ПРОСРОЧЕННЫЕ ДОЛГИ ТАТАРСТАНЦЕВ БАНКАМ ДОСТИГЛИ 2,9 МЛРД. РУБЛЕЙ
Вчера в Казани состоялась конференция на тему «Рынок коллекторских услуг в России», на которую были приглашены представители крупнейших банков республики. Коллекторы нарисовали среднестатистический портрет должника – это мужчина-горожанин со средне-специальным образованием, оформивший автокредит либо займ на потребительские нужды. Вместе с другими участниками конференции в коллизиях коллекторского бизнеса разбирался и журналист «БИЗНЕС Online».
СТРАТЕГИЯ ЕСТЬ - НЕТ ЗАКОНА
Тенденции и актуальные вопросы развития рынка коллекторских услуг обсуждали вчера в Казани на конференции «Рынок коллекторских услуг в «России». Мероприятие проходило в отеле «Джузеппе», организатором и модератором встречи выступило коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» (Москва).
Отметим, что тема взыскания задолженности в последнее время стала активно обсуждаться не только в средствах массовой информации, но и в высших эшелонах власти. Буквально две недели назад глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко фактически обвинил банки и коллекторские агентства в нарушении законодательства. Он заявил, что переуступка долга гражданина перед банком в коллекторскую организацию незаконна без его согласия. Именно с напоминания этого заявления начала свое выступление генеральный директор ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева. Она уверена, что здесь дело в правовом вакууме, поскольку закон о коллекторской деятельности до сих пор не принят.
Отметим, что законопроект о взыскании задолженности включен в стратегию развития банковского сектора России до 2015 года и должен быть принят в этом году. Но, скорее всего, принят не будет, - поскольку не вписывается в число популярных нормотворческих актов, которые бы легли в предвыборную платформу партии власти.
Пока же компании-взыскатели работают в правовом поле Гражданского кодекса РФ (гл. 24.30, 39, 42, 49 и 52). Кроме того, в основе коллекторской деятельности - положения кодекса об административных правонарушениях, УК, федеральных законов «О персональных данных», «О кредитных историях»; «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; «О несостоятельности (банкротстве)».
Докучаева порекомендовала банкирам четко прописывать в договорах займов пункт о согласии на обработку персональных данных.
КАРТИНА КРЕДИТНОГО РЫНКА
В ходе конференции прозвучала любопытная информация, характеризующая кредитный рынок страны в целом и в Татарстане в частности.
Так, в РФ, по данным компании - организатора конференции, на 1 февраля 2011 года объем кредитования составил 4 трлн. рублей, 287,3 млрд. рублей – просроченная задолженность по банковским кредитам. В Татарстане эти цифры выглядят следующим образом: объем кредитования – 60,5 млрд. рублей, задолженность – просроченная 2,95 млрд. рублей. Было отмечено, что, поскольку в посткризисный период вырос объем кредитования, увеличился и объем сотрудничества банков и коллекторских агентств.
Интересными выглядели цифры по структуре просроченной задолженности физических лиц по банковским кредитам. На потребительский кредит приходится львиная часть долгов – 77%, далее следует автокредит – 15%, задолженность за ипотеку составляет 2%.
Коллекторами был определен и среднестатистический должник – мужчина-горожанин со средне-специальным образованием, оформивший автокредит либо займ на потребительские нужды (по тому, какими понимающими взглядами обменялись банкиры, стало понятно – эта информация для них не является новостью). . Средняя сумма долга у мужчин - 98 тыс. рублей, а у женщин - 22,5 тыс. рублей. Мужчины чаще всего имеют долги по автокредитам или большим потребительским кредитам, а женщины - по кредитным картам. Причины возникновения долгов у мужчин и у женщин разные. Сильный пол, как правило, переоценивает свои финансовые возможности, а дам губит склонность к спонтанным покупкам.
Кроме того, было отмечено, что доля аутсорсингового взыскания составляет 50% в общем объеме просроченной задолженности.
Кстати, на мероприятии прозвучала любопытная информация о том, каким образом решает проблемы с должниками "АК БАРС" Банк. Он стал первым в РТ банком, продавшим кредитный портфель на сумму до 100 млн. руб. коллекторскому агентству. В портфель вошли наиболее «сложные» долги с просрочкой более трех лет.
КОЛЛЕКТОРЫ – НЕ ВОЛШЕБНИКИ
В ходе конференции была поднята тема рынка цессии, так критикуемого Онищенко. Однако, по словам модераторов мероприятия, объемы продаж прав требований по розничным кредитам, так или иначе вырастут к 2012 году. По всей видимости, коллекторы рассчитывают, что к этому моменту будет, наконец, принят закон «О взыскании задолженности», который примирит и коллекторов, и банкиров, и должников.
В ходе встречи неоднократно, буквально рефреном, звучало, что профессиональные коллекторы работают в соответствии с действующим законодательством.
Кстати, во время конференции возникла некая нештатная ситуация: руководитель службы безопасности одного из банков задал неудобный вопрос, касающийся взаимодействия СБ и коллекторских агентств (которых он назвал «звонарями» и «почтальонами»). В частности, речь шла о «пересечении» деятельности тех и других – когда сотрудники службы безопасности проводят все работы по поиску должника, а коллекторы предоставляют в банк отчет о тех же действиях.
На это Докучаева отреагировала достаточно жестко: «Если у вас сильная служба безопасности, то зачем вам коллекторское агентство? Да, мы «звонари» и «почтальоны», и действуем теми же способами, что и вы. Коллекторы - не волшебники, они не знают волшебного слова, после которого сразу же все заплатили бы долги»…
Впрочем, эта небольшая пикировка не испортила общего позитивного настроя мероприятия.
ЕСЛИ КОМИССИЯ НИЗКАЯ, ЗНАЧИТ, КОМПАНИЯ СЛАБАЯ
В заключение встречи организаторы дали несколько советов по выбору компании-коллектора. Что интересно, одним из критериев профессионального агентства была названа высокая комиссия, взимаемая коллектором. «Низкая комиссия – это не сила, а слабость компании», – буквальные слова Докучаевой.
По окончании мероприятия своим мнением о востребованности коллекторских услуг в банковском секторе с «БИЗНЕС Online» поделился начальник управления развития розничного продуктового ряда ОАО «АК БАРС» БАНК" Эльдар Галеев:
– Наша служба безопасности, на мой взгляд, достаточно эффективная. Однако взаимодействие с коллекторской компанией началось в 2009 году, когда мы уже понимали, что объемы проблем, которые есть по просрочке, по должникам, могут быть больше, чем максимальная нагрузка на службу безопасности. В определенной степени привлечение коллекторской компании было превентивной мерой, и мы тем самым подстраховались на случай массового возрастания просрочки. Мы одними из первых в Татарстане стали сотрудничать с коллекторами. И это в определенной степени позитивно отразилось на деятельности банка.
В свою очередь Елена Докучаева поделилась проблемами, мешающими работе коллекторов:
– Статус коллектора в обществе никак не закреплен, и это иногда позволяет, в том числе и госчиновникам, декларировать отказ должников от взаимодействия с агентствами. Это мешает, создает негативный фон. Кроме того, отсутствие законодательно закрепленных требований к коллекторам приводит к отсутствию барьеров на этом рынке, и следовательно, к приходу компаний, которые могут нанести урон репутации профессиональным коллекторским агентствам в России.
…Напоследок напомним, как отреагировал на критику Онищенко президент национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Морозов: «Очевидно, что в предвыборный год стоит ожидать различных громких преднамеренных или непреднамеренных высказываний. Однако хочется призвать всех, кто время от времени оказывается в центре ажиотажного внимания СМИ, воздержаться от попыток «раскачивания» финансовой стабильности страны».
Елена Фадеева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.