ПРОКУРАТУРА РТ КРИТИКУЕТ МИНКУЛЬТ РТ, ХВАЛИТ ОЛИГАРХОВ И ПРИОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫЙ СПИСОК НЕРАДИВЫХ СОБСТВЕННИКОВ

Республиканская прокуратура обнародовала итоги своей проверки состояния объектов культурного наследия, которая была инициирована после громкого скандала в связи со сносом в Казани «номеров Банарцева» и «дома Потехина». Надзорный орган пришел к тем же выводам, что и охранники памятников – разрушение исторических зданий имеет экономический характер.

ОТЧЕТ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Прокуратура Татарстана вчера распространила отчет под название «О состоянии законности в области охраны и сохранения культурного наследия». Как становится ясно из текста, по сути, речь идет о проверке, проведенной по поручению президента РТ Рустама Минниханова. Об этом говорит приписка в конце текста: «об изложенном проинформирован президент Республики Татарстан».

Напомним, что судьба исторических памятников приобрела широкий общественный резонанс после сноса двух знаковых объектов в Казани, а именно «номеров Банарцева» и «дома Потехина». Об этом подробно писала газета «БИЗНЕС Online», и статья -расследование «Кто снес номера купца Банарцева? Татнефть?!»  даже дала старт уголовному делу. Так, буквально на днях отдел милиции «Япеево» приступил к его расследованию.

В УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ЛИШЬ 15-20%

Итак, приведем наиболее интересные выжимки из отчета. Всего на 1 января 2011 на государственном учете в Татарстане состоит более 6 тысяч объектов культурного наследия, в том числе 1399 - на государственной охране федерального значения, 1004 – регионального, 413 - местного. Большое количество объектов культурного наследия в Казани - 559, из них 414 расположены на территории Вахитовского района.  

Причем, в удовлетворительном состоянии из этих объектов находятся лишь 15-20%. «Около двух третей от общего числа объектов культурного наследия нуждается в принятии неотложных мер по их спасению от разрушения в результате физического износа, несанкционированных разборок, обрушений, перестроек, пожаров», - говорится в отчете.

ПРИ ПОЖАРЕ УТРАЧЕНА КРОВЛЯ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Далее идет констатация уже утраченных памятников - «особо выдающихся по признакам исторической значимости и архитектурной ценности». Это «дом профессора К. Фукса, где останавливался А.С. Пушкин», «дом, где жила поэтесса М. Алигер», «гостиница Дворянского собрания» по улице Рахматуллина, где останавливались М.Н. Волконская, А.С. Пушкин, Ф.И. Шаляпин», «доходный дом Мельникова» (казанцам больше известен, как гостиница «Казань»)...

Также упоминается «Усадьба Муллина», находящаяся в безвозмездном пользовании прихода мечети «Аль Марджани», «заключившей охранное обязательство с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников, но не принявшей мер к сохранению данного объекта». Отмечается, что при пожаре у памятника утрачена кровля и другие элементы.

80% ПАМЯТНИКОВ ПОД УГРОЗОЙ

Самый щепетильный вопрос – а именно вопрос собственников - прокуратура постаралась обойти. Напомним, что ни Минкульт РТ, городские власти, ни правоохранительные органы пока не раскрывают общественности весь перечень исторических памятников с указанием собственников. Хотя это ключевой момент: в этом случае общественность переключила бы свой гнев с абстрактных чиновников на конкретных людей, предпринимателей и компании. Просто удивительно, почему власть до сих не может понять, что это выгодно ей самой…

В документе говорится лишь то, что из исторических памятников в пользовании учреждений культуры находятся 127 объектов, религиозных организаций - 216, юридических лиц - 1187, физических лиц - 95.

Также говорится, что в муниципальной собственности находится 1190 памятников истории и культуры, в основном, жилой архитектуры, связанных с историческими событиями или лицами. Более 80% этих домов нуждаются в ремонтно-реставрационных работах, консервации. Причем отселение жильцов и исключение зданий из делового оборота (продажа, аренда) ускоряет гибель объектов культурного значения и «приводит к утрате объектов культурного наследия, улиц и исторической среды в целом».

Далее говоря о перечне объектов, которые эксплуатируются без обременений, прокуратура все-таки называет некоторых пользователей. Приводим ниже таблицу.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ БЕЗ ОБРЕМЕНЕНИЯ

Название памятника

Пользователь здания

1.   

Здание Казанской духовной академии 1845 - 1848 гг.» по ул. Н. Ершова г. Казани

Больница скорой медицинской помощи № 2

2.   

Дом Арианова - П.А. Тельбукова, 2-я пол. 19 в. по ул. Островского

Государственное учреждение «Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан»,

3.   

Дом, где в 1941-1942 гг. жил итальянский писатель - коммунист Джованни Джерманетто»

МУЗ «Стоматологическая поликлиника №8»,

4.   

«Дом, в котором в 1929-1953 гг. жил заслуженный деятель искусств ТАССР Тази Гиззат»

Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ

5.   

Дом Бердникова В.О. - Максуди С.Н., где в 1913-1918 г.г. жил ученый и государственный деятель Максуди С.Н

ЗАО АКБ «Абсолют Банк»

6.   

Комплекс зданий и сооружений ансамбля Архиерейского загородного дома» по ул. Оренбургский тракт

ОАО «Казанская ярмарка»

7.   

Флигель дома Юнусова конца 19 в. по ул. Г. Тукая -

ООО «Сталкер-компани»

8.   

Здание женского духовного училища 19 в, бывшего Городецкого, Алафузовский театр конца 19 в.

Казанский Татарский театр юного зрителя

НЕРАДИВЫЕ СОБСТВЕННИКИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Название памятника

Пользователь здания

1.

Объект культурного наследия республиканского значения «Дом Сафы Бахтеева 1903-1906 гг.»

МУП «ЖКУ Московского района» г. Казани

2.

«Доходный дом Мельникова» (гостиница «Казань»)

ООО «Гостинично-торговый комплекс «Казань»

3.

«Усадьба Муллина Б.Ф. с флигелем конца 19 - начало 20 вв.»

мусульманская религиозная община - приход  мечети «Аль Марджани»

СНОС, КАК БИЗНЕС

Наверное, самым громким заявлением в документе является признание того факта, что разрушение исторических памятников продиктовано экономическими мотивами.

«Практика показывает, что заинтересованность частных лиц в приобретении памятника заключается в получении земельного участка и принятии всех мер, чтобы памятника на нем «осталось» как можно меньше. Государственным органом охраны объектов культурного наследия редко используется предусмотренное законодательством право обращения в суд о понуждении собственников зданий, отнесенных к памятникам истории и культуры, заключить охранное обязательство. Министерством культуры Республики Татарстан не в полной мере реализуются полномочия в сфере охраны памятников, предусматривающие направление материалов об имеющихся нарушениях в правоохранительные органы, не активизирована административная деятельность», - говорится в отчете.

Среди других причин утраты памятников называется не соблюдение градостроительных регламентов при проектировании и проведении землеустроительных работ.

ДВЕ МЕЦЕНАТА - ТАИФ И «КРАСНЫЙ ВОСТОК»

Из документа выясняется, что прокуратура не бездействует. Только в 2010 году 85 раз она выносила представления об устранении нарушений законодательства, 37 постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении, опротестовала 5 незаконных правовых актов и объявила 50 предостережений о недопустимости нарушений закона. Также в районные суды подано 11 исков по данной теме.

Правда, чтобы как-то скрасить нерадостную картину, в отчете упоминается о «единичных случаях» участия в сохранении памятников истории и культуры предприятий и отдельных благотворителей. В почетный список меценатов попали ОАО «ТАИФ», отреставрировавший «Дом Кекина» по улице Горького, и ООО «Красный Восток», восстановивший «торговый дом Е.С. Смоленцева и Н.П. Шмелева» в новом качестве - отель «Шаляпин». Упоминаются и безымянные благотворители, которые участвовали в восстановлении Зилантова и Кизического монастырей, церкви Святой Варвары и Параскевы Пятницы, римско-католической часовни, медресе «Мухаммадия», Галеевской и Розовой мечети в Казани, Макарьевского монастыря в Верхне-Услонском районе, Раифского Богородицкого монастыря в Зеленодольском районе и церкви в селе Потаниха Высокогорского района.

Итак, сделан еще один шаг в направлении легализации непростой ситуации вокруг исторических зданий Казани. Отдадим должное прокуратуре РТ, ее доклад содержит ценные зерна правды. Будем надеяться, что процесс на этом не остановится. Наша газета собирается и дальше следить за развитием ситуации. 

Арслан Минвалеев
Тимур Латыпов

Комментарии

Журналисты «БИЗНЕС Online» попросили оценить документ прокуратуры РТ специалистов в области архитектурного наследия.

Айвар Саттаров – заслуженный архитектор РТ, бывший заведующий кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ:

- В документе не все перечислено из снесенного, тех же самых номеров «Булгар» нет. Не зубастое письмо – констатация фактов. Если бы они предлагали кого-нибудь наказать, привлечь к ответственности, хоть как-то. Хоть какой-то прецедент штрафных санкций! А такой документ могли написать и отдел охраны памятников при управлении архитектуры и градостроительства Казани с министерством культуры.

Надзорные органы существуют, а не действуют, и ни на один вопрос, по тому же сносу домов, ответить не могут. Если бы в данном случае народ не возмутился... Может быть, это был пробный камень – прореагирует народ или нет? Если нет, дальше втихую сносить. Чиновники все это прекрасно видят, а сейчас решили «оперативно отреагировать» на выступления людей, чиновничьи мероприятия проводят, вроде вчерашнего в Союзе архитекторов Татарстана… Есть нормативные законы и акты, они не соблюдаются. Первым о сносе исторических домов должны были кричать отдел по охране памятников при управлении архитектуры, министерство культуры…

Думаю, будут сносить и дальше, потому что это самый простой способ избавиться от обременения. Кого волнует Петонди, кроме знатоков архитектуры? Дом Фукса довели до такого состояния, что его только снести и заново построить… Возможна ли схема, когда собственник не сносит памятник из-за земли, а реставрирует его? Нет, это нереально. На данном этапе экономического развития нашего общества такой схемы нет. Это должен быть очень богатый собственник, который может позволить себе реставрацию, как было в случае с Домом Кекина. Или эту заботу должно взять на себя государство.

Сергей Саначин – краевед, главный архитектор проектов ОАО «Институт «Казгражданспроект»:

- Пустая бумага. Это можно было бы озвучивать с трибуны на каком-нибудь съезде в Советском Союзе. Тут же вообще ничего нет. Мы уходим от расследования причин уничтожения номеров Банарцева и дома Потехина на общие места. Чего тут только нет: и о собственности, и какие у нас памятники. И при этом ничего не понять. Говорится о практике прокурорского надзора. Что за практика? Сказали бы, какой график у этой практики, какое количество проверок в месяц или в полгода, сколько людей задействовано… Говорится, что прокурорские проверки проведены с учетом обращений граждан. А были ли проверки без этих обращений и публикаций в газетах? Если есть проверки, обнародуйте их результаты. Ведь здесь ничего не обнародовано, просто написано – столько-то и столько-то, такие-то объекты. А надо сделать что-то вроде таблицы: слева памятники, а справа – «диагнозы». Надо сделать полный «прочес». Сколько там написано в Казани памятников? 559? Вот полностью их все оценить и проверить: какие на них заключены обязательства. Мы же ничего не знаем.

Написано: состояние большинства объектов не соответствует предъявляемым требованиям законодательства, используются без обременения. И девять примеров. А почему девять, если всего памятников 559? А что с другими? Ничего не понятно!

Пишут, что сохранность не обеспечивается «в полной мере». А как это – «в полной»? Даже в названиях – стыд! «Дом профессора К.Фукса, где останавливался А.С.Пушкин». Не останавливался там Пушкин! «Гостиница дворянского собрания». Да нет никакой гостиницы дворянского собрания! Сколько можно одно и то же талдычить? Гостиница дворянского собрания была в 70-е годы XIX века переделана полностью купцом Соболевым. А мы все долбим и долбим. Прокуратура скажет: так в реестре написано. Но в реестре много чего написано. Вы знаете, что если следовать такому буквоедству, то у нас на охране стоят не мечети, а минареты мечетей? Формулировки тоже надо менять. Это тоже важно.

Словом, пустая бумага. Только похвалить успели ТАИФ и «Красный Восток». Я так и думал.

Нужна какая-то общественная комиссия, которая добилась бы расследования, обнародования документов, а не этих «партийных отчетов». Чего-то настоящего. Непонятно, что все-таки с номерами Банарцева, с гостиницей «Казань». Никакого диагноза нет. Зато пишут, что утрачена кровля у усадьбы Муллина. Об этом разве сейчас народ спрашивает? Вопрос поднимается один, а все уводится в такие отчеты.

Но одним плачем в газетах не обойтись. Надо подвести власти к следующему шагу – организовать мозговой штурм проблемы. Провести несколько семинаров, с привлечением корифеев из Москвы, Санкт-Петербурга, с Запада. Да и вообще: везде проходят какие-то конференции, семинары, симпозиумы, а Казань – словно мертвый город - только хоккей, баскетбол, волейбол. Сколько можно? Надо бы и паузу сделать.