, учитывая слова Мусина о том, что «футбол – это там, где тепло и где Восток», когда модератор говорил о большом наплыве мусульман-туристов на ЧМ, резко делая реверанс в сторону халяльной еды. По его словам, на время проведения ЧМ в России на стадионах запретят использовать свинину как «самое быстропортящееся мясо».

В мире проживают сегодня чуть более 1,8 млрд мусульман. Глупо было бы не использовать этот приток гостей с «небедного» Ближнего Востока / Фото: «БИЗНЕС Online»

«И МЫ ЭТО НЕ ПРИДУМЫВАЕМ! ЕСТЬ ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТ ТУРИСТОВ-МУСУЛЬМАН!»

Особый интерес в зале к теме халяльного туризма подогрело выступление главы исследовательского департамента Royal Manta Travel Мустафы Халила. Он на примере Египта попытался объяснить, что нужно делать, чтобы мусульмане захотели путешествовать. По его словам, в Египте многих туристов привлекают совсем не курорты и места на пляже, а древняя история страны с ее богатой культурой. Эту составляющую он сделал ключевой в вопросе того, как заинтересовать мусульман ездить в другие страны. И с этой точки зрения с халяльным туризмом в Египте все хорошо, потому что там изначально сформирован халяльный образ жизни. Никто уже давно не удивляется тому, что у каждой гостиницы под боком стоит мечеть, даже если хозяин отеля христианин. Главное – это желание мусульман знакомиться с культурой других народов и в каком-то смысле гостеприимство. И, по мнению египетского гостя, это нормальная ситуация, когда приезжий китаец хочет в другой стране есть свои родные китайские блюда. Так и в халяльном туризме нормально, что путешествующие мусульмане хотели бы соблюдения всех требований шариата.

Шире на эту тему взглянул председатель комитета халяль духовного управления мусульман РТ Марат Низамов, прибежавший уже в серединке дискуссии с выставочного на втором этаже Halal City. Он кратко рассказал о деятельности татарстанского комитета стандартизации продуктов халяль, который в этом году отмечает свое десятилетие. По его словам, в последнее время в республике вырос спрос на медицинские и культурные халяль-услуги, да и идея создания в Татарстане халяльного образа жизни – тема KazanSummit – родилась у руководства республики не просто так, а во время визита ОАЭ. Низамов прошелся по всем обозначенным Кадышевым факторам развития халяльного туризма в республике. Он напомнил, что ислам в республике добровольно приняли еще в 922 году в Болгаре и халяль здесь всегда присутствовал в жизни местного населения, вплоть до прихода большевиков. Сегодня же в России и Татарстане происходит ренессанс халяльного образа жизни. Представитель ДУМ РТ согласился, что благодаря такому строгому следованию Корану у исламского мира большая рождаемость и в республику все чаще стали приезжать мусульмане из Азии. Многие из них остаются жить на постоянной основе, отчего развитие халяльной индустрии приобретает особую значимость в республике.

Марат Низамов кратко рассказал о деятельности татарстанского комитета стандартизации продуктов халяльФото: «БИЗНЕС Online»

Так что же такое халяльный туризм? Как пояснил Низамов, дословно это значит, что все, что увидит приезжий турист, должно быть по законам шариата. Мало того что это относится к посещению культовых исламских мест в республике, это касается и всей гостиничной инфраструктуры. Например, в каждом номере должен быть Коран, под окном – мечеть, в гостинице – молельные комнаты, раздельные санузлы для мужчин и женщин, в комнатах запрещено вывешивать изображения животных, приветствуются плотные шторы, чтобы никто не смог через них заглянуть в номер, и так далее. Для исламского туризма необходимо даже халяльное такси – это когда мужчин возят только мужчины, а женщин – женщины-водители. И стоит ли упоминать про полностью халяльное меню... «Есть вопросы к оборудованию для приготовления еды. Есть жесткие требования к этому в странах Персидского залива. Мы даже встречали такие требования к мытью посуды, то есть она тоже может быть халяльной и нехаляльной. Также нами был изучен вопрос средств для мытья посуды, для стирки белья, – рассказывал Низамов. – И мы это не придумываем! Есть такие требования от туристов-мусульман. Это они нам так говорят, хотя у себя они как-то попроще относятся к этому вопросу».

По его словам, есть еще и определенные требования к персоналу гостиниц и сопровождающим лицам. Например, по деловому этикету общения с арабами нельзя спрашивать у них, как поживают их семьи, – харам. Нельзя даже просто складывать нога на ногу, показывая свою подошву, – харам. И таких нюансов встречи мусульманских гостей Низамов рассказал целое множество. Однако вопрос в другом – насколько в Татарстане готовы к такому халяльному туризму?

Сегодня в России и Татарстане происходит ренессанс халяльного образа жизни / Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАШ ПРЕЗИДЕНТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЗЯЛ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ КУРС НА РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ХАЛЯЛЬ...»

С ответом на это участники круглого стола не спешили. Приглашенные гости продолжали делиться своим опытом и рассказывали, как обстоят дела с развитием халяльного туризма в других странах. Модератор поинтересовался у директора ООО «Вантачтревел» Вадима Шпильмана, есть ли будущее у такого туризма в России. Тот заметил, что спрос всегда рождает предложение и наоборот, и привел в пример свою компанию-туроператора. Пару лет назад у фирмы на сайте появилась такая функция, как заказ халяльного питания, и мусульманский клиент попер... И если, скажем, появятся гостиницы по всем канонам шариата, то и туристы с Ближнего Востока будут охотнее приезжать. Тем более, по мнению Шпильмана, в последнее время в России все толерантнее относятся к мусульманам. Что уж в таком случае говорить про Татарстан, где соседство татар и русских возведено до уровня догмы политики местных властей. И все, собственно, в России с халяльным туризмом развивается хорошо, заметил Шпильман. «Простите, но сам факт того, что я являюсь православным евреем и занимаюсь халялем, – кажется, все что можно, я уже совместил в себе. Я отношусь к этому намного глубже. Сауды, которые собираются приехать на чемпионат мира, заставили меня на многие вещи взглянуть с другой стороны. Я лично наблюдал за тем, как упаковывается Коран в гостиничных номерах», – рассказывал владелец «Вантачтревел».

О том, как спрос рождает предложение, говорил и директор ООО «Истисмар инвест» Ратмир Ахметшин, рассказавший про систему онлайн-бронирования отелей в Медине и хадж-боксы. По его мнению, создание условий для мусульман – вот залог успешного развития халяльного туризма. Это подтвердил и Айрат Касимов – создатель сервиса HalalGuide, путеводителя по халяльным заведениям, доставке халяльных продуктов и многому другому.

Сергей Иванов Сергей Иванов: «Порядка 10 отелей на сегодняшний день готовы предоставлять услуги по стандартам халяль. Процесс продолжается. Должен быть спрос» / Фото: prav.tatarstan.ru

«Наш президент действительно взял очень серьезный курс на развитие индустрии халяль, образа жизни халяль, – уже под конец дискуссии дали слово председателю госкомитета РТ по туризму Сергею Иванову, который попытался объяснить, почему эта тема так важна для республики. – Во время чемпионата у нас будет играть команда из Ирана. Это та страна, которая предъявляет такие требования. И мы сейчас очень серьезные усилия прикладываем к продвижению Татарстана на рынок мусульманских стран, Персидского залива, Ближнего Востока. Мы видим, что на определенных рынках такой спрос на обслуживание по стандартам халяль есть». Но каковы объемы этого спроса непосредственно в Татарстане и насколько халяльный туризм нужен республике, Иванов уже попытался рассказать корреспонденту «БИЗНЕС Online» во время пресс-конференции по итогам круглого стола. По словам главы госкомитета РТ по туризму, сложно оценить реальный поток в Татарстан туристов из стран Ближнего Востока – никто в анкетах не пишет свою религию. Но, по его оценке, число таких туристов составляет несколько десятков тысяч человек в год. Конкретнее собеседник сказать не смог: «Точную цифру здесь нет смысла искать». Не стал разграничивать Иванов и цели визита таких туристов – кто-то приезжает по делам, а кто-то – понежиться на «лазурных берегах» Казанки и Волги...

«Порядка 10 отелей на сегодняшний день готовы предоставлять услуги по стандартам халяль. Процесс продолжается. Это палка о двух концах. Должен быть спрос. Многие же предприниматели говорят: „Будет спрос – тогда начнем это делать“. Но те, кто более продвинут, понимают, что эти споры вечны, что первично – инфраструктура или туристы? Мы для себя уже ответили, что первична инфраструктура, после этого появляются спрос и турист», – пояснил Иванов, заметив, что в республике есть все условия по халяль-сертификации всего необходимого. К слову, опробовать халяльный туризм в том виде, в каком его обсуждали на круглом столе, госкомитет РТ по туризму в ближайшее время при приеме гостей из Ирана на мундиаль не намерен. Действительно, надо ли создавать в республике под приезжих «мусульманские резервации»?