СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ IBM И СЕТЕВОЙ КОМПАНИИ ВХОДИТ ВО ВТОРУЮ ФАЗУ 

В ОАО «Сетевая компания» введена в опытно-промышленную эксплуатацию первая очередь Единой системы нормативно-справочной информации (ЕС НСИ). Это результат совместного проекта IBM и консалтинговой компании НЦИТ «Интертех», являющейся одним из лидеров российского рынка по управлению НСИ. Решение реализовано на платформе управления мастер-данными IBMInfoSphereMDMServerforPIM  с предварительно настроенной библиотекой классов ONTOLOGIC. 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ 

Напомним, о планах по организации совместного проекта Сетевой компании и IBM  было заявлено в августе прошлого года – «БИЗНЕС Online» сообщал о намерении компании создать единую систему нормативно-справочной информации на базе программных решений корпорации IBM. Сегодня этот проект находится в активной стадии внедрения. Отметим, что компании, имеющей в своей структуре девять филиалов, географически разнесенных по всей республике, необходимо аккумулировать и  перерабатывать огромное количество данных в различных информационных системах компании.

«Построение единой системы нормативно-справочной информации - одна из главных задач, поставленных бизнес-менеджментом компании перед IТ-руководством. Эта задача легла в основу IТ-стратегии Сетевой компании» - отмечает генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Дамир Сафиуллин.  

 «Перед консультантами и разработчиками была поставлена задача обеспечить возможность централизованного ведения мастер-данных, которые не будут зависеть  от организационных и технологических  границ  и обеспечат повышение эффективности бизнес-процессов, прозрачности и эффективности бизнеса в целом, - рассказывает руководитель проекта, заместитель технического директора по эксплуатации Сетевой компании Юрий Васильев. - Это особенно важно в связи с планами компании по введению новых подходов управления активами, переходом на МСФО и новый метод формирования тарифа - RAB-регулирование». 

В настоящее время в рамках реализованных задач первой очереди  сформирована концепция  разработки и внедрения ЕС НСИ на трёхлетний период. Из числа специалистов компании создана профессионально подготовленная группа ведения НСИ и профильных специалистов. Развёрнут программно-технический  комплекс на базе технологий IBMInfoSphere, обеспечивающий доступ специалистов к централизованному хранилищу данных и поддерживающий бизнес-процессы ведения мастер-данных. Разработана методология ведения справочников и классификаторов в рамках единой системы НСИ (поддержание данных в актуальном состоянии, обеспечение их полноты, корректности, целостности и непротиворечивости). 

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ КОМПАНИИ 

По сообщению пресс-службы компании, в  период согласования технического задания возникло много дискуссий о том, какой из справочников,  предусмотренных к централизованному ведению, должен быть первым с точки зрения загрузки в централизованное хранилище данных. Как правило, большинство компаний, приступающих к созданию ЕС НСИ, начинает  со справочника материально-технических ресурсов (МТР), справочника основных средств или контрагентов. «Решение было принято на основе обследования, проведённого консультантами НЦИТ «Интертех» во всех филиалах компании, - рассказывает Васильев. - Объектами обследования явились бизнес-процессы компании, обеспечивающие их информационные системы,  непосредственно контент используемых справочников, а также правила их ведения».

В результате проведённого обследования совместной рабочей группой заказчика и исполнителя было принято решение о создании в первую очередь справочника, который в явном виде не содержится ни в одной из информационных систем компании  - справочник типов объектов учёта (СТОУ). По словам Васильева, именно этот справочник лежит на пересечении большинства бизнес-процессов компании. Параллельно с созданием этого справочника создавалась таблица перекрёстных ссылок (ТПС), описывающая привязку к СТОУ объектов бухгалтерского и технического учёта  в соответствующих информационных системах компании.  

В ходе пилотной фазы проекта были разработаны решения по интеграции и апробированы два интеграционных процесса: тиражирование справочника типов объектов учета по прикладным информационным системам и взаимодействие систем при постановке технических объектов на инвентарный учет. 

Для каждой информационной системы в соответствии с концепцией сервис-ориентированной архитектуры (SOA), принятой в Сетевой компании в качестве корпоративного стандарта, были разработаны адаптеры к интеграционной шине IBMWebSphere в форме набора универсальных веб-сервисов, а также разработана логика маршрутизации и преобразования сообщений. 

«Безусловно, включение информационных систем в схему интеграции требует внесения определенных изменений в логику их работы. Однако эти изменения не затрагивают содержимого уже накопленных данных и, следовательно, ошибки, накопленные в учетных системах в ходе их автономной эксплуатации, так и остаются без изменений, - отметил IT-директор ОАО «Сетевая компания» Владислав Мигачёв. - Поэтому наиболее важным этапом  пилотной фазы стала выверка учетных данных объектов бухгалтерского и технического учета». Следствием сложности идентификации объектов, информация о которых хранится в различных информационных системах филиалов компании, является недостаточный уровень достоверности и автоматизации  консолидированных отчётов в целом по компании. В начале работы несовпадение учетных данных достигало свыше 50%, а это означало, что каждый второй объект, зарегистрированный в одной учетной системе, не мог быть однозначно идентифицирован в другой. В результате совместной кропотливой работы проектной группы и специалистов пилотного филиала было обработано свыше 30 тыс. учетных записей, а степень совпадения учетных данных  доведена до 95%.

Как рассказывает Мигачев, косвенным, но очень важным результатом работ явилось создание методики пошаговой выверки учетных данных, которая теперь будет  использована при выполнении аналогичных работ, в том числе по другим направлениям во всех филиалах Сетевой компании. 

В настоящее время первая очередь ЕС НСИ функционирует в режиме опытно-промышленной эксплуатации, и уже начаты работы второй очереди - подготовка справочников для бизнес-процессов технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) на платформе управления корпоративными активами  IBMMaximo AssetManagement, которые планируется завершить к 1 сентября 2011 года.