О ПЕРВОМ ГОДЕ РАБОТЫ ПРЕЗИДЕНТА РТ – АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВ (АССОЦИАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РТ), АНАТОЛИЙ ЛИВАДА (ЗАО «ФОН»), ПАВЕЛ СИГАЛ («ОПОРА РОССИИ»), РАФАЭЛЬ ХАКИМОВ (ИНСТИТУТ ИСТОРИИ АН РТ). ЧАСТЬ 4-я 

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию экспертных оценок года работы в казанском Кремле президента РТ Рустама Минниханова. Наши эксперты считают, что ему надо повернуться лицом к прикладной науке; поддержать те строительные компании, которые отлично себя зарекомендовали; и жестко заявить позицию такого мощного региона, как Татарстан, по проблемам малого и среднего бизнеса. 

Александр Лаврентьев: «Инвестора нужно любить и холить» 

Александр Лаврентьев - президент регионального объединения работодателей «Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарстан»: 

- В первую очередь, и, это самое главное, в РТ удалось стабилизировать ситуацию после экономического кризиса. И не только стабилизировать - итоги 2010 года показывают, что экономика пошла вперед, и впервые за все рыночные годы объем отгруженной продукции предпринимателями Республики Татарстан превысил 1,0 триллион рублей. И это в тот период, когда еще не все предприятия Татарстана достигли результатов 2007 - 2008 годов. Это говорит об огромной целенаправленной работе, проделанной правительством РТ под руководством президента Рустама Нургалиевича Минниханова и об огромном экономическом потенциале республики. 

Что надо, но чего пока не удалось сделать президенту РТ, – это добиться увеличения в экономических результатах республики доли малого и среднего бизнеса. Здесь еще непочатый край работы. Развитие аутсоринга в республике находится еще только в начале пути. 

Приоритеты расставляет сама жизнь: инновации и модернизация в промышленности, инвестиции в экономику. В республике должна быть программа развития до 2020 года, в которой должно быть предусмотрено, с какими новыми продуктами или новыми технологиями, направленными на повышение производительности труда, энергоэффективности, ресурсосбережения, будет выходить в ближайшие годы каждое предприятие Республики Татарстан. Как воздух для дальнейшего движения экономики вперед нужны инвестиции - как иностранные, так и отечественные. А для этого нужно создавать соответствующие благоприятные условия для инвестора. Его надо любить и холить. 

Нужно повернуться лицом к прикладной науке, чтобы те научные разработки, которые есть в российских научных центрах, реализовать на промышленных предприятиях. 

Анатолий Ливада: «Ненормально, когда самому президенту приходится проводить планерки…» 

Анатолий Ливада - генеральный директор ЗАО «Фон»: 

Достижения в нашей республике с участием президента за год очевидны. Моя профессиональная деятельность связана со строительной отраслью, поэтому буду говорить о ней. 

Сегодня в Татарстане существует хорошее взаимопонимание между строителями и властью. Да, есть контроль, есть жесткий подход к взятым обязательствам, но есть и планы развития, есть работа для созидания -строительство ТАНЕКО, ветеранская программа, соципотека, кап ремонт, Универсиада 2013 года. Строительству, президент Рустам Минниханов, уделяет огромное внимание. 

Президент Минниханов говорил о том, что в Татарстане будет строиться ежегодно от 2,4 миллиона квадратных метров жилья. Эта программа, рассчитанная до 2015 года, воодушевила строительный комплекс. Потому что ее реализация - это увеличение объемов строительства и развитие отрасли строительных материалов, это новые рабочие места, это массовое обучение строительным специальностям…. Один строитель создает 7 смежных рабочих мест.  Очень шикарная программа - ее бы еще и выполнить! Считаю, что сегодня ей больше внимания должны уделять и президент, и новый министр строительства. Кроме того, надо, чтобы ее проанализировали эксперты, чтобы мы ясно видели возможные результаты выполнения этой программы, хорошо представляли, для чего все делается. 

Думаю, при реализации программы надо учесть, что сегодня в республике есть немало строительных фирм, которые отлично себя зарекомендовали в отдельных видах деятельности. Я считаю, руководству РТ, такие фирмы надо поддерживать, субсидировать, дать им возможность развиваться, расширяться, даже выйти за пределы Татарстана именно со своими технологиями … 

Более того, в РТ есть хорошие кирпичные заводы, другие предприятия стройматериалов. На сегодня их сложившиеся коллективы могут выполнить самые сложные задачи. Эти задачи, с моей точки зрения, руководству республики надо обозначить, а эти коллективы - поддержать, загрузить их работой. Была же поставлена задача - весь строительный материал делать внутри республики. Это вполне возможно. Кто-то будет выпускать кирпич, кто-то гипсом заниматься, кто-то гипсокартон делать… Тут даже возможна доля государства в уставном капитале. Тогда появятся хорошие шансы подтянуть строительный комплекс до более высокого уровня, для решения еще более сложных задач. И в любой кризис он устоит, удержится на плаву. 

Рустам Нургалиевич, когда еще был премьером, как-то сказал на коллегии минстроя: конечно, мы и сами построим любой объект, мы сами приедем, если надо, планерку утром проведем, ночью проведем… Но, к сожалению, у нас в республике не редкость, когда ситуация доводится до ручки, – вот президент и вынужден заниматься стройкой… Но разве это нормально, если строителей надо бить колом по голове. Это говорит об отсутствии ответственности на каждом рабочем месте. 

Должна работать управленческая структура. Конечно, президент создает работоспособную команду, но ему многое приходится вести самому, в ручном режиме. 

Естественно, строительная отрасль в Татарстане, тем более перед Универсиадой, – приоритетна. Но плохо то, что во время кризиса многие строительные организации буквально «сели на дно». Сегодня большая проблема - снижение объемов строительства, снижение темпов модернизации производства. Надо реализовывать собственный потенциал, надо изыскивать средства внутри республики, делать кредитные вложения в собственные программы. 

Уверен, что у президента есть такие задачи.

Павел Сигал: «Четко заявленной позиции такого мощного региона, как Татарстан, к сожалению, мы не увидели» 

Павел Сигал - вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», президент всероссийской группы компаний «Центр микрофинансирования»: 

- Самым главным достижением, на мой взгляд, является то, что те программы, которые Минниханов-премьер вел и разворачивал в Татарстане, активно продолжают работать и сейчас. Это первое. 

Второе – безусловным достижением, с моей точки зрения, является нормальная, деловая обстановка, социальное спокойствие в республике после смены президента. Я по многим регионам езжу, как вице-президент ОПОРЫ и председатель совета регионов по региональному развитию, – и я видел, что во многих регионах, даже с сильными и грамотными руководителями, очень часто возникают конфликты между новым руководителем и старыми элитами. Начинается активный передел собственности, причем тут часто не поймешь, кто прав, кто виноват. Так что второе достижение, очень важное, на мой взгляд, - что команды и бизнеса, и другие команды, которые работали в республике, продолжают спокойно работать, и никаких таких переделов мы не видим. Не нарушена работа государственных и негосударственных бизнесов. 

То же касается и политических изменений, которые происходят. Смены глав администраций, некоторых руководителей исполнительных органов происходят достаточно цивилизованно, плавно, - как, собственно, это и должно быть. 

Еще об одном принципиальном моменте. Приход Рустама Нургалиевича на пост президента совпал с активной фазой мирового кризиса, который оказался очень тяжелым и для России в целом, и для многих ее регионов, в том числе для Татарстана. Но тут все делали примерно одинаковые шаги. К сожалению, это совпало еще и с очень серьезным осложнением в России ситуации с малым и средним бизнесом. Особенно в 2011 году, да и в 2010 году целый ряд фундаментальных нормативных актов, принятых федеральным правительством и рядом министерств и ведомств, сильно ухудшили ситуацию в этом очень важном сегменте экономики и социальной жизни. Я имею в виду резкое повышение налогообложения предприятий, фактическую отмену упрощенной системы налогообложения. И увеличение кадастровой стоимости земли, – причем, не просто увеличение: кадастровая стоимость земли стала в несколько раз выше, чем рыночная стоимость. Это и теперешние очень серьезные попытки отменить – или так скорректировать, чтобы он перестал быть рабочим, – другой основной режим налогообложения – ЕНВД. И это резкое, во многих случаях в разы, возрастание нагрузки на предпринимателя за счет роста цен на услуги естественных монополий… 

Большая часть этих вещей касается изменений, произошедших на федеральном уровне. По сути дела, бизнес-сообщество потерпело поражение в борьбе со сдерживанием негативных тенденций. При этом, к сожалению, поддержка со стороны региональных властей была недостаточной. Да, когда мы на заседаниях Координационного совета РТ или в других форматах принимали всевозможные решения с просьбой, с требованием к федеральному правительству что-то изменить, скорректировать, учесть, - поддержку мы, конечно, получали. Ведь в Координационный совет входят и представители исполнительной власти, законодательной власти. От них поддержка была полная. Однако четко и жестко заявленной позиции такого мощного региона, как Татарстан, и мощного лидера, как Минниханов, к сожалению, мы не увидели. 

Мне представляется, что и сейчас это является важной задачей. Если хотим сохранить малый и средний бизнес, дальше его развивать, – нам необходимо остановить наиболее одиозные решения. И это можно сделать не только путем усилий со стороны бизнес-сообщества, но и в тесном взаимодействии с региональными лидерами. И тут Татарстан может сыграть выдающуюся роль. Это могут быть и законодательные инициативы нашего Госсовета, и какие-то публичные заявления, и проведение расчетов, которые показывают на примере нашей республики, насколько пагубно федеральные решения сказывается на развитии малого и среднего бизнеса. Это вот первая и, на мой взгляд, фундаментальная задача, которую еще предстоит решать. 

Второе – проблема негативных тенденций, которые идут на бизнес от муниципальных властей. Только в последнее время региональные власти обратили внимание на памятное событие, связанное с повышением арендной платы на землю. Когда президент РТ вмешался – сразу же произошло изменение в лучшую сторону. Можно указать еще целый ряд направлений деятельности на уровне муниципалитетов, где вмешательство региональных властей или президента было бы нужным для улучшения экономической ситуации малого и среднего бизнеса. 

Рафаэль Хакимов: «Период эйфории от вертикали власти закончился»

 Рафаэль Хакимов – директор института истории академии наук Республики Татарстан: 

- Главное достижения президента Татарстана за прошлый год – стабильность. В трудных условиях он удержал ситуацию и продолжил ту линию, которая была выработана, когда он был премьером, а Минтимер Шарипович Шаймиев - президентом. А год был очень непростым: последствия финансового кризиса, экстремальная летняя жара, пожары, засуха, неурожай… Проблем добавила неизменная линия на повышение налогов в России – другого почему-то не происходит. И в этой ситуации Татарстан смотрится продвигающимся вперед… 

Что не удалось – у Татарстана пока нет политического лица, президент не воспринимается как именно политический лидер. А Татарстан привыкли видеть в качестве тяжеловеса, и его первый президент Шаймиев всегда был среди российских тяжеловесов, его воспринимали не только как экономическую, но и как политическую фигуру. Для Татарстана иначе просто невозможно: исламский фактор, татарский фактор – все это заставляет заниматься политикой, а не только хозяйством. 

Отсюда – задачи политические. Во-первых, самостоятельность республики отстаивать, как это было раньше. И это существенно не только для того чтобы, как полагают некоторые, выбивать из федерального центра больше средств, - но и с точки зрения внутренней стабильности. Потому что у нас многое взаимосвязано. Межэтническое согласие, оно ведь тоже построено на тех правах, которые у республики были и остаются. А когда начинают наступать на региональный компонент, предлагать: татарский язык давайте уменьшите, надо русский учить, – отработанный баланс начинает колебаться. А это нежелательно. Потому что достаточно и других причин для такого колебания. А мы очень устойчивы по всем социологическим опросам, даем хороший пример того, как можно межэтнические отношения укреплять. И здесь взаимоотношения Казани и Москвы очень существенны - чтобы оставили республике такой же статус, который у нее был. Налоги налогами, но есть еще и некоторые права, без которых не работает модель Татарстана. А если и дальше будет такое же давление, то, боюсь, появятся последствия. Они будут сказываться, конечно, когда экономическая ситуация ухудшится, но это может в России случиться. 

И, конечно, очень важно в этом плане для Татарстана отстаивать федеративные отношения. Я так думаю, что период эйфории от вертикали власти закончился. Вертикаль власти показала, что она порождает только коррупцию в невиданных масштабах, что она не справляется ни с пожарами, ни с преступностью, ни с другими проблемами… Впрочем, это и ожидалось. 

Поэтому сегодня подходящий период, чтобы вернуться к нормальным федеративным отношениям, и дальше развиваться, как всякая нормальная федеративная страна. Это задача, конечно, Татарстана, другие субъекты за это не возьмутся, это всегда была наша инициатива, наша прерогатива. И мы знаем, что это такое, мы умеем это выстраивать и эту линию, мне кажется, новому президенту надо продолжить. Что поможет и экономике тоже. 

Тимур Латыпов
Елена Чернобровкина

Арслан Минвалеев

 

3-я часть: «Некая перестройка политического ландшафта произошла»

2-я часть: «Минниханов – как двигатель в машине с огромным количеством лошадиных сил»

1-я часть: «Минниханов? Этот проигрывать не любит ни в чем и никому»