«ЗАЙМЫ НАСЕЛЕНИЯ» ПРИЦЕНИВАЮТСЯ К ЗАРПЛАТАМ ЗАЕМЩИКОВ В ТАТАРСТАНЕ

Крупнейший банк России стал жертвой двойников. На юге России появилась компания «Займы населению», логотип которой очень похож на тот, что использует Сбербанк. Причем владельцы компании, выдающей «быстрые займы» под высокие проценты,  готовы поставить бизнес на поток, предлагая франшизу региональным инвесторам.

 РОСТОВЩИКИ ПОД БРЕНДОМ «СБЕРА»

Компания «Займы населению» Зарегистрирована в Краснодаре, есть филиал в Астрахани, по данным СПАРК, в качестве владельцев выступают Евгений и Сергей Смолянские специализируется на предоставлении кредитов населению, а ее офисы расположены в Краснодаре и Астрахани. «Мы используем разные системы кредитования: от коротких кредитов на небольшие суммы — 5–20 тыс. руб. — до крупных займов под залог недвижимости», до 2 млн руб. — говорят представители компании. Как обычно бывает у организаций, специализирующихся на «быстрых займах», ставки у ООО «Займы населению» гораздо выше, чем в банках, — 2–16% в месяц, при этом для получения столь дорогих кредитов не нужно предоставлять никаких документов, кроме паспорта.

В своем логотипе «Займы населению» использует и цветовые, и стилистические решения, которые сходны с нынешними сбербанковскими. А шрифт применяют тот самый, что госбанк официально использовал до ребрендинга, проведенного в 2009 г. Как рассказал «Маркеру» источник в компании «ПараТайп», еще в 1990-х банк получил эксклюзивную, то есть незначительно измененную версию шрифта ITC Benguiat — ITC Benguiat Sberbank. Фирма «Займы населению» использует аналогичный шрифт, но не является клиентом «ПараТайпа» В конце декабря владельцы подали заявку в Роспатент на регистрацию логотипа, многие элементы которого весьма похожи на сбербанковские.

ОФИСЫ ДВОЙНИКОВ ПРОДАЮТСЯ ПО ФРАНШИЗЕ

Недавно владельцы «Займов» провели ребрендинг, в результате которого офисы компаний стали напоминать фирменные отделения Сбербанка. Но владельцы «Займов» уверены, что права «Сбербанка» на бренд не нарушены. «Нельзя запатентовать зеленый цвет или зеленые таблички. Нельзя запретить менеджерам или операционисткам носить белый верх и черный низ. На это у Сбербанка монополии нет. Заявку же на регистрацию логотипа мы уже подали в Роспатент», − заявил совладелец компании Сергей Смолянский. При этом он не отрицает, что и логотип, и фирменные цвета выбраны не случайно: «Наша компания пока на рынке неизвестна, но за счет цветов и логотипа потребитель получает ощущение доверия и стабильности».

Как заявляют владельцы компании, никаких претензий со стороны Сбербанка не было. Теперь позиция госбанка, вероятно, изменится, ведь офисы компании «Займы населению» могут появиться в десятках городов России. Владельцы предлагают инвесторам приобрести франшизу за 720 тыс. руб., еще в 200 тыс. обойдется оформление офисов в стиле a-la «Сбер». При этом средства на кредитование физлиц своим франчайзи будут предоставлять сами владельцы «Займов».

«Мы не продаем франшизу кому попало. Сначала оцениваем перспективность города — будет ли работать там бизнес. Это зависит от платежеспособности населения: в Астрахани зарплаты 5–10 тыc. руб., в Белгороде и Ставрополе — 20–30 тыс. руб., а в городах Татарстана средние зарплаты не меньше 30 тыс. руб.», — объясняет Сергей Смолянский. По его словам, купившие франшизу инвесторы смогут за полгода отбить вложения и выйти в прибыль. «Человек подсаживается, как в казино», «Короткие деньги имеют огромную ликвидность. Человек, однажды взяв деньги, становится постоянным клиентом, подсаживается, как в казино. Берет 10 тыс. руб. на две недели, а возвращает 12 тыс. руб. И так он берет постоянно. Если считать вместе с пенями, до доходит до 1000% годовых. 25% — это просрочка, но даже если не заниматься взысканием, то все равно остаемся в прибыли» — рекламирует свое детище Смолянский. Договоры об открытии представительств в Ставрополе и Ростове, по его словам, уже подписаны. Еще 20 городов находятся на стадии рассмотрения.

СБЕРБАНКУ НЕ ПРИВЫКАТЬ БОРОТЬСЯ С ДВОЙНИКАМИ

Сбербанк уже не раз был вынужден бороться с компаниями, использующими элементы его бренда. В 2008 г. в Омске кооператив «Новая сберегательная касса» (НСК) использовал элементы логотипа Сбербанка в рекламе вкладов — пайщикам было обещано 25% годовых в месяц. При этом представители НСК утверждали, что гарантом возврата средств выступает Сбербанк. Госбанку пришлось привлечь ФАС и правоохранительные органы, чтобы прекратить рекламную компанию НСК.

Представители Сбербанка на запрос «Маркера» не ответили, но, скорее всего, на плагиат отреагируют. Если юристы госбанка не смогут убедить владельцев «Займов населению» добровольно изменить логотип и оформление офисов, то они наверняка обратятся в суд и ФАС, где у них высокие шансы на выигрыш, уверены юристы.

«Имитация и не вполне добросовестная конкуренция очевидны. Из-за сходства шрифтов и наличия в знаке зеленого круга потребитель может ошибочно решить, что „Займы“ — какой-то новый проект Сбербанка по микрокредитованию. Усилить это заблуждение может и сходство в оформлении офисов. Думаю, что Сбербанк может рассчитывать на пресечение действий нежданного конкурента», — объясняет Константин Суворов, «Сбербанк может обратиться в суд c исками о нарушении авторских прав на шрифт и о нарушении прав на товарный знак в виде усеченного круга. Он также может подать заявление в ФАС о нарушении закона о защите конкуренции. „Займы населению“, конечно, попытаются сделать акцент на различиях в словесных частях обозначений, но, думаю, „Сбер“ вполне может доказать, что сходство есть», — говорит Константин Суворов партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры».

По материалам Маркер. ру.