СТЕНОГРАММА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА РТ - МИНИСТРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ РТ НИКОЛАЯ НИКИФОРОВА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС ONLINE". ЧАСТЬ 1-Я

Несколько лет назад Николай Никифоров произвел сенсацию в Татарстане, когда он вошел в медведевскую сотню кадрового резерва. С тех пор несмотря на то, что он взлетел на самый Олимп власти, почти не было случая, чтобы широкая публика могла бы познакомиться с его взглядами на самый широкий круг вопросов, связанный с его работой. По большему счету Интернет-конференция БИЗНЕС Online и стала таким прорывом. Читатели завалили нас вопросами, а вице-премьер добросовестно отвечал на них более 3-х часов….

Самый молодой член правительства РТ – 28-летний Николай Никифоров является во многом знаковой фигурой для новой команды президента. Именно он символизирует - и в силу возраста, и по роду занятий - переход республики в целом и нашей экономики из индустриальной фазы в информационную. Он в авангарде миннихановского желания модернизировать и компьютеризировать РТ.

Сегодня мы публикуем первую из четырех частей беседы с Никифоровым, в ней речь шла об итогах 2010 года, развитии ГЛОНАСС в Татарстане и электронных услугах для населения.

В СТРАНЕ НАКАЛ СТРАСТЕЙ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

- Насколько неожиданным стало для вас назначение министром, тем более еще и вице-премьером?

- Честно говоря, было достаточно неожиданным. Хотя, понимаете, еще с 2009 года в стране пошел такой накал страстей по вопросам информационных технологий... Все началось с февраля 2009-го, когда президент Дмитрий Медведев первый раз собрал совет по развитию информационного общества. Был принят целый ряд решений, целый ряд требований. В частности, одно из решений, - что глава каждого субъекта РФ должен быть ответственным за внедрение информационных технологий. Эта запись появилась именно потому, что федералы взяли за основу наш татарстанский опыт.

У нас в республике еще с 2005 года началось серьезное движение вперед в сфере современных электронных технологий. Это после того, как мы привезли из США главное организационное ноу-хау - Электронное правительство. Это не просто и не только компьютеры, а, прежде всего, административная реформа и организационные технологии. Тогда рабочую группу возглавил Шамиль Хамитович Гафаров, который был руководителем аппарата правительства, сейчас он тоже стал заместителем премьер-министра.

Татарстанские успехи в Москве связывали, в том числе, с правильными оргрешениями, с тем, как у нас используются организационные технологии. Это озвучивалось постоянно, на разных уровнях, вплоть до самого высокого.

Добавлю также, что в прошлом году правительственную комиссию по информационным технологиям уже на уровне Белого Дома в Москве возглавил тоже вице-премьер, тоже руководитель аппарата правительства Сергей Собянин. Правда, недавно он ушел на должность мэра Москвы. Но схема осталась та же самая. В этом смысле Татарстан первопроходец, именно здесь используется оргмодель, которая способна быть эффективной.

-То есть создание электронного правительства - это было не какое-то волюнтаристское решение, а вполне логичное?

- Да, конечно. И оно стимулировалось возрастанием внимания к вопросу использования электронных технологий уже и на федеральном уровне. Хотя, безусловно, если брать период 2005 - 2007 годов, Татарстан шел со значительным опережением других регионов России и федерального центра. Здесь прямая заслуга тогда еще премьер-министра Рустама Минниханова, который огромное внимание уделял этому вопросу. Причем, с совершенно прагматичной, прикладной точки зрения, без какой-то дани моде. Правительство Татарстана рассматривало IT, как инструмент, который позволяет решать конкретные задачи.

В ТАТАРСТАНЕ ОКОЛО МИЛЛИОНА ИНТЕРНЕТ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

- Вы, наверное, сделали в своем новом хозяйстве ревизию? Разобрались, чем оно живет?

- Говоря откровенно, тут нужно понимать, что на уровне субъектов Российской Федерации нет полномочий по управлению отраслью связи. Все это управление, оно заведено на федеральный центр, на российское министерство по связи и массовым коммуникациям и на такую структуру, как Роскомнадзор. Это структура ключевая, которая выдает лицензии, выдает предписания… Все полномочия там.

Наше управление отраслью связи сводится к организации ее гармоничного развития. Мы стараемся оказывать максимальное содействие тем операторам связи, которые готовы идти на масштабные инвестиции. В частности, в этом году - могу напомнить - состоялось подписание очень интересного, на несколько лет, соглашения с Мегафоном. Эта компания вкладывает, без преувеличения, миллиарды рублей в то, чтобы в каждом районном центре Татарстана была сегодня связь 3G, третьего поколения. Мы видим, что фантастическими темпами растет продажа USB-модемов с сим-картами. Их люди зачастую используют уже вместо проводного Интернета, есть и такие тенденции.

Рынок связи значительно сформировался, но нужно понимать, что мы переживаем этап, когда количество переходит в качество. Посмотрите, какое сегодня количество интернет - пользователей… Статистика - вещь, конечно, лукавая, но все-таки статистически мы констатируем, что почти 60 процентов домохозяйств Татарстана имеют интернет - подключение. С этой цифрой можно соглашаться или не соглашаться, но на самом-то деле мы берем количество абонентов, у нас есть детальная статистика - каждый месяц от каждого оператора. Перекладываем на количество домохозяйств и получаем ту или иную картинку. И она достаточно правдивая.

Более того, если ее сравнивать с другими цифрам, допустим, с количеством интернет - пользователей, который в разрезе регионов дает Яндекс, или, например, какая-нибудь социальная сеть, то, в принципе, цифры коррелируются. Мы видим, что количество интернет - пользователей очень большое. Речь идет о порядке миллиона пользователей по Татарстану.

Отрасль связи сегодня находится в стадии роста, но эта стадия уже завершающая. Рынок скоро сформируется, как это произошло с сотовой связью - сегодня сотовая связь есть у всех. Идет сильная конкуренция между "большой тройкой". И это  нормальное состояние. Серьезные изменения в раскладе сил по операторам связи способны привнести новые технологии.

ЛИШЬ ВО ВТОРУЮ ОЧЕРЕДЬ – КОМПЬЮТЕР, ПРОВОДА, ЖЕЛЕЗО

- Можно какими-то крупными мазками подвести итоги года?

- Если говорить об итогах этого года (2010-го – прим. ред), непосредственно о той деятельности, которой нам приходится заниматься, – это, конечно же, информационные технологии. Даже в названии министерства слово "информатизация" стоит до слова "связь".

Если говорить об информационных технологиях, то тут работы впереди еще очень много. В 2010 году мы открыли для себя новые горизонты и те новые направления, по которым движемся. Раньше, в основном, было Электронное правительство, то есть информационные технологии для самих госорганов и для предоставления госуслуг гражданам. А сегодня мы уже занимаемся информационными технологиями и в образовании, культуре, здравоохранении, безопасности... Создана рабочая группа по Универсиаде. Мы получили поддержку федерального центра в части софинансирования IT-расходов на это мероприятие. То есть это большой спектр разных фронтов.

Стараемся и структуру министерства скорректировать под эти ниши. Наша структура будет напоминать не отраслевое министерство связи, а именно организацию, ответственную за реализацию той самой программы развития информационного общества. Информационное общество мы понимаем, как набор всех значимых отраслей. Поэтому занимаемся и ноутбуками для учителей; и тем, доступны или недоступны школьные автобусы; и тем, как записываются сегодня на прием к врачу в Нижнекамске; и эффективностью использования компьютеров в сельской библиотеке… И так далее, и так далее.

Министерство информатизации включает все эти профильные направления. Это тоже была одна из причин, почему президент нашей страны поставил задачу, чтобы именно на главу региона, на губернатора возложить ответственность за внедрение информационных технологий. Но губернатор и так отвечает за все. Поэтому принято решение, что у него обязательно должен быть заместитель, который курирует эти вопросы.

Ведь это, действительно, большая организационная работа. И прежде всего должна быть четкая нормативная база, регламенты, чтобы правильно выстроить эту работу. И лишь во вторую очередь – компьютер, провода, железо. То есть у нас очень много организационной работы, по сути, мы проводим целый комплекс реформ. Они, может быть, не такие масштабные, как просто реформа в какой-то отрасли. Но это такие точечные, очень конкретные изменения, которые дают совершенно конкретный результат.

Именно из-за этого они зачастую и проходят с таким трудом. Взять, к примеру, выдачу разрешения на строительство. Казалось бы, простейшая задача - перевести все это в электронный вид. Но количество тормозящих причин, которые обнаруживаются при внедрении микроадминистративных реформ с помощью информационных технологий, оно такое, что этим нужно очень сложно, долго и системно заниматься. Это требует десятка совещаний, принятия самых разных постановлений, решений, приказов, указов президента и даже внесения изменений в федеральный закон. И эту работу приходится день за днем делать.

- Что-нибудь уже перевели в электронный вид?

-Во всех муниципальных районах идет этот процесс. Мы знаем куда, сколько подано заявлений о разрешении строительства, где они рассматриваются по регламенту, а где нет. Хотя бы это уже знаем. Раньше эта информация была тоже недоступна. Процесс идет. Обычный срок внедрения подобной электронной технологии составляет около года, наверное. То есть от момента задумки, идеи, до момента первичного воплощения хотя бы на уровне пилотной зоны. С учетом наших реалий, наверное, это год. У нас определенные задачи стоят - реальный серьезный результат получить в 2011 году.

ЧИНОВНИКОВ ВЫНУДИЛИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

- Что удалось? Каковы наиболее яркие достижения 2010 года?

- Если говорить про Электронное правительство, то мы выполнили все внутренние задачи по информатизации правительства. Это - документооборот, интернет-портал и все прочее, да та же самая электронная почта и ведение электронных календарей, с помощью которых организуется сегодня вся работа министерств, ведомств, муниципальных районов… Сегодня все это перешло в совершенно нормальный, рутинный режим. Мы перестали этим заниматься, как отдельно взятым проектом.

Это очень важное достижение. То есть информационные технологии для наших чиновников, вне всякого преувеличения, стали обычным, рутинным инструментом. Самое главное - с помощью первого лица республики удалось переломить барьер сопротивления, неприятия компьютеров и информационных технологий некоторыми из госслужащих. Все эти проблемы решены…

ЗНАЕМ ПОФАМИЛЬНО, КАКОЙ УЧИТЕЛЬ И КАК ИСПОЛЬЗУЕТ НОУТБУК

- Второе достижение - оно значимое именно количественно, с точки зрения финансовых средств, которые вложены, - это проект по внедрению электронных технологий в систему образования. Это ноутбуки учителям, переключение школ на оптику,  очень серьезные и долгосрочные инвестиции, отдачу от которых невозможно оценить одним, двумя или тремя годами. Это очень серьезное решение, на которое пошел президент нашей республики. Цена вопроса по 2010 году, с учетом того, что две трети учителей будут иметь ноутбуки, что будут Wi-Fi сети в школах, что идет переключение школ на оптику, - составляет примерно 750 миллионов рублей. Это беспрецедентные суммы. Таких бюджетов на эту тему, думаю, нет сегодня ни в одном субъекте Российской Федерации. Мне о таком неизвестно, по крайней мере.

Это, конечно, важное достижение, но главные достижения еще предстоят. Да, ноутбуки появились, да, они продолжают появляться, да, мы продолжаем переключать школы на оптику… Но главное, чего надо добиться, - чтобы электронные средства коммуникации стали нормальным связующим звеном, нормальной средой для общения школьника и учителя. Ведь наша цель была какая? Очень простая - мы хотим, чтобы каждый учитель был, в хорошем смысле, "электронным". Это нужно для того, чтобы обеспечить равенство доступа к информации и к качественному образованию и школьника в крупном городе, и школьника в самом маленьком сельском поселении, в самой маленькой сельской школе. Вот это наша задача.

Для того, чтобы школьника подготовить к жизни, в которую он вступит полноценно через пять лет, через десять лет, мы должны добиться, чтобы учитель соответствовал требованиям информационного общества. А оно, вне всякого сомнения, сегодня информационное - это видно по тому, какой вклад дает информация, информационные потоки. Значит, детям нужно прививать правильные навыки, правильную компетенцию. Без учителя это сделать невозможно.

Мы часто наблюдали ситуацию, когда у 90 процентов семей, в которых есть школьники, компьютеры уже есть, а учитель, к сожалению, этой планке не соответствует. Поэтому было принято такое волевое решение. Оно не везде просто реализуется. Мы внимательно отслеживаем ситуацию - по сути, мы пофамильно знаем, какой учитель использует - не использует ноутбук. У кого-то есть проблемы с интернетом в школе - мы их стараемся решать. Кто-то эффективно использует ноутбук из дома - это тоже приветствуется. Мы видим, что очень многие учителя используют ноутбук и в школе, и дома - значит, сама модель сработала, мы нащупали правильную форму реализации проекта.

Это вот второе достижение - проект "Электронная школа". Но все победы у него впереди - важно, что мы начали его реализовывать.

МИНИСТРЫ БУДУТ НЕСТИ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ

- Третье достижение - это сами электронные услуги. Все-таки в 2010 году - хотя началось это, конечно, гораздо раньше, и в 2007, и в 2009 году уже были определенные успехи, - но в 2010-м электронные услуги начали реально оказываться. Сегодня идет речь уже о сотнях тысяч фактах предоставления таких услуг - от самых простых, как оплата штрафа ГАИ, до более сложных, связанных, к примеру, с получением выписок из Росреестра, подачей заявления на регистрацию брака, оформлением загранпаспорта и так далее. 

Конечно, для нас это эксперимент. Услуг должно быть введено больше. В декабре вопрос об этом рассматривался у президента республики, мы утверждаем уже на уровне правительства целый большой масштабный план. И президент принял очень важное решение о том, что министры и руководители муниципалитетов будут нести персональную ответственность за внедрение электронных услуг.

Электронные услуги - это не какая-то дань моде, они нужны не потому, что федеральный центр от нас что-то требует. Мы верим в то, что электронные услуги - это неизбежный инструмент, и ничего лучшего человечество сегодня не придумало для того, чтобы эффективно, с наименьшими затратами обслуживать граждан, в том числе с наименьшими эмоциональными затратами самих граждан. Это помогает предотвращать и любые возможные коррупционные проявления. Если гражданин не имеет личного контакта с чиновником, если влево - вправо от строго заданного компьютерной программой административного регламента съехать невозможно, то других путей нет: услуга предоставляется быстро, эффективно, четко, ясно.

Здесь тоже много проблем. Очень много проблем с приемом платежей. И много неурегулированных вопросов в федеральном законодательстве. Но они все будут решены - раз за разом. Здесь не стоит ждать каких-то чудес, нельзя назвать какой-то день, после которого все станет электронным, но движение к этому есть. Это очень важно, тем более что в целом по стране часто происходит подмена понятий - зачастую за электронную услугу, за реально работающий электронный сервис, выдают просто возможность получить некую статичную информацию - скачал бланк, распечатал, и все… А мы все-таки под электронной услугой понимаем некую последовательность действий, которая позволяет гражданину сэкономить хотя бы одно, а лучше два лишних хождения ногами в тот или иной госорган, или в банк, или еще куда-то… Если мы сэкономили гражданину хотя бы одно, а лучше два хождения, то мы считаем, что выполнили свою задачу.

Мы количество этих граждан четко знаем. Мы знаем, что их количество увеличивается месяц за месяцем. Это очень приятный факт.

Часто спрашивают: готовы ли граждане к использованию электронных услуг? Они готовы гораздо больше, чем мы сегодня представляем. Спрос значительно превышает предложение. В этом плане государство в целом недорабатывает - тут мы очень самокритичны к текущему положению дел в Республике Татарстан. Предстоит сделать очень много. Но опять же нельзя рассматривать электронные услуги, как какую-то дань моде, что вот кому-то очень хочется, чтобы это было в Интернете. Задача стоит, чтобы половина общего объема предоставляемых услуг оказывалась в электронном виде. Чтобы не 11 процентов штрафов ГАИ оплачивалось электронно, а 50 процентов. Чтобы не пять процентов заявлений в загс подавались электронно, а 50 процентов. Потому что у 60 процентов населения есть компьютеры. А у кого компьютера и выхода в Интернет нет - есть инфоматы, которые очень популярны, которые установлены во всех крупных торговых центрах Казани. Мы сейчас будем устанавливать их уже и по районам республики…

У НАС РАБОТАЕТ СИСТЕМА ГЛОНАСС 112.

- Четвертое достижение нашего министерства - пусть мы не решили этот вопрос до конца, но все-таки с 2010 года у нас работает система ГЛОНАСС 112. Тоже, казалось бы, очень простой, банальный проект, но, тем не менее, он очень важен самим фактом существования. Татарстан - единственный регион в Российской Федерации, который согласовал межведомственный регламент взаимодействия МЧС, МВД, минздрава - в случае приема звонка по централизованному номеру 112.

Сегодня татарстанский регламент внимательно изучает МЧС России, его рассматривают и другие федеральные коллеги. Но самое главное - мы решили организационную задачу. Мы создали фундамент, на основе которого сейчас можно выстраивать правильные отношения. Исходя из того, что раньше компьютерных технологий не было, Интернета не было, каналов связи не было, все жили обособленной жизнью: скорая помощь – это скорая помощь, ГИБДД – это ГИБДД, пожарные – это пожарные. Никаких пересечений. Они работали на самодостаточность своей системы. Сегодня очень многое зависит от координации их действий. Особенно в случаях ДТП со смертельным исходом, каких-то других чрезвычайных ситуациях. Недавно, например, столкнулись с ЧС, связанными с погодными условиями.

Нам очень важна межведомственная координация. Очень важно, чтобы информация собиралась, для начала, хотя бы на уровне диспетчеров. А еще лучше - на уровне бригады, которая едет в одной машине, с одного направления, и в другой машине, которая едет с другого направления. Конечно, пока это звучит, как фантастика. Но опять же мы к этому придем через два - три года.

Что такое ГЛОНАСС 112 сегодня? Это оперативный мониторинг сил и средств всех экстренных служб. Процент покрытия республики пока примерно 30 процентов, то есть очень многое еще предстоит сделать. Честно скажу, что мы рассчитывали на поддержку, на софинансирование этого проекта из федерального центра. К сожалению, пока все реализуется только на бюджетные средства Татарстана. И нас динамика проекта не устраивает. Если бы он был поддержан из Москвы, мы смогли бы за год - полтора всю республику закрыть.

Самое главное, что в тех районах, где это все заработало, мы видим, как экстренные службы могут работать друг с другом, работать вместе. Но опять-таки еще предстоит очень многое сделать - в части интеграции информационных систем, обучения диспетчеров, дополнительного оснащения. Но фундамент мы создали. Система уже работает круглосуточно в течение года, диспетчера уже принимают звонки. Конечно, нужно повышать их квалификацию. И мы постоянно занимаемся их обучением, хотя это вообще-то подразделение МЧС. Нужно отлаживать все эти процессы. Но система заработала, и мы видим, что она эффективна.

- Разъясните, пожалуйста, для читателей - что дает эта система татарстанцам?

- Она дает координацию всех экстренных служб. Если позвонить по номеру 112 в Казани, вы попадете в диспетчерский центр. И вам не нужно будет отдельно дозваниваться по разным номерам непонятно каких служб. Информация о происшествии будет автоматически передаваться и, более того, будет контролироваться факт выполнения этой заявки всеми службами. Все работает в круглосуточном режиме, есть связь со всеми необходимыми диспетчерскими. Вот такой первичный уровень проработан.

Что будет дальше? Дальше будет оснащение всей республики. И тогда будет не важно, из какого уголка ты звонишь, то ли с проводного телефона в маленькой деревне, то ли с сотового телефона на трассе. Первая задача - чтобы звонок был гарантировано принят. А вторая задача - чтобы мы распространили систему вплоть до управления именно силами и средствами. Чтобы это был не просто обмен информацией между диспетчерами, а именно обмен информации между экипажем, бригадами, которые непосредственно спасают пострадавших и реагируют на ситуацию.

Поскольку ключевой единицей сегодня является автотранспорт, очень важна именно система ГЛОНАСС, спутниковая связь. Уже сегодня в республике действуют более тысячи единиц транспортных средств, на которых установлено двухдиапазонное оборудование. Из них 600 – экстренные службы и около 400 – школьные автобусы. Все это в единой системе. Тоже очень важно.

IT И УНИВЕРСИАДА

Пятое - сам факт того, что федеральный центр утвердил концепцию по использованию IT на Универсиаде и включил в федеральный бюджет средства, которые будут на эти цели направлены. По 2010 году – это 411 миллионов рублей. Это средства, которые дополнительно приходят в республику. А всего в период с 2010 по 2013 год дополнительные инвестиции в Республику Татарстан на эти цели будут в сумме 4,3 миллиарда рублей.

-Сколько здесь республиканских денег?

- В этой сумме 10 процентов - Татарстан. 90 процентов - федеральный центр. Я считаю, что это важно, что это признание достижений нашей республики в части IT - и на федеральном уровне, и вообще на всех уровнях. Мы всегда позиционируем Универсиаду как показатель того, что Россия - это инновационная страна. Чтобы весь мир увидел: инновации и модернизация в России - не просто какие-то слова, а что уже есть реальные достижения.

Важно еще и то, что выделенные на Универсиаду средства уже работают на Татарстан, для татарстанцев. Например, построили универсиадскую деревню, и там уже живут студенты. Да, во время Универсиады там будут жить спортсмены - в течение месяца. Но и до, и после Универсиады здесь живут и будут жить студенты. Это очевидное улучшение качества студенческой жизни в целом.

Точно так же и с IT. У нас четко продумана программа, как мы используем каждую единицу оборудования или каждую информационную систему. Это все в конечно итоге пойдет и на электронные услуги для татарстанцев, и на тот же ГЛОНАСС 112. Будет полная взаимозаменяемость технологий. Все, что инвестируется в Универсиаду, будет дальше использоваться во благо жителей Татарстана. Поэтому хорошо, что есть такой, на самом деле, очень большой бюджет.

- Кто его будет осваивать, если не секрет? Какие компании, федеральные, международные?

- Если смотреть программу по электронному Татарстану, то сегодня на 80 процентов этот бюджет осваивается местными компаниями. Это приятно.

Кстати, президент Медведев на заседании комиссии по модернизации во время питерского экономического форума сказал, что госзаказ должен идти на развитие, в том числе, малого и среднего бизнеса в наукоемких инновационных отраслях. А Татарстан давно проводит такую политику, более того, мы предлагаем федеральному центру активно использовать ее, как модель. На госзаказе на IT в Татарстане сформировалось не менее 10 компаний, которые относятся к сфере малого и среднего бизнеса. И сегодня наиболее успешные из них сумели продать свои решения в 45 субъектов Российской Федерации. Это, например, компания "Барс Групп", она сегодня лидер по тиражированию своей продукции .

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ТУТ НЕ ПОМОЖЕТ

- А еще какие компании среди этих десяти?

- Очень активно работает с нами компания "Центр", здесь сделали первыми в России аттестованную систему по защите персональных данных для органов ЗАГС. Эта система также внедрена в разных регионах. Еще одна компания - "Системы документооборота", она так и называется. Ее сотрудники сделали систему документооборота, которая активно используется сегодня в Москве. Еще компания - "Корпоративные информационные рутины", сокращенно КИР, она разработала интересную систему в области здравоохранения, проект диспетчерского центра, который достаточно часто звучит в наших презентациях.

Знаете, уже нельзя сказать, что эти компании - IT-стартапы. В них сегодня в среднем работают по 50, где-то по 70 человек. Для нас это важная модель, ведь все они под какую-то сложную, актуальную задачу сдавали собственную продуктовую разработку. Эта позиция изначально была согласована с руководством республики, - что мы все-таки идем на определенный риск, но пытаемся стимулировать разработку собственного продукта, а не просто покупаем лицензию, тем более, зачастую, западную лицензию - и еще за нее ежегодно надо платить. Да, выбранный нами путь - он более рискованный, более долгий. Но я считаю, что он более правильный. Госзаказ в этом случае становится очень правильной инвестицией. Не то, что просто венчурная инвестиция, когда компания уже появилась и есть просто какой-то сложный патент, сложный алгоритм. Здесь речь не об этом. У нас нет пока таких компаний, как компании ABBYY и тому подобные, хотя мы, конечно, очень хотим, чтобы такие компании были и в Татарстане. Но это путь эволюционный. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой, чтобы такие компании стали возникать сами по себе.

Об этом мы много говорили после визита делегации во главе с президентом Татарстана в США, в Кремниевую долину. Что представляет из себя эта долина? Какой должна быть роль университетов? Что должно делать правительство? Это такой долгий, интересный разговор. Чудес не бывает, но мы проходим эволюционный путь. И важно, что сегодня эти первые разработчики появились, что они запатентовали свои продукты.

Опять-таки очень часто проходят дискуссии: должен ли подобный инновационный продукт быть на балансе государства - или должен остаться у разработавшей его компании? Мы всегда приобретали право на безлимитное использования продукта для нужд госорганов на территории Татарстана. Я считаю, когда госорганы (это больше относится к федеральному центру) заказывают разработку какой-то информационной системы и становятся собственником ее исходного кода, - этот путь вообще тупиковый. Потому что у госорганов нет роли - быть эффективным собственником вот этого нематериального актива. Ну что госорганы с ним сделают? У них даже нет специалистов, чтобы это развивать дальше. А коммерческая компания, которая передала этот актив, через полгода, изменив 20 процентов кода, может запатентовать абсолютно такое же решение - и дальше его продавать.

Мы изначально делали акцент на том, что приобретаем право использования. Точно так же, как приобретаем право на использование Windows, или Microsoft Office, или 1С бухгалтерии. Мы не приобретаем их исходные коды, мы приобретаем право их использования. Мы приобретаем для всех госорганов Татарстана разово. Потом делаем определенные платежи. Это самая правильная модель. Потому что тем самым мы подталкиваем наши компании к тому, чтобы они выходили на рынки других субъектов Российской Федерации...

Каждый раз, когда приезжает делегация из других регионов в наш IT-парк, мы стараемся сделать выставку. Заранее узнаем, что интересно нашим коллегам, - и такие разработки представляем на выставке. А приезжают, вплоть до губернаторов, и с радостью трогают все это руками, тут же тестируют. Кому-то больше здравоохранение нужно, кому-то ГЛОНАСС 112, кому-то документооборот. И мы стараемся все это показать. Получается такая постоянно - и  эффективно - действующая ярмарка. 

- Значит, все-таки есть, что показывать в IT-парке?

-Конечно, есть.

- А иногда возникает ощущение, что, кроме мифов, ничего и нет…

- Ну как же! IT-парк сегодня заполнен на 76 процентов…

-Известно, что там работают ЦИТ, ICL. Эти две крупные компании какую площадь занимают?

- ICL занимает две тысячи  квадратных метров, ЦИТ - примерно 700 квадратных метров. А общая площадь под офисы там примерно 10 тысяч квадратных метров. То есть на долю этих двух крупных компаний приходится только 20 процентов, а сегодня занято 76 процентов.

- С двумя этими крупными "китами" понятно. А остальные кто? Реальные мелкие компании?

- Да. У кого-то офис 300 метров, у кого-то 100. Там постоянно проводятся аукционы, различные фирмы постоянно присылают свои бизнес-планы. 

Елена Чернобровкина
Фото Ильи Лавриненко

P.S. Вторую часть стенограммы читайте завтра