.... На Зеленодольском заводе им. Горького сегодня перемены – назначение нового гендиректора (им стал Александр Карпов (второй слева), уход прежнего шефа на повышение – в судостроительную корпорацию «Ак Барс»
Фото: prav.tatarstan.ru

«В ТЕХНОЛОГИИ ПОДЧИНЕНИЯ НАМ»

Казалось бы, сегодня Зеленодольский завод им. Горького должен бурлить — столько всего: назначение нового гендиректора (им стал Александр Карпов), уход прежнего шефа (Рената Мистахова) на повышение — в новорожденную судостроительную корпорацию «Ак Барс», вхождение в эту корпорацию, в конце концов. Но нет, все прошло достаточно буднично. Объясняется это тем, что Мистахов все равно по большому счету остается патроном завода, а сама верфь будет выполнять в конгломерате предприятий роль головного. Так что пока жизнь будет течь по-прежнему. Зато в будущем горьковчанам обещаны грандиозные перемены.

Центральным моментом сегодняшних торжеств, безусловно, стало официальное объявление о создании судостроительной корпорации «Ак Барс». Она объединяет входящие в АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» завод им. Горького, ОАО «Казанский завод „Электроприбор“», ООО «Ак Барс Металл», ООО «Адриа Винч Зеленодольск», ООО «ВолгаТатСудоремонт».

Для чего это сделано? Во-первых, по словам Мистахова, дело в идеологии: «Завод сегодня загружен — есть заказы до 2023 года, приходится каждый день отрабатывать вопросы, связанные с текущими потребностями, производственными делами, и они не дают нам, группе единомышленников, придумать что-то новое, поэтому и было принято решение создать корпорацию». Во-вторых, сегодня доля завода им. Горького в конечном продукте всего 10–15%. Это очень мало, и ситуацию надо исправлять. В-третьих, на заводе уверены, что предстоит огромный объем работы по гражданскому судостроению, а это диктует и новые организационные подходы.

В какой форме задумано объединение в корпорацию? «Это в любом случае будет передача акций, — сообщил Мистахов. — На сегодня со стороны холдинга „Ак Барса“ подписаны приказы о том, что данные предприятия с 28 апреля полностью выстроены в технологии подчинения нам».

Могут ли войти в корпорацию другие предприятия помимо заявленных? «Мы работаем над этим», — сообщил сегодня Мистахов. Какие компании могут иметься в виду? Как полагает эксперт в области судостроения Владимир Леонов, под крылом Мистахова вполне логично было бы видеть Чистопольский судоремонтный завод, ремонтную базу флота в Куйбышевском затоне, судостроительно-судоремонтный завод им. Бутякова (Звенигово, Марий-Эл), кировские Сосновский судостроительный и Аркульский судостроительно-судоремонтный заводы.


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КОРПОРАЦИЯ

Плюсы от совместной работы родственных предприятий очевидны, полагает Леонов. Во-первых, это касается ритмичности производства. Суда сегодня строятся небольшими сериями, и переход к каждому новому проекту сопровождается большими затратами на подготовку и освоение производства. Во время строительства головного судна нового проекта (12–20 месяцев) рентабельность предприятия оказывается близкой к нулю. А вот если в корпорации будет несколько судостроительных заводов, можно централизованно обеспечить неодновременное освоение производства новых типов судов.


Во-вторых, спрос на конкретные типы судов непостоянен, и наличие разнокалиберных предприятий (способных строить все типы судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях и в прибрежных морских районах, плюс судоремонт) обеспечивает равномерную загрузку корпорации. К тому же заказы, попадающие в конкретный диапазон длин и масс, будут размещаться на том заводе корпорации, который наиболее приспособлен к строительству данного типоразмера. Такая политика позволит отказаться от необоснованного капитального строительства излишних производственных мощностей.

Прогулочный теплоход проекта 03620

Леонов считает логичным и ожидаемое вхождение в корпорацию ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ): «Дело в том, что „сторонние“  КБ, работающие по договору, существенно завышают стоимость своих работ, навязывают приобретение конкретных типов оборудования от конкретных производителей, почти не несут финансовой ответственности за свои ошибки и последующие срывы сроков сдачи судов. Собственное бюро будет избавлено от подобных ошибок».

Проект 03621

И кооперация между заводом и КБ уже наметилась: сегодня на заводе им. Горького заложили два прогулочных теплохода проектов 03620 и 03621 от ЗПКБ. Строятся они, предположительно, на заемные деньги. Не зря сегодня Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк» и корпорация «Ак Барс» подписали соглашение о развитии долгосрочного сотрудничества в области гражданского судостроения. «Со Сбербанком у нас давние отношения, — прокомментировал это сотрудничество Мистахов. — В 2010 году, когда мы строили корабли в небольшом количестве, а их всего было три (сегодня в строительстве 27), у завода была большая потребность в кредитах, и тогда нас поддержал только Сбербанк. Сегодня мы предложили ему развивать именно гражданское судостроение. И эта идея им поддержана».

Кстати, ЗПКБ сегодня не было заявлено в списке объединяемых предприятий. «Указ о передаче бюро уже на выходе, — заверил Мистахов. — Документы все готовы, интеграция планируется в мае – июне после подписания указа».

Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк» и корпорация «Ак Барс» подписали соглашение о развитии долгосрочного сотрудничества в области гражданского судостроенияФото: prav.tatarstan.ru

ГЕНШТАБ В НЕДОУМЕНИИ

Отметим, что корпорация рождается на фоне явных успехов завода им. Горького. Об этом свидетельствует свежая отчетность предприятия. Так, выручка выросла в 2,5 раза с 12,7 млрд рублей в 2016 году до 32,1 млрд в 2017-м. Чистая прибыль увеличилась в 11,5 раз до 90,5 млн рублей.

В чем причина столь резкого скачка, ведь завод как будто не ставил никаких рекордов? Как разъяснил «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов, «секрет» — в специфической системе сдачи кораблей. «К примеру, экспортные заказы учитываются только по итогам сдачи, — пояснил он. — Именно из-за экспорта и образовался столь большой переход». Напомним, в 2017 году завод отправил во Вьетнам два фрегата проекта  «Гепард 3.9».

К слову, кораблями этого проекта, точнее, его прообраза под шифром 11661 (на Каспии служат сторожевики «Татарстан» и «Дагестан») интересовался во время недавнего визита в Казань начальник генерального штаба Валерий Герасимов. «Он отметил, что во Вьетнам ушло уже четыре таких корабля, и есть другие интересующиеся, а для себя построили только два, — рассказал Мистахов. — Валерий Васильевич спросил, почему у нас нет продолжения истории. Кстати, во Вьетнаме фрегаты свои качества прекрасно подтвердили — вьетнамцы куда только не ходил на них». Вдогонку отметим, что с 2014 года «Гепардами» активно интересуется Шри-Ланка. 

Судя по отчетности, количество интересующихся продукцией завода им. Горького иностранцев все растет. Так, Алжир задумался о патрульном корабле проекта 22160 с ударным ракетным комплексом CLUB-N. Аж 12 таких кораблей хотят Филиппины. Также есть интерес от Уругвая и Габона. А Египет положил глаз на малый ракетный корабль (МРК) проекта 21632 — экспортный вариант «Буянов-М», бивших крылатыми ракетами по сирийским террористам.

Что касается гособоронзаказа, то в 2017 году завод работал над семью МРК проекта 21631 «Буян-М» (один из них «Вышний Волочек» передадут морякам 30 апреля); шестью — вышеупомянутого проекта 22160; тремя противодиверсионными катерами «Грачонок»; двумя кабельными судами проекта 15310; двумя пограничными сторожевиками проекта 22100; пятью МРК проекта 22800 «Каракурт».

Ренат Мистахов остается патроном завода, а сама верфь будет выполнять в конгломерате предприятий роль головного, так что пока жизнь будет течь по-прежнему. Зато в будущем обещаны грандиозные переменыФото: prav.tatarstan.ru

«НАДЕЕМСЯ, ЭТИ СУДА СТАНУТ ТАКИМИ ЖЕ ЛЕГЕНДАРНЫМИ, КАК «МЕТЕОРЫ»

А вот с гражданской продукцией наметились некоторые проблемы. Так, до сих пор заказчику из Объединенных Арабских Эмиратов не переданы два скоростных теплохода проекта А145Е, хотя они построены и переведены на сдаточную базу в Новороссийск. Мистахов объяснил задержку некоторыми вопросами, которые возникли у партнеров из ОАЭ с банками.

Также СМИ недавно писали  о том, что два построенных Зеленодольском пассажирских судна ледового класса А217-1 не прошли испытания в акватории порта Архангельск — не смогли преодолеть лед толщиной 25−30 сантиметров. Из-за этого городская администрация планировала разорвать контракт на приобретение судов, но верфи удалось договориться о повторных испытаниях в весенний период. По словам Мистахова, ледовая обстановка оказалась превышающей возможности судов такого класса. «Мы об этом заявили, с нами согласились, испытания проведем на этой неделе», — сообщил он «БИЗНЕС Online».

Но по «гражданке» вообще грядут грандиозные перемены. «Мы должны до 2030 года увеличить ее до 50 процентов, и этой задачей начали заниматься, — сообщил сегодня Карпов, указывая на эскизы заложенных теплоходов. — Финансирует, естественно, завод. Никто ему в этом плане не помогает — из своих средств закладываем. Надеемся, эти суда станут такими же легендарными, как „Метеоры“, и полюбятся жителям Татарстана. Но хотим тиражировать их и на реках всей России».

К слову, что мы знаем о Карпове? Александр Николаевич родился 26 июля 1953 года в Казани. Окончил КХТИ по специальности «технология переработки пластических масс и эластомеров» (1996) и Российский государственный открытый технический университет путей сообщения по специальности «организация перевозок и управление на транспорте» (1998). Производственную карьеру начал с ученика слесаря на Казанском вертолетном заводе, также работал в КХТИ, в МВД ТАССР (заведующим базы материально-технического снабжения УИТУ), в дорожной механической мастерской грузовой службы Горьковской железной дороги. На завод им. Горького пришел в 2009 году, на должность заместителя директора по машиностроению и металлургии. Далее — первый заместитель генерального директора. Женат, трое детей.

По слова Карпова, корпорация намерена довести объем судостроительной продукции с нынешних 32 млрд до 100 млрд рублей.