Андрей Золотарев – директор отделения компании «МегаФон» в Татарстане

– В условиях цифровой трансформации общества среди читателей нашей газеты все чаще возникают споры, связанные с влиянием этой тенденции на малый и средний бизнес. Расскажите, что происходит, на ваш взгляд?

– Если говорить о предприятиях малого и среднего бизнеса, то процесс перехода к «цифре» призван сделать их более эффективными. Сегодня любой бизнес стремится автоматизировать процессы, сократить финансовые и трудовые издержки, иначе говоря, экономить с умом и увеличивать выручку. Такую возможность дают мобильный интернет и профессиональные решения, помогающие делать бизнес «цифровым». Например, «Онлайн-конференция» помогает сократить затраты на командировки, в том числе внутри компании, «Виртуальная АТС» – на организацию телефонии в офисе без проводов, 8800 – на создании call-центра, «Контроль кадров» и «Контроль автопарка» за счет дистанционного мониторинга автомобилей и персонала позволяет эффективнее распределять рабочее время и ресурсы, «Электронный документооборот» значительно ускоряет бухгалтерские процессы, а точечный инструмент «МегаФон.Таргет» снижает расходы на рекламу и повышает эффективность привлечения клиентов. Уверен, приведенные примеры убеждают в позитивном влиянии тренда цифровизации на деловые процессы.

– Мобильное информирование – это СМС-рассылки? Многие помнят, как в период их массового распространения они вызывали бурю недовольства абонентов. Не боитесь спровоцировать негатив?

– Это «умные» СМС-рассылки, которые позволяют четко таргетировать аудиторию с помощью множества факторов. Во-первых, наши технические возможности сегментирования позволяют отправлять рекламное сообщение только тем абонентам, которые в рамках действующего законодательства лично давали согласие на его получение. Во-вторых, услуга основана на нашей методике геотаргетинга – «МегаФон» является лидером в этих технологиях.

Приведу пример. Лет 10 назад каждый желающий мог позволить себе мобильную рассылку из-за низкой стоимости СМС-сообщений и отсутствия контроля со стороны регулирующих органов. Многие абоненты жаловались на спам, позднее операторы получили инструменты блокировки отправителей. А с услугой «МегаФон.Таргет» мы впервые предлагаем клиентам самим применять инструменты, которые раньше использовались лишь для рекламных кампаний в интернете, с четким определением целевой аудитории по множеству параметров – полу, возрасту, уровню покупательной способности, точной геолокации клиента и т. д. Это шаг в сторону персонификации рекламных коммуникаций с учетом актуальных для получателя сообщения потребностей. К примеру, мужчина 35 лет, пользующийся смартфоном и расходующий на связь не менее 500 рублей в месяц, который находится в обеденный период недалеко от кафе в деловом центре города, может получить сообщение с приглашением на бизнес-ланч по выгодной цене.

– Пожалуй, такая рассылка может пригодиться. Вначале нашей беседы вы упомянули о мобильном интернете. Как сегодня выглядит карта покрытия сетями связи в Татарстане? Позволяет ли телеком-инфраструктура использовать перечисленные услуги предпринимателю в глубинке или расчет только на крупные города?

– Охват сетей «МегаФона» третьего и четвертого поколений в Татарстане обеспечивает возможность уверенного доступа в скоростной интернет для 93% населения региона. Только за четвертый квартал 2017 года покрытие 4G выросло почти в 1,5 раза. Кроме того, в этом году мы значительно усилили покрытие и проникновение сигнала внутри зданий в городах благодаря применению «пробивных» частот 1800 МГц в дополнение к действующему диапазону 2600 МГц. Частоты 1800 МГц обеспечивают высокую емкость, проникающую способность и больший радиус действия сети. Эти свойства позволяют организовать качественное интернет-покрытие в новостройках, внутри помещений в плотно застроенных районах. Средние скорости в 3–5 Мбит/с в сетях 3G и около 20 Мбит/с в 4G-сети позволяют комфортно получать услуги не только в городах, но и на территории районов республики.

Получается, что современные цифровые услуги доступны практически всем. К тому же большинство бизнес-услуг виртуальное, их работа организуется благодаря программному обеспечению, размещенному в Центре обработки данных, а клиент пользуется решением в интерфейсе на своем компьютере, планшете или смартфоне. Это значит, что в устройство клиента не загружается большой объем данных. Мы берем задачу их хранения на себя.

– В своих интервью ранее вы говорили про то, что «МегаФон» развивает интернет вещей. Как сейчас обстоят дела в этой области?

– Мы действительно делаем ставку на это и наращиваем позиции: по собственным оценкам компании, «МегаФон» занимает долю в 37% по числу сим-карт. Интернет вещей открывает широкие возможности для сбора, хранения, обработки и анализа данных, удаленного контроля многочисленных устройств и «умных» систем. Он призван повысить эффективность использования ресурсов за счет автоматизации процессов.

В прошлом году мы первыми в России запустили сеть NB-IoT на территории Иннополиса и представили на ее базе комплексное решение для ЖКХ-сегмента. Сейчас датчики с модулями, поддерживающими NB-IoT, считывают и передают в облако показания о расходе воды, тепла и электроэнергии в квартирах одного из домов самого молодого города нашей страны. Далее показания обрабатываются и формируются счета от управляющей компании, проконтролировать корректность которых жители могут в личных кабинетах. Есть примеры и других регионов: в Челябинской области «МегаФон» устанавливает «умные» дорожные знаки, в Брянской – внедряет «умное» городское освещение.

Кроме этого, интернет вещей на существующих сетях уже применяется во многих сферах деятельности: добывающей, обрабатывающей, пищевой промышленностях, логистике и транспорте, финансовом секторе, страховании, энергетике и строительстве. Заводы благодаря интернету вещей следят за производственными процессами. Датчики и видеокамеры помогают компаниям управлять логистикой.

Рынок интернета вещей и М2М в России, по оценке экспертов, за 2017 год увеличился на 30–37%. В ближайшие два года темпы роста количества IoT-модулей в РФ будут не ниже 25–30% в год (оценки AC&M).

– Если у компании специальные тарифы для интернета вещей?

– В конце ноября 2017 года были введены новые принципы тарификации, меняющие подход к интернету вещей. Раньше клиенты использовали голосовые сим-карты с ограниченным объемом трафика, отдельно подключали различные M2М-опции. Теперь с новыми тарифными опциями «Интернет вещей для бизнеса» и «IoT без границ» клиенты могут точно спланировать затраты на связь, избежать тарификации сверх лимита и максимально снизить зависимость от роуминга.

Тарифная опция «Интернет вещей для бизнеса» разработана для компаний и интеграторов, которые ведут свой бизнес в России и хотят зафиксировать ежемесячные расходы на мониторинг перемещения оборудования по стране. Возможности опции – точное планирование затрат вместе с безлимитным доступом в интернет за 100 рублей в месяц. Скорости 32 Кбит/с более чем достаточно для того, чтобы передать данные, например, с датчиков контроля потребления холодной или горячей воды.

Обе тарифные опции включают доступ к платформе «М2М-мониторинг». С ее помощью можно в режиме онлайн управлять набором сим-карт, корректировать расходы и объем используемого трафика, удаленно контролировать работоспособность оборудования, предотвращать внештатные ситуации, а также получать подробную аналитику.

16+