На этой неделе начальник управления ЗАГС Казани Альбина Шавалеева сообщила новость о том, что Казань вышла на первое место по рождаемости среди городов-миллионников в Поволжье. Количество рожденных в 2010 году в столице РТ детей является рекордным за последние 20 лет – их родилось более 16 тысяч. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у экспертов и представителей бизнес-сообщества Татарстана, заметили ли они бэби-бум в Казани и Татарстане?
Раис Гумеров - генеральный директор ОАО «Мелита»:
- На самом деле я не вижу увеличения количества детей. Ни на улицах, ни на увеличении продаж шуб. Первое, может быть, связано с тем, что на улице зима, хотя и весной не скажу, что много было колясок. Второе - с тем, что родители детям не часто шубы покупают. А вот раньше, помню, был дефицит на детские шубы, днем с огнем не найти. Сейчас шубы есть, но спросом не пользуются. Наверное, если бы детей было больше, ситуация бы поменялась.
Александр Салагаев - президент центра аналитических исследований и разработок:
- Безусловно, детей стало рождаться больше. Я это связываю с тем, что люди увидели заботу государства. Оно повернулось к нам лицом. Репродукционный материал у нас есть, люди хотят иметь детей, просто условий не было. Чуть что-то изменилось, появились первые результаты. Сейчас большое количество пенсионеров, трудоспособное население уменьшается за счет снижения рождаемости, у нас сейчас очень большая нагрузка на Пенсионный фонд. А когда будет хватать трудовых ресурсов, не будет необходимости привлекать мигрантов из-за рубежа. Потенциал экономического роста в республике есть, рабочие руки будут нужны. Важно грамотно выстроить экономику, систему образования, ведь сейчас очень много невостребованных специалистов, перепроизводство экономистов, юристов. Перераспределение положительно сказалось бы на росте экономики.
Елена Машкова - директор КамЦСБТ «Развитие» (Набережные Челны), социолог, кандидат экономических наук:
- То, что рождаемость повышается, однозначно. На это влияют и меры, предпринимаемые правительством. Они оказались достаточно эффективными. В том числе, и программы материнского капитала. Общая экономическая ситуация улучшается, и за последний год тоже. Мы как раз заканчиваем исследование по факторам, влияющим на развитие предпринимательства. Один из разделов посвящен сравнению оборотов предприятий в 2008 - 2010 годах. Первое полугодие 2008 еще было для бизнеса благополучным, но 2009 год оказался полностью провальным. А в 2010-м многие наполовину почти догнали 2008 год. Выход из кризиса экономического все-таки начинается. И это очень сильно могло повлиять на рождаемость. Хотя рождаемость более инерционный фактор. То есть, как рост рождаемости в докризисные годы начался, так он мог продолжаться и в кризисные годы – по нарастающей. Потому что репродуктивное поведение в целом инерционное. Сам по себе рост рождаемости в отдаленной перспективе, безусловно, окажет влияние на экономику. Во-первых, для любого рынка хорошо, когда населения много. А во-вторых, через 18-20 лет на рынке труда будет больше рабочей силы. То есть непосредственно на производительности и на рынке труда рост рождаемости скажется обязательно.
Мурат Ахмеров – директор ТЦ «Караван» (ООО «Тектум»):
- Молодых мам с колясками в городе стало больше. У знакомых детей становится в разы больше. Это связано с тем, что благосостояние республики растет, государство поддерживает семьи. Материнский капитал, который можно потратить на увеличение жилплощади, тоже делает свое дело. Люди понимают, что нужно продолжать себя, заводить потомство, если есть возможность, они охотно это делают. Мама у меня в роддоме работает и тоже подтверждает, что рожают сейчас больше. Если в будущем будет больше работающей молодежи, больше будет и налогов, будет нормально формироваться Пенсионный фонд, расти потребительские затраты, ведь люди будут больше тратить, тем самым подстегивая экономику. Это будет способствовать дальнейшему экономическому росту. Будут новые покупатели, потребители, новые рабочие руки. Будет конкуренция, люди будут стремиться получить лучшее образование, сделать лучший товар, больше успевать, больше производить.
Светлана Пименова – директор туристической компании «Итиль-тур»:
- Рождаемость действительно повысилась - в связи с государственной поддержкой семьи. Не только у нас в Татарстане, а в целом по России. Но, мне кажется, надо решать не только проблему увеличения рождаемости и уменьшения смертности, но и что потом с детьми делать. Для детей нужна инфраструктура, которой у нас сейчас нет. Например, устроить ребенка в садик – настоящая проблема. Государство начало мыслить в нужном направлении, но вот детей родили, а что с ними делать дальше? Из человека же нужно растить личность, гражданина, а у нас для этого элементарных условий нет. Каждая семья у нас сегодня в отрыве от государства, все проблемы решает самостоятельно. Люди – это богатство государства, трудовая сила, если во главе угла будет человек, заинтересованный не в личной наживе, а в развитии нации, повышение рождаемости положительно скажется на развитии страны. А пока, посмотрите, на селе уже жизни почти нет, там остались бабушки и алкоголики. Потому что негде жить, негде работать.
Елена Платаева – генеральный директор сети магазинов детской одежды «Рикки-Тикки» (ООО «Ракурс»):
- Я по своему бизнесу наблюдаю прямую пропорциональность между увеличением рождаемости и ростом продаж детской одежды. Интересно, что наши основные клиенты - не молодые люди, а те, кто рождает третьего ребенка. Средний их возраст – 35-45 лет. К сожалению, не могу сказать, с чем это связано, может быть, с государственной поддержкой, а, может быть, с чем-то другим.
Айрат Хабибуллин – директор агентства недвижимости «Домус»:
- Уже сейчас увеличение количества рожденных детей отражается на нашем бизнесе. Спросом начинают пользоваться помещения с большим пространством, большим количеством комнат. Раньше не было спроса на четырехкомнатные квартиры, теперь есть. Например, в комплексе «Казань XXI век» достаточно большое количество трехкомнатных квартир, не говоря уже про однокомнатные и двухкомнатные, а четырехкомнатных – меньше десяти процентов. Как правило, все эти квартиры уже раскуплены, свободных уже нет. О чем это говорит? О том, что раньше они не пользовались спросом, и их мало проектировали. Плюс ко всему материнский капитал активизировал рынок недвижимости. Через какое-то время экономика будет оживать, пока изменения мало заметны, но скоро все изменится. Только вот информированность населения плохая, матери часто не знают, как можно материнский капитал использовать.
Ольга Ясонова - заместитель управляющего татарским филиалом ОАО «Банк ВТБ» в Казани:
- Заметила, и даже поучаствовала. У меня двое детей 2007 и 2009 годов рождения. Не думаю, что желание российских женщин иметь детей напрямую связано с экономической ситуацией. Дети - это счастье, несоизмеримое с деньгами. В причинах повышения уровня рождаемости, полагаю, имеет место совокупность факторов. Пришло время рожать первенцев поколению 80-х. Тогда был всплеск рождаемости - и сейчас он есть. Вообще детская тема сейчас очень популярна, даже модна, активно популяризируется в СМИ. Но не последнюю роль играет и изменение уровня жизни. Если социально-экономические условия будут ухудшаться - соответственно, и рожать будут меньше, а если будущие мамочки без страха будут смотреть в будущее, то мечты о трех и более детях, конечно же, воплотятся. Рост рождаемости приводит к бурному росту рынка детских товаров и услуг. Экономический кризис лишь притормозил развитие индустрии детства.
Симбуль Ахметова – доцент кафедры социологии КФУ, кандидат философских наук:
- Рост рождаемости не может не сказаться на развитии страны. Два года назад я занималась этой проблематикой, сейчас уже нет, но даже в качестве уже стороннего наблюдателя вижу увеличение количества детей. Когда они вырастут, то будут отдавать свои силы стране. А чем больше сил, тем лучше их качество, чем стремительное развитие. Главное, чтобы прирост был стабильным, постоянным.
Руслан Чернов - директор ООО «Центр экспертиз и оценки»:
- Да, бэби-бум в Татарстане и Казани я заметил. Молодежь, вероятно, поверила, что материнский капитал, социальная ипотека для молодых семей могут улучшить их социально-экономическое положение. На развитии экономики увеличение рождаемости скажется положительно, поскольку в настоящее время в России дефицит трудоспособного населения.
Лев Овруцкий – публицист:
- То, что рождаемость возросла, приписывают отеческой заботе партии и правительства, соответствующему нацпроекту, повышению уровня жизни, а также вдруг начавшемуся укреплению семьи. Да еще говорят, что возросла уверенность молодежи в будущем. Вот отчего, мол, растет число новорожденных. Однако опросы свидетельствует, что кризис серьезно поколебал уверенность в завтрашнем дне, и все больше людей характеризуют обстановку в стране, как «напряженную». Да и смешно было бы ждать иного, скажем, в последние три года: кризис, безработица возросла, зарплаты снизились… Но как раз в этот период молодежь еще крепче стала верить в светлое будущее и чаще рожать. Не странно ли?
Падение рождаемости – мировой тренд, и никакие финансовые вливания не могут его поколебать. Пробовали в Италии, Франции, Испании, Швеции – где-то все осталось по-прежнему, где-то, как, например, в Швеции добивались кратковременного подъема рождаемости, но затем все равно господствующий тренд брал свое.
Всеобщая закономерность такова, что, чем страна богаче, тем меньше в ней детей. На уровне обыденного разумения, конечно, кажется, что стоит молодым дать квартиру и подкинуть деньжат, как они начнут плодиться и размножаться. Это не более чем мираж. Статистика свидетельствует, что в Швеции рожают реже, чем в Греции, Португалии или на юге Италии. В Москве реже, чем в Махачкале. Да и в Казани, если бы проводили соответствующие исследования, легко бы установили, что дети преуспевающих бизнесменов рождаются отнюдь не чаще, нежели дети нищих учителей или офисных клерков.
Странно также то, что комментаторы забывают о цикличности рождаемости. С завидной регулярностью бэби-бумы сменяются демографическими ямами. Бэби-бумы наблюдались у нас с правильной периодичностью в 20 лет: в 45-49-х, затем – в 65-69, затем – в 86-89, наконец – в 2007-10-х.
Приведу фрагмент из интервью Соколина - бывшего директора Росстата. «То, что в 2008—2010 годах должен произойти рост рождаемости, было ясно еще 20 с лишним лет назад, когда наблюдался последний советский бэби-бум. Пик рождаемости пришелся на 1987—1988 годы. Сегодня мальчики и девочки, появившиеся на свет 20 лет назад, сами вступают в брачный возраст. А поскольку выросло количество родителей, то, естественно, растет и число новорожденных. Таков закон природы». Соколин также дал понять, что демографы подсказали Путину подходящий момент для начала соответствующего нацпроекта.
А все 10-е годы и даже часть 20-х годов рождаемость будет крайне низка, и капитально повысить ее уровень за счет миграции из татарстанской глубинки вряд ли удастся, ибо ситуация в РТ, в общем и целом, мало чем отличается от казанской.
Энже Валиуллина – директор центра развития «Бэби-клуб»:
- Мы в Казани работаем второй год, и за это время, действительно, количество детей существенно возросло. Вполне возможно, что это связано с ростом рождаемости. В наш центр развития приходят родители с детьми от девяти месяцев, следовательно, думаю, что нам стоит ждать увеличения потока немного позже, когда дети, рожденные в 2010 году, немного подрастут. А всплеск рождаемости вполне можно связать с улучшением уровня жизни: люди не боятся заводить детей, к тому же и не по одному ребенку.
Алексей Степанов – креативный директор сети магазинов «Кристина»:
- Можно заметить, что произошел всплеск рождаемости хотя бы потому, что все больше детских магазинов открывается. Мы видим, что на рынке детских вещей товара не хватает, даже при существующей конкуренции. Поэтому мы решили данный сегмент рынка заполнить товаром хорошего качества и по доступной цене. Думаю, еще больше всплеск рождаемости можно будет ощутить ближе к весне. По статистике нашего магазина, к нам в основном сейчас приходят родители младенцев, - и, следовательно, товар для грудничков у нас в момент сметается с полок. По нашему прогнозу, весной-летом уровень продаж возрастет. Январь достаточно тяжелый месяц для предприятий и бизнеса, но роста можно будет ждать уже в феврале-марте. Рост рождаемости можно объяснить большим количеством молодых семей. При этом мы не должны забывать про низкое качество здоровья у детей. Здесь происходит то же, что и с товаром, – важен не ассортимент, а качество продукции. Главное, чтобы дети рождались здоровые.
Любовь Резниченко – директор агентства по подбору домашнего персонала Babyboom:
- Уровень жизни в Республике Татарстан неуклонно растет. Наше агентство отслеживает этот факт по увеличению спроса на домашний персонал. Увеличилось количество людей, которые зарабатывают и с уверенностью смотрят в будущее. Государство, в свою очередь, ведет пропаганду здорового образа жизни и повышает значимость семьи в жизни человека. Несомненно, еще многое предстоит сделать в этом направлении, но реальные плоды уже есть: рождаемость набирает обороты. Повышенная рождаемость гарантирует процветание нашего агентства, а стабильный бизнес – это и есть вклад в экономику.
Надежда Замалиева
Наталия Токранова
Сергей Афанасьев
Тимур Гайнутдинов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.